Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Досократические философские школы: ионийцы (Милетская школа, Гераклит Эфесский), пифагорейцы, Элейская школа).

Читайте также:
  1. Quot;Утешение Философией": философские представления Боэция
  2. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии.
  3. Билет 10. Философские идеалы эпохи просвещения.
  4. Был объявлен императором Николаем I сумасшедшим за свои философские воззрения
  5. ВОПРОС Философские проблемы естествознания
  6. Гераклит и элейская школа о диалектике
  7. Гераклит Эфесский
  8. Гераклит Эфесский 540-480
  9. Исторические формы диалектики (Гераклит, Гегель, Маркс К.)

До-Сократический этап (натурфилософия): до 5 в. до н.э.

Специфика философии данного периода:

1. Стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом.

2. Главный вопрос – вопрос о первоначале мира. В этом смысле философия до-сократического периода перекликается с мифологией, наследует ее мировоззренческую проблематику. Однако мифология стремится решить этот вопрос по принципу: «Кто родил сущее?» А философия – «Из чего все произошло?»

Милетская школа:

Фалес из Милета (ок. 625 – 547 до н.э.): родоначальник европейской науки и философии; математик, астроном, политический деятель; автор многих технических усовершенствований.

Основные идеи:

· Выдвинул идею субстанции – первоосновы всего, усмотрев начало всего во влаге (ведь она пронизывает собой все). Т.о. произвел переворот в мировоззрении, дав «отставку» олимпийским богам и продолжив путь к естественному объяснению природы.

· Ему впервые пришла мысль о единстве мироздания.

· Стоял на точке зрения гилозоизма (философское воззрение, согласно которому всей материи присуще свойство живого и прежде всего чувствительность, способность к ощущению, восприятию).

Анаксимандр (ок. 610 – 540 до н.э.): преемник Фалеса.

Основные идеи:

· Первым возвысился до оригинальной идеи бесконечности миров.

· Первооснова сущего – апейрон (неопределенная и беспредельная субстанция: ее части изменяются, целое же остается неизменным). Оно недоступно чувственному познанию, но постижимо разумом.

Анаксимен (ок. 585 – 525 до н.э.).

Основные идеи:

· Первоначало всего – воздух. Его он мыслил как бесконечное, видел в нем легкость изменяемости и превращаемости вещей.

Пифагор (6 в. до н.э.).

Также решал проблему «Из чего все?»

Основные идеи:

· «Все есть число» – вот его исходная позиция. Пифагорейцы видели в числе и в математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы.

· Пифагор учил, что душа бессмертна. Идея перевоплощения душ. Все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души мертвых через какое-то время вселяются в других.

Гераклит Эфесский (ок. 530 – 470 до н.э.): великий диалектик античного мира.

Основные идеи:

· Все существующее постоянно переходит из одного состояния в другое: «Все течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплее, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется».

· Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга.

· Переход явлений из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей – вечный всеобщий Логос, т.е. единый, общий для всего существования закон.

· Мир, единый из всего не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

· Космос – это вечно полыхающий огонь. Живой огонь, тождественный божеству.

Элейская школа:

Если Гераклит подчеркнул одну сторону бытия – изменение вещей, текучесть сущего, то элейцы подвергли его идеи критике и обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей. Парменид: «Ничто не может стать чем-нибудь и нечто не может превратиться в ничто».

Ксенофан из Колофона (ок. 565 – 473 до н.э.): философ и поэт, изложил свое учение стихами.

Основные идеи:

· Земля появилась из моря. Док-во: в отдалении от моря (в горах) находят раковины, а на камнях – отпечатки рыб и растений.

· Разделил виды знания на «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение.

Парменид (540 – 470 до н.э.): ученик Ксенофона.

Основные идеи:

· Истина заключается в том, что первоначала нет.

· Бытие – это нечто неподвижное, вечное и совершенное.

· Бытие есть, а небытия (пустоты) нет. Значит нет возможности движения.

· Чувственное и рац. познание соотносятся. результатом чувственного познания является мнение («докса»).

· Мысль и предмет мысли – одно и то же.

Зенон (480 – 430 до н.э.): ученик Парменида. Автор апорий «Дихотомия» (проблема деления отрезка пополам), «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела».

Основные идеи:

· Истинным знанием является знание рац-ное, а чувственное ошибочно.

· Окружающий мир обладает знанием обо всем, это идеальная сила. «Нус» («ум», «разум») – это то, что он нам дает.

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 26 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 | 6 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав