|
Явное оживление философской мысли начинается примерно с 60-х годов хотя до этого:
-с 1956 г. философию преподают как самостоятельный предмет не только в гуманитарных вузах и университетах, но и в технических;
-в 1958 г. - возникает ещё один философский журнал «Философские науки»;
-с конца 50-х гг. Советские философы начинают принимать участие в международных философских конгрессах.
Главные темы работы советских философов:
1. Новое прочтение К. Маркса (-соотношение идей раннего и позднего Маркса, -анализ внутренней логики и диалектики «Капитала») М.М. Розенталь, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров.
2. Развитие диалектической логики. Диалектика анализируется как объективный процесс и метод познания. (Ильенков, Байтищев, Библер)
3. Формирование отечественной методологии науки.
Стремление соединить системные представления и диалектику (до этого системный метод считался «буржуазным» и не мог использоваться как научный метод) (Штофф, Швырев, Мамчур, Степин. Ракитов).
4. Под видом критики происходит, знакомство с западной философией. (Мельвиль, Матрошилова, Богомолов, Быховский и др.)
5. Раскрытие проблем гносеологии и теории познания. (П.В. Копнин, В.А. Лекторский, В.С. Швырев)
6. Обсуждение проблемы сознания. Развернулась многолетняя дискуссия об идеальном между Э.В. Ильенковым и Д.И. Дубровским. Продолженная Михайловым, Библером, Мамардашвили.
7. Обсуждение, прежде запрещенной, темы ценностей.
«Лекции по марксистко- ленинской эстетике» М.С. Кагана утверждают право на существование аксиологического подхода к сознанию.
8. Выдвижение комплекса взаимосвязанных проблем «деятельность - культура - человек».
-над проблемой деятельности и практики работали А.П. Огурцов, Б.А. Воронович, М.С. Каган.
-по теме культура сформировались противоположные точки зрения:
· «Деятельностная» или технологическая позиция (Э.С. Маркарян, В.Е. Давидович)
· «Кормативно- ценностная» (В.М. Межуев, Л.Н. Коган, А.С. Злобин)
-в теме человека (хотя экзистенциональные проблемы обсуждать не разрешалось) обсуждались темы:
· сущности человека, его свободы, истории, диалектика его жизни
· ставились вопросы философской познаваемости человека и единства человечества.
9. Темы, связанные со спецификой философского знания.
Она определялась как наука или не наука, выяснялось как она соотносится с другими видами сознания. (Т.И. Ойзерман, П.В. Алексеев).
10. Осмысление социальной жизни.
Даже в условиях существенных ограничений, по- разному интерпретировались марксистские положения с целью сделать предписанную схему как можно более гибкой, позволяющей вмещать и охватывать те феномены, о которых специально не задумывались классики марксизма. (В.Ж. Келле, М.Я. Ковальзон, Ю.К. Плетников).
Выводы:
1. Диалектико- материалистическая философия в СССР, несмотря на сложные политические и идеологические условия (начиная с 1917 г. и по н.в.), в основном сохранила своё методологическое значение, приобрела начало плодотворных идей из работ известных советских ученых: общественников и естественников, историков философии, этиков, эстетиков.
2. Сегодня в России философы продолжают работать, творить. Освободившись от жестких рамок официального марксизма они ищут новые пути в теории, открывают для себя и других прежде неведомые пласты бытия, переживания, мышления.
Выводы по лекции:
1. Русская философия - это живой и динамичный организм. Она имеет сравнительно не долгую историю, но тем не менее, она внесла значительный вклад в сокровищницу мировой философской мысли.
2. Русская философия несёт на себе отпечаток национальной культуры, национального характера, национального психологического склада, особого типа мышления и мировоззрения, т.е. она является одним из ресурсов ретроспективного портрета народа.
3. Философские концепции отечественной философии всегда были связаны с конкретными социально- политическими обстоятельствами в стране.
4. В русской философии никогда не было «голого» копирования западных философских теорий. Русские мыслители как бы отталкивались от чужого учения и предлагали самостоятельные построения.
5. Русская философия в своей основе высоконравственна. Нередко нравственный аспект был тем стержнем, вокруг которого строилась вся система.
6. Обращение к истории русской философии позволяет военным кадрам обогатить свой державный мир, расширить мировоззрение.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 22 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |