Читайте также:
|
|
Особенности древнекитайской философии обусловлены своеобразием представлений о мире и человеке и системы ценностей китайской традиции. Человек, общество и мир воспринимались как единое целое. Мир рассматривался как естественный процесс «самоизменений», а представления о Боге-творце, Боге-личности отсутствовали. Не были развиты представления о загробном мире. Души усопших оставались среди живых, могли помогать людям или препятствовать им в каких-то делах. Их старались задобрить принося жертвы, делая подношения. Поэтому, наряду с культом Неба, особое место занимал культ предков. К числу главных добродетелей относились уважение к родителям, старшим, почитание предков, следование традиции. Человек должен был стремиться к продлению земной жизни с помощью упражнений, правильного образа жизни. При этом человек не выделял себя из коллектива, с почтением относился к правителю, чиновникам и государству.
Все это нашло отражение и в философии. Внимание было обращено земные дела. В условиях кризиса, междоусобиц и разрушения традиции основными проблемами китайской философии стали вопросы управления обществом и этики, поиск Пути. Метафизические же построения выдвигались скорее для обоснования власти правителя и авторитета государства, а не просто для объяснения происхождения бесконечного многообразия природных явлений.
Итак, китайские школы объединяют такие черты, как традиционализм, обращенность в прошлое, тесная связь с мифологией, коллективизм, исключение личностного начала, практическая направленность.
Основные идеи философии Древнего Китая. Источниками философской мысли Древнего Китая - древние памятники «И-цзин» («Книга перемен») и «Ши-цзин» («Книга песен»). Важнейшими категориями древнекитайской философии являются Небо, Дао, инь и ян, пять «первостихий».
Небо – верховное всекитайское божество; судьба; первопричина и первооснова всего сущего; природа. Небо – это высшее олицетворение разума, целесообразности, справедливости и добродетели. Небо воспринималось также как Верховный первопредок. Оно устанавливает порядок, дает «образец». Претендуя на родство с Небом, китайские правители стали именовать свою страну Поднебесной (Тянь-ся), а себя сыновьями Неба (тянь-цзы).
Высшая добродетель – соответствие божественной силе Неба. Смысл жизни – в поддержании правильных отношений человека с космосом, в умении соответствовать движению мира. Целостная, гармоничная картина мира – мир есть абсолютное тождество противоположностей. Мир совершенен, и его не нужно переделывать. Напротив, нужно уподобляться природе, чтобы не нарушать гармонии, космического порядка. Все это не ориентирует на деятельное отношение к миру. В мире существует иерархия, санкционированная Небом. Человек, природа, космос воспринимаются как едино целое. Небо – всеобщий порядок движения всего сущего.
Другое важнейшее понятие древнекитайской мысли - Дао, которое также имеет много значений. Чаще всего Дао переводится как Путь. Дао – Путь, закон, порядок, первоначало и первопричина, сила, управляющая миром. Дао неслышимо, невидимо, не имеет форму и имя, порождает «тьму вещей».
Концепция инь-ян – деление всего сущего на два противоположных начала, женское и мужское. Мужское начало ян ассоциировалось с солнцем и со всем светлым. Женское начало инь было связано с луной, со всем темным. Оба начала тесно связаны друг с другом, находятся в постоянной борьбе, но друг без друга существовать не могут. Их единство и борьбу, взаимопроникновение и взаимодополнение отражает принцип тай-цзи. В этом учении проявляется диалектическая направленность китайского мировоззрения.
Инь и ян обуславливают пять элементов в природе: 5 первоначал – металл, вода, дерево, огонь, земля; 5 естественных состояний – влага, тепло, ветер, сухость, холод; 5 основных человеческих функций – зрение, слух, речь, мышление, мимика. Согласно концепции у-син, пять основных элементов взаимодействуют и взаимопроникают друг в друга, образуя различные вещи, состояния, процессы.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |