Читайте также:
|
|
В целом это учение основано на нигилизме, на отрицании. Киники критиковали государство за его рабовладельческую сущность, его законы, правителей,. В основе их критики лежала софистская антитеза «природа-закон». Природа – это естественное, истинно человеческое, закон – нечто искусственное, навязанное людям. В понятие «закон» включались не только государственные законы, но и человеческие мнения, традиции, обычаи, т.е. само поведение людей. Киники считали, что именно «закон» исказил природу людей, разрушил их естественное счастье, внес зло и несправедливость. Поэтому законы бесполезны: хорошие люди в законах не нуждаются, а плохие от законов лучше не становятся.
Понятия «счастье» и «добродетель» – основные понятия этики киников. Добродетель киники видели в счастье довольствоваться малым и избегать зла. Научить добродетели должна сила волb, которая выражается в поступках, направленных на ограничение потребностей. В этом смысле их идеалом были первобытные люди, еще не знавшие огня.
Объектом критики киников был и человек существующего общества. В упадке общества они видели причину нравственного упадка человека и своей философией, и своим образом жизни пытались с этим бороться. Основа нравственных исканий киников выражена в словах Диогена: «Человека ищу». Среди людей Эллады киники не видят «добродетельных мужей», а других они презирают. Для киников значим внутренний мир человека, они хотят его переделать, сделать человека более нравственным. Хороший человек у них тот, кто презирает богатство, славу, удовольствия, жизнь и почитает противоположное – бедность, бесславие, труд, смерть.
Проблема богатства, вернее, отказ от него, одна из центральных проблем кинизма. Только бедность – путь к свободе и справедливости. Для доказательства аморальности богатства киники используют тезисы-сентенции типа: «богатство не относится к числу необходимых вещей», «ни в богатом доме, ни в богатом государстве не может жить добродетель», «стяжатель не может быть хорошим человеком», «все становятся тиранами только из-за богатства».
Киники – индивидуалисты. В их индивидуализме – вера в нравственную силу человека. Но форма их индивидуализма не вызывает симпатий: большая часть человечества у них «невежды», «глупцы», «толпа».
Для киников ценны невнимание к внешнему виду и дружба. Киники очень непривлекательны внешне (плащ простолюдина – трибон, нищенская сума – пера, посох, борода, длинные волосы), но гордятся таким внешним видом. «Считай свой старый плащ львиной шкурой, котомку – землей и морем, кормящим тебя...» (Диоген). Дружба - это единственная «неприродная» радость, доступная киникам. Действенное начало, филантропия («любовь к людям») – основа кинической дружбы. Но дружба киников – это дружба к своим, поэтому это скорее чувство коллективизма социальных низов. Идея дружбы и братства для всех, для своих и чужих, была выражена через идею космополитизма. Для киников космополитизм – это проявление внутренней свободы. Той самой «свободы от...», за которую они подвергались репрессиям, особенно в 4-3 вв. до н.э., и подвергаются критике уже две тысячи лет.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |