Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Немецкая классическая философия.

Читайте также:
  1. Административная (классическая) школа в управлении
  2. Административная (классическая) школа.
  3. Американская неоклассическая школа.
  4. Английская классическая школа.
  5. Английская классическая школа.
  6. Античная философия.
  7. Античная философия.
  8. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии.
  9. Апория закрытой социальной системы Эпименида. Демократия и философия.
  10. Белорусская философия.

Наиболее видные мыслители немецкой классической философии — Кант, Гегель, Фейербах.

Иммануил Кант В первый период Кант, занимаясь главным образом естественно-научными проблемами, выдвинул материалистические гипотезы, давая, материалистическое решение основного субстанционального вопроса философии. Это гипотеза возникновения Солнечной системы, выдвигая которую, Кант опирался на открытия Коперника, Галилея, Ньютона. Высказанная Кантом идея была одновременно и материалистична, и диалектична: Другой своей гипотезой, не менее диалектической, Кант открыл замедляющее влияние морских приливов на вращение Земли и тем самым указал на неизбежную гибель этой системы. Во второй период своего творчества, Кант создал систему критического идеализма. Он объявляет предметы внешнего мира принципиально непознаваемыми (они — “вещь в себе”), их сущность никогда не может быть познана человеком. Постигаем же мы, по Канту, только поверхностную сторону вещей, как она нам дана в наших ощущениях. Следовательно превращение “вещи в себе” в “вещь для нас” невозможны. Кант ввел в свою теорию познания понятие априорного знания, то есть знания, полученного до опыта и независимо от опыта. К формам априорного знания он относил наши представления о пространстве и времени; категории, которыми мы оперируем в теории (единство, множество, цельность, реальность, отрицание и др.) Георг-Вильгельм Фридрих Гегель представитель идеалистического направления. Гегель — объективный идеалист, и за первичное он принимает “мировой дух” — безличный, оторванный от человека разум, а за вторичное — все материальное, которое является якобы воплощением и конкретным выражением этого духа. “Мировой дух” у Гегеля развивается и в своем движении проходит три основные ступени. На первой ступени он существует в виде “абсолютной идеи”, которая постепенно обогащается в своем содержании. Затем идея переходит в свою противоположность, обнаруживая себя в материальном мире, или, выражаясь гегелевским языком, перевоплощается в природу, которая есть не что иное, как инобытие этой идеи. И, наконец, на третьей стадии мы видим еще одно перевоплощение идеи: ее инобытием становится общество.

Гегель первым из философов Нового времени дал развернутую критику метафизического метода, господствовавшего в науке и философии. Диалектика — как цельный метод была создана Гегелем. Гегель дал обобщающий диалектический анализ всех важнейших категорий философии (количество, качество, мера, бытие, явление, сущность, закон и т.д.), сформулировал три основных закона диалектики — закон взаимного перехода количественных и качественных изменений, закон взаимопроникновения (единства и борьбы) противоположностей, закон отрицания отрицания

40. Проблема человека в философии XX века. Проблема человека – одна из основных во всей мировой философской мысли.

Какими бы абстрактными или практическими вопросами ни был занят человеческий ум, все эти размышления помимо своей внешней цели всегда сопровождаются подспудной мыслью об их связи с самим человеком – с его внутренней сущностью и его потребностями. В достижении свободы и блага человека заключен смысл социально-политического и научно-технического прогресса.

Известно, что в различные эпохи истории эта проблема освещалась неодинаково: менялись приоритеты и аспекты ее осмысления. Философская мысль то растворяла человека в природе (Космосе) или в обществе, то относилась к нему как к существу самодостаточному, противопоставляя его природному и социальному миру.

Философия XX в. гипертрофировала духовное начало в человеке, сводя в одних случаях его сущность к рациональному началу, а в других к иррациональному.

Вывели отличительный признак человека: Труд – не просто отличительный, а сущностный признак человека. В труде человек постоянно изменяет условия своего существования, преобразуя их в соответствии со своими постоянно развивающимися потребностями. Труд невозможен в единичном проявлении и с самого начала выступает как коллективный, социальный. В социальном отношении труд повлек за собой формирование языка, мышления, общения, мировоззрение. В психологическом отношении он имел своим следствием преобразование инстинктов.

Фихте считал, что понятие человека относиться не к единичному человеку, а только к роду: невозможно анализировать свойства отдельно взятого человека, вне отношения с другими людьми, т.е. вне общества.

Маркс: «сущность человека не есть абстракт присущий, отдельному индивидууму. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений».

 

41. Постмодернизм. Под постмодернизмом следует понимать совокупное обозначение наметившихся в последние три десятилетия тенденции в культурном самосознании стран Запада. Философии постмодернизма как таковой не существует и уместно говорить не о философии постмодерна, а о ситуации постмодерна в философии и культуре вообще.

Ситуации постмодерна в философии и культуре совпадают с началом перехода ряда западных стран к постиндустриальному обществу, следующей за индустриальным обществом. В жизни общества все большее значение приобретает производство, распределение и потребление информации. Обычно в ряду теоретиков, положивших начало постмодернистскому типу философствования, первыми называются их имена. Теоретик Шопенгауэр исходил из того, что опыт, мир явлений, дан человеку как его представление, его априорные формы - пространство, время, причинность. Субъект и объект - это относительные моменты мира как представление. Мир как вещь в себе предстает у Шопенгауэра как безосновная воля", которая обнаруживается и в слепо действующей силе природы, и в обдуманной деятельности человека, разум - лишь инструмент этой воли". Шопенгауэр говорит о стадном человеке, как о массовом продукте производства природы. Для Ницше в основе всего лежит не воля к жизни", а воля к власти". Прародитель современного теоретического антигуманизма, Ницше, противопоставляет максимально приближенного к природе идеального сверхчеловека", преодолевшего условности европейской культуры, слабовольным массам людей, которых тот должен вести за собой. Мартин Хайдеггер, один из основоположников немецкого экзистенциализма, развил учение о бытии, в основу которого ставил противопоставление подлинного существования (экзистенции) и мира повседневности. Таким образом, постепенно под влиянием философии в общественном сознании сложился образ человека, как думающего животного, работающего зверя, наделенного волей к власти, подминающего под себя природу. Постмодернистская ситуация в культуре сложилась к концу 60 годов и является логическим финалом кризиса гуманистических традиций в философии Нового времени.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | <== 8 ==> | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав