Читайте также:
|
|
"Опыт" - главная категория в философии Бэкона, ибо с него начинается и к нему приходит познание, именно в опыте проверяется достоверность знания, именно он дает пищу разуму. Без чувственного освоения действительности разум мертв, ибо предмет мысли всегда черпается из опыта. "Самое лучшее из всех доказательства есть опыт", - пишет Бэкон. Опыты в науке бывают плодоносными и светоносными, первые приносят новые знания полезные человеку, это низший вид опытов; а вторые - открывают истину, именно к ним должен стремиться ученый, хотя это трудный и долгий путь. В этом пути его будут сопровождать главные методы познания, "один воспаряет от ощущений и частностей к более общим аксиомам... Другой же - выводит аксиомы из ощущений". Это не что иное, как индукция (от частного к общему) и дедукция (от общего к частному). Дедуктивный метод был хорошо отработан в Логике Аристотеля и более поздних работах. Заслуга Бэкона в философском обосновании индукции. Индукция может быть полной и неполной. Полная индукция - это идеал познания, она означает, что собраны абсолютно все факты, относящиеся к области изучаемого явления. Нетрудно догадаться, что это задача сложная, если не сказать недостижимая, хотя Бэкон верил, что со временем наука решит эту задачу; поэтому в большинстве случаев люди пользуются неполной индукцией. Это означает, что обещающие выводы строятся на материале частичного или выборочного анализа эмпирического материала, но в таком знании всегда сохраняется характер гипотетичности. Например, мы можем утверждать, что все кошки мяукают до тех пор, пока нам не встретится хоть одна немяукаящая кошка. В науку, считает Бэкон, нельзя допускать пустые фантазии, "...человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, - чтобы они сдерживали каждый прыжок и полет". Для того чтобы добраться до истины, науке необходимо накопить огромное количество плодоносных опытов, подобно муравью, который по песчинке собирает свой муравейник, в отличие от паука, создающего из самого себя затейливый узор своей паутины
22) Метафизика субъекта в философии Р. Декарта.
Выдающийся математик из Франции и философ. Стремился разработать универсальный дедуктивный метод для всех наук, исходя из теории рационализма,предлагающего наличие в человеческом уме врожденных идей, которые во многом определяют результаты познания.Воззрения Декарта на природу носили чисто механический характер. Человек, в отличие от животных обладает душой, разумом и речью, что выходит за пределы действия законов механики. Он отвергал одушевленность животного мира, душа присуща только человеку, которая составляла особую субстанцию.
Фундаментом в рационалистическом воззрении Декарта является субстанция. Под субстанцией он имел ввиду Бога. Декарт разделил мир на два рода субстанций -духовную и материальную. Материальная делима до бесконечности, а духовная неделима. Духовная субстанция имеет в себе идеи, изначально ей присуще, а не приобретенные в опыте, т.е. духовный мир есть нечто врожденное. В своем подходе к субстанциям он был дуалистом, но причиной этих двух субстанций выступает Бог, как бесконечная субстанция.
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |