Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Ф. Бэкон

Читайте также:
  1. Бэкон как представитель материализма.
  2. Возникновение экспериментального метода и его соединение с математическим описанием природы: Г. Галилей, Ф. Бэкон, Р. Декарт, И.Ньютон.
  3. Вопрос 9. Проблема метода познания в философии Нового времени: Ф.Бэкон и Р.Декарта.
  4. Классификация заблуждений по Ф. Бэкону (идолы рынка, пещеры, рода и театра -раскрыть и привести свои примеры).
  5. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона.
  6. Номинализм и эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода.
  7. Основные идеи философии XVII в. (Ф. Бэкон, Р. Декарт, Т. Гоббс, Дж. Локк, Г. Лейбниц).
  8. ПОНЯТИЕ ОПЫТА В ФИЛОСОФИИ Ф.БЭКОНА
  9. Попытки классификации наук и значение философии Ф. Бэкона
  10. Представители и проблематика философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм: Ф. Бэкон и Р. Декарт

Схоластика.

Религиозн. философия,главной целью кот. была попытка объяснить осн.религиозн.догматы. догматы: 1) о греховности 2) о необходимости искупления греха 3) о возможности спасения через искупление. 2 этапа: 1) ранняя схоластика (11-13 вв.) 2) зрелая схоластика (12-13 вв.). разложение в 14 в. Системизатором ортодоксальной схоластики считается монах-доминиканец Фома Аквинский (1225-1274), ставивший основной целью отработку догматов христианск. вероучения в формах здравого смысла. Опираясь на позднего Аристотеля, он канонизировал христианское понимание соотношения идеального и материального как соотношения идеального принципа формы («принципа порядка») с колеблющимся и неустановивш.принципом материи. Слияние первопринципа формы и материи рождает мир индивидуальных явлений. Душа человека есть формообразующий принцип, однако свое полное индивид.воплощение она получает только при соединении с телом. Схоластика делится на 1)реализма и 2)номинализм. 1) универсалии есть реальность. Они предшествуют вещам, т.е. общее предшествует единичному. В знаменитом средневековом споре м/у реалистами и номиналистами проявилась острая коллизия м/у духом и материей. Спор шел о природе универсалий, т.е. о природе общ.понятий. Реалисты (Фома Аквинский), опираясь на положения Аристотеля, о том, что общее существует в неразрывной связи с единичным, являясь его формой, сформировали концепцию о трех видах существования универсалий. Универсалии, по Фоме Аквинскому, существуют трояким образом: «до вещей» в божествен.разуме, «в самих вещай» как их сущность или формы и «после вещей», т.е. в человеческом разуме, как результат абстракции. Такое решение вопроса носит в истории умеренного реализма, в отличие от крайнего реализма, согласно кот. общее существует только вне вещей. Ф.аквинский полагал, что существуют материя и форма. Творцом форм является бог. Сотворенная богом имр-иерархия сущности. Знание и вера-2 пути к истине.

Номиналисты (У.Апкам). универсалии существуют только в интенсивном акте сознания, т.е. в направленности нашего сознания на объект. Они существуют лишь в человеческом разуме, в мышлении.

Ф. Бэкон

Философия Бэкона (Б.) возникла в атмосфере общего научного и культурного подъема Европы. Он твердо встал на путь освобождения науки от схоластики и церковный догматики, но вместе с тем остался верен идее Божества и Высшего разума. В галвном произведении Б. – «Новом органоне» представлены материалистические взгляды на природу и дано обстоятельное объяснение индуктивному методу и его роли в познании. В утопии «Новая Атлантида» раскрывает роль науки и техники для развития производства, роста материального благосостояния и всестороннего развития общества. Высшей задачей познания считал завоевание природы и совершенствование человеческой жизни. Предметом философии по Б. должна быть материя и различные ее формы. Б. – родоначальник материализма и эмпиризма Нового времени. Для Б. вечность материи и движения – само собой разумеющийся, не нуждающийся в обосновании фактов. Однако все многообразие форма он граничивал 19 видами (сопротивление, инерцию, колебание и т.д.). Но учение о материи, природе им было разработано недостаточно, т.к. его интересовали прежде всего проблемы научного познания. По мнению Б., прогресс естественной философии ведет к разрушению суеверия и к укреплению веры. Он считал, что «легкие глотки философии толкают порой к атеизму, более же глубокие возвращают к религии».бог для Б. – первопричина мира. При этом он отстаивал познаваемость природы, считая, что вопрос о познаваемости природы решается на спорами, а опытом. Природа познаваема, но на пути познания имеется множество заблуждений. Б. различает 4 вида заблуждений – 4 вида «идолов» (ложных образов). Это «идолы рода», «идолы пещеры», «идолы рынка», «идолы театра». «Идолы рода» ведут к ложным представлениям о мире и являются следствием ограниченности ума, органов чувств. Люди к природе вещей примешивают собственную природу, искажая таким образом действительную картину мира. «Идолы пещеры» - это ложное восприятие действительности, свойственное отдельным людям, или индивид.заблуждение человека. Каждый человек имеет свой субъективный мир («свою пещеру»), кот.искажает его суждения о явлениях природы. «Идолы рынка» - это ложное понятие, кот.порождено употреблением неправильных слов, распространен.чаще всего на рынках. В одни и те же слова люди вкладывают различное понимание, что ведет к пустым спорам и затрудняет познание вещей природы. «Идолы театра» - неправильное представление о мире, возникшее на основе некритического усвоения различных философ.взглядов. подобные представления изображают вымышленную картину мира, а не действительную природу вещей. Правильное познание ведет к господству людей над природой, но подчинить природу можно только на основе изучения и использования присущих ей законов. Б. подчеркивал исключительное значение естествознания для развития науки и философии. Однако он стоял на точке зрения теории «двойственности истины». Теология имеет своим объектом Бога, наука – природу. Нужно четкое и строгое разграничение их компетентности. Б. признает бога творцом мира и человека, но он может и должен быть объектом лишь веры. Источником человеческого знания Б. считал чувственный опыт. Верный путь,он считал, начинается с ощущений. Он разработал метод индукции. Индукция исходит из ощущений, из отдельных фактов, поднимаясь шаг за шагом, она доходит до самых общих положений. Однако он преувеличил значение индукции, критикуя дедукцию. В действительности, оба метода не исключают, а дополняют друг друга. Б. один из первых поставил вопрос о единстве чувственного и рационального моментов в познании. Однако решить ему как метафизику эту проблему не удалось. Б. представил систему классификации наук, онсованную на различии способностей человеческ.познания (память, воображение, рассудок). Память лежит в основе естественной и граджанноской истории, воображение-в основе поэзии. На рассудок опирается математика, естествознание и философия.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 19 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав