Читайте также:
|
|
1)Истина - отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания. Истиной может называться само знание (содержание знания) или сама познанная действительность. В целом, истина есть универсальная абстрактная категория, понятие, используемое, в частности, в религии и философии. В качестве антонима используется понятие «ложь».
2) Заблуждение — знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Будучи неадекватной формой знания, оно главным своим источником имеет ограниченность, неразвитость или ущербность общественно-исторической практики и самого познания. Заблуждение по своей сути есть искаженное отражение действительности, возникающее как абсолютизация результатов познания отдельных ее Сторон. Заблуждения, конечно, затрудняют постижение истины, но они неизбежны, есть необходимый момент движения познания к ней, одна из возможных форм этого процесса.
Заблуждения следует отличать ото лжи — преднамеренного искажения истины в чьих-то корыстных интересах, и связанной с этим передачи заведомо ложного знания — дезинформации. Если заблуждение — характеристика знания, то ошибка — результат неправильности действий индивида в любой сфере 1-го деятельности: ошибки в вычислениях, в политике, в житейских делах и т.д.
Истина — знание, соответствующее своему предмету, совпадающее с ним. Иначе говоря, это верное, правильное отражение действительности — в живом созерцании или в мышлении. Поэтому первый и исходный признак истины — объективность: конечная обусловленность реальной действительности, опытом, практикой и независимость содержания истинного знания от отдельных людей. Будучи объективна по своему внешнему материальному содержанию, истина субъективна по своим внутренним идеальным содержанию и форме: истину познают люди, выражающие ее в определенных субъективных формах (понятиях, законах, теориях и т.п.). Для характеристики объективной истины как процесса применяются категории абсолютного (выражающей устойчивое, неизменное в явлениях) и относительного (отражающей изменчивое, преходящее). Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективной истине) понимается, во-первых, как полное, исчерпывающее знание о действительности в целом — гносеологический идеал, который никогда не будет, достигнут, хотя познание все более приближается к нему. Во-вторых, как тот элемент знаний, который не может быть никогда опровергнут в будущем: «Птицы имеют клюв», «люди смертны» и т.д. Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах предметов. Относительная истина (точнее, относительное в объективной истине) выражает изменчивость каждого истинного знания, его углубление, уточнение по мере развития практики познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (например, классическая механика сменилась квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (например, истина о существовании вечного двигателя, понятия о теплороде, флогистоне и т.п.). Относительность истины заключается в ее неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных, но не путем механического соединения готовых истин, а в процессе исторического развития познания и синтеза его результатов.
3) сопоставление особенностей абсолютного и утилитарного знания заставляет нас обратить пристальное внимание на проблему достоверности.
Надежда на достоверность знания обычно столь велика, что какие-либо сомнительные или ошибочные сведения даже неудобно называть "знанием". Знание как бы включает в себя условия своей истинности. В обиходе всегда подразумевается, что человек знающий – это носитель особого достоинства, полезный для дела и для беседы, приближающий нас к правильному взгляду на вещи. Оставляя пока в стороне эту острую тему, к обсуждению которой придется приступить позднее (см. 8, с.59), отметим здесь, что существует определенная иерархия достоверностей. На самой высокой ступени этой иерархии находится абсолютное знание, полученное из личного опыта и допускающее такие, примерно, формы выражения:
"Я мыслю, следовательно я существую" [2].
"Я печалюсь, следовательно жизнь включает печаль".
Ступенью пониже встречаем абсолютное знание, полученное через посредника:
"Он вкушал плоды от смоковницы и сказал, что созревшие плоды сладки".
Если в первом случае знание неотделимо от переживаемой действительности и потому – и в этом смысле – оно неоспоримо, то во втором случае между знанием и действительностью стоит связующее звено – наша вера посреднику, вкусившему от плода смоковницы. Чем крепче вера, тем меньше оснований оспаривать полученное знание: "плоды сладки".
На следующей, еще более низкой, ступени находим абсолютное и утилитарное знание, устанавливающее какую-либо (обычно причинную) связь явлений. Примерная форма выражения может звучать так:
"Когда солнце заходит, температура воздуха понижается".
На самых нижних ступенях иерархии находятся, несомненно, все те информационные сообщения, которые возникают в результате не только чьих-либо прямых наблюдений, а еще и при посредстве, логических рассуждений, продолжающих и дополняющих начальные наблюдения.
Правда, вся современная человеческая цивилизация держится на твердом убеждении, что логическим рассуждениям не обязательно нужно верить, поскольку их можно и даже должно проверить.
Итак, мы видим, что проблема достоверности знания возникает на всех ступенях намеченной иерархии, за исключением, быть может, самой первой и – в некотором смысле – самой примитивной ступени.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 18 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |