Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Философия и ее предмет.Структура и функции философии

Читайте также:
  1. I.Социальные функции физической культуры и спорта.
  2. II. Контрольная работа « Дифференцирование функции ».
  3. Quot;Ссылки. Встроенные функции MS Excel ".
  4. VI. Строение, обмен и функции липидов.
  5. WEB-браузер - назначение, основные функции, программная реализация, методы обмена информацией с расширениями сервера.
  6. WEB-сервер - назначение, основные функции, программная реализация, конкретные примеры
  7. А) какие функции выполняют жиры;
  8. А) Функции директора школы, заместителя директора по учебно-воспитательной работе, организатора внеклассной и внешкольной воспитательной работы.
  9. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  10. Автовокзалы и автостанции, основные функции и требования к ним.

Струкрута философии:Онтология-учение о бытие.Гносенология-учение о познании.Диалектика-уч.о развитии.Логика-уч.о законах и формах правильного мышления.Методология-уч.о науках,средствах,т.е методах познания.Аксиология-уч.о ценностях.Этика-уч.о морали.Эстетика-уч.о прекрасном.Философия истории-уч.о сущностях и природеобщва. Функции: Познавательная,Мировозренческая,методологическая,практическая.Философия-это знание о наиб.общих законах и принципах бытия,познания,мышления.

2) Философия и мировоззрение.Связь философии с мифологией,религией и наукой.

Мировозрение-это сист.знаний о мире,человеке,о месте человека в этом мире.И оно включ. Систему ценностей,правил,кот.руководствуется человек в своей деятельности и познании.Философия возникла одновременно на востоке и на западе в 7 в до н.э.Первым типом мировез. Было мифологическое.Миф(предание).вторым –религиозное.Мир делится на 2 типа:естественный сверхъестественный.Появ.вера в сверхъ.мир..В 7 веке появ.филосовское мировоззрение.Харак-на системность знаний.

3) Становление античной философии.Первые филосовские проблемыи их осмысление философами.

Первая филосовская школа –Милетская.1)проблема:первосущего.Фалес-первый философ.Считает,что первоосн.мира явл.вода.Анаксимен-счит. Первоосн.мира явл.воздух.Анаксимандр ввод.понятие Апейрон-беспредельная.Ввод понятие о первооснове.Вторая школа.Пефагор счит,что первоосн.мира явл явл число-1.2)проблема развития.Гераклит провозгл. Принцип постоянной изменчивости мира.Счит.,что борьба противоположностей и есть главный зкон мировоззрения.Его ученик Зенон тоже ставит проблему движения и развития.Движение-немыслимо.Апория-парадокс.Гераклит счит.что мир есть вечновоспломиняющийся и угасающий огонь.3)Проблема о бытие.Параменид счит.бытие есть,а небытия нет.Если мы помыслиле о бытие,значит оно есть бытие.Демокрит счит. Мир сост. Из атомов и пустоты.Атомы различны по размеру,по форме и соединяются.Образуют все многообразие вещей.Атом(греч)-неделимый.Проблема детерменизма(учение о всеобщей связи и взаимообусловленными процессами и явлениями мира.Демокрит-необходимость существовать обьективна,а случайностями мы называем то,причину чего не знаем..Философия этого периода космацентрична.

4) Философия Платона

Платон обьяктивный идеалист.Сущ.2 мира:1)мир идей2)мир вещей.Идея-это некий идеал прообраз каждой существующей вещи.Идеи вечны,неизменимы,безотносительны к чему либо.Каждая вещь-слабое подобие идеи.Учение о душе.платон-источник истинного знания.Душа бессмертна.Она созерцала в мире идей до того,как вселилось в тело человека.тело-это темница души.И только после смерти она освобождается от заключения в этой темницы.Платон вылеляет разумную часть души.Яростную или страстнуюили вожделяющую часть души.Те у кого доминирует разумная часть души,становятся философами,правителями.у кого яростная-войны,стражи.у кого вожделяющая-земледельцы,реместленники.

5) Философская система Аристотеля

По Аристотелю.Реально существуют единичные чувственно-воспреимчивые вещи.Идеи-понятие,возникшее в нашем мышлении и отражающее сущ.признаки однородных обьектов.Аристотель на энциклопедическим умом того времени.Он создал логику.Считает что каждая вещь это единство материи и формы.1)материя пассивна2)форма активна.Форма-суть бытия вещи.Причина бытия это цель.Счит.,что все всегда идет к какой либо цели.Учение о целесообразии мира наз. Теология.Движение:Арист.счит.,что сущ душа растительная.,функции кот.растительность производство потомства.Есть животная-появ.чуствительность.Есть душа разумная-это начало и конец живых существ.

6) Философия эпохи эллинизма

Диоген-Представитель кинизма.Антисфер.Мешает быть счастливым-собственность.Зависть.Счастье-это свобода.Эпикур-генонестическая этика.Высшей ценностью является наслождение.Стоики-стоицизм.Человек принемает судьбу.Люби судьбу-других нет.Скептицизм-все изменчиво.Не утверждай ничего категорически.

7) Особенности и основные проблемы средневековой философии

Охватывает 2 век н.э -1 половина 14 века.Господствующая идеология христианство.Это философия счит.неоспоримым авторитетом.В оснгве онтологии лежит творения.В осн.гносеологии лежит идея откровения.Истины понания неразрушимы,а откр. Истинно верующему человеку.В отношении разума и веры главную роль играет вера.

8) Патристика и схоластика как этапы развития средневековой философии.

патристика(учение отцов церкви).Их задача это христианское вероучение.Аврелий августин счит. Что человеческая душа это разумная душа.каждаую душу создают боги индивидуально.Каждя душа имеет начало,но не имеет конца.Схоластика(школьная философия)Фома Аквинский.Надо использовать дарование бого разумно,что бы рационально доказать христианские догмы.Структура человеческой души-мысль,понятие,воля.Душа нематериальна.это озн. Ее непосредственность,мудрость у бога.Вкладывает мудрость только бог.Начало и конец истинного познания это бог.При решении вопроса,что есть подлинная реальностьскладываются в 2 направления:

9) Философия эпохи Возрождения

Главный обьект-человек.Гуманизм-человечный.Создание таких условий жизни,кот.достойны человека.В это время зарождается идея о всесторонней и гармонично-развитой личности.Все это включ. В философию,развитие искусства.Процесс секуляризации-высвобождение всех сторон жизни от влияния церкви.Деизм-творец мира.Мир развив.сам без участия бога.Идеи-диалектики.Лоренцо Валио,Эпикурейцы.

10) Основные проблемы философии нового времени

Главная проблема-метод научного познания.2 направления:1)империзм,рационализм.Френсис Бэкон.Родоночальник империзма-любое знание должно начинаться с опыта.В опыте мы получаем единичные факты.Как от единичной перейти у общему,т.е к закону или теории. Бэкон счит.что индукция ед.науч.метод.Индукция-рассуждение от единичного частного к общему.

11) Рационалистическая философия нового времени

Рационалистическая философия Нового времени.

Рационализм — целостная гносеологическая концепция, противостоящая эмпиризму и сенсуализму, провозглашающая разум в качестве главной формы и источника познания. В таком виде рационализм формируется в философии Нового времени, главным образом, под влиянием развития математики и естествознания.Декард: наука должна устанавливать не просто (математический) закон, описывающий поведение объекта, но находить причины всех явлений природы. Декарт отождествил ум и душу, называя воображение и чувство модусами ума. Рассуждая о способности человека к познанию, Декарт выделяет 2 вида идей присущих человеку: врожденные и идеи чувственного опыта. Человек имеет определенную предрасположенность к мышлению (врожденную). В сознании человека изначально закладываются некоторые истины, самые простые: идеи бытия, Бога, числа. Декарт предполагает наличие Бога, который вкладывает в сознание человека врожденные идеи. Рационализм Декарта является основополагающей концепцией периода философии Нового времени. Все философские системы вплоть до Канта опираются на идеи Декарта или полемизируют с ними. Декарт впервые предложил целый ряд важнейших категорий, многие из которых по сей день сохраняются в онтологии и теории познания. Спиноза (1632-1677) - родоначальник исторической науки. Основное произведение "Этика". Особое свойство человека - разумность. Разум делает человек свободным. Свобода - познанная необходимость.3 степени познания:истины (постигается разумом, интуитивно, не зависимо от опыта)рассуждения разума (человек получает, истинны знания, нуждающиеся в доказательствах)чувственные познания (знания, основанные на беспорядочном опыте и далеки от истины)Особая часть рассуждений - место человека в обществе. Общество и государство создаются ради взаимопомощи и безопасности людей. Государство - договор между людьми. 3 формы правления:монархия,аристократия,демократия – идеал. Лейбниц (1646-1716). Отказывается от врожденности идей, говорит о врожденности познаний. Высшая форма познания - рацион (с помощью разума человек раскрывает действительное и необходимое).Чувственное познание (предпосылки познания, дают случайные знания).

12) Эмпиризм англ.философии

Родоначальником эмпиризма, был английский философ Френсис Бэкон. любое знание должно начинаться с опыта.В опыте мы получаем единичные факты.Как от единичного перейти к общему.т.е закону или теории..Бэкон считает индукция-единственный научный метод.Индукция-рассужд.от ед к общему. Томас Гоббс, ставит своей целью создание философии, тождественной человеческому разуму и способной научить правильному суждению. Гоббс защищает опытно-экспериментальный метод исследования природы и отстаивает известный тезис эмпиризма о чувственном происхождении человеческого мышления и знания. независимо от человека существующий мир тел первичен, сознание – вторично.

Главный труд Д.Локка «Опыт о человеческом разуме» Локк разработал сенсуалистическую теорию познания.пунктом этой теории было положение об опытном происхождении всякого человеческого знания. мир есть лишь пассивное отражение сверхчувственного мира идей, в котором некогда жила душа человека. Там она приобрела запас знаний. Оказавшись в земной оболочке душа должна вспомнить все знания – в этом задача познания.

 

13) Субъективный материализм беркли и юма

Своеобразие философии Д. Беркли заключается в том, что он стремился защитить религию от материализма. С этой целью идеи материализма он истолковывает в субъективно-идеалистическом духе. Соглашаясь с тем, что человек постигает мир с помощью ощущений, он превращает их в основу не только познания, но и нашего мировоззрения. Ощущения в понимании Беркли — это единственная реальность, с которой имеет дело познающий субъект. По Беркли, существуют лишь ощущения, а материя не существует. Она — предрассудок материалистов. Конкретные материальные вещи — это, согласно его представлениям, модификации сознания. Юм как философ испытал влияние со стороны идей Беркли. Однако в отличие от Беркли — воинствующего поборника идеализма и религии, Юм — скептик. Эдинбургский мыслитель стремится избежать крайностей философии Беркли и открытого конфликта с выводами естествознания.

Как и Беркли, Юм исходит из того, что источник познания — в ощущениях или впечатлениях субъекта. Однако Юм считал неприемлемым мнение Беркли о том, что источником ощущений является всемогущее существо или божество. При этом он ссылался на то, что никакой человеческий опыт не может доказать существование божества. Между тем для Юма неприемлемо и представление материалистов, по мнению которых ощущения являются результатом взаимодействия человека и объективного мира. Он утверждает, что человеческому уму недоступно ничего, кроме образов и восприятий. Юм полагал, что человек не в состоянии установить какое-то соотношение между образом и породившим его объектом.

Что касается причинной связи явлений, то она, по его мнению, если и существует, то непознаваема. Он полагал, что источником знаний о порядке вещей служат не теоретические изыскания, а вера. Согласно Юму, результаты усилий философов демонстрируют лишь слепоту и слабость человеческого разума.

 

14) Философия в эпоху просвещения

Эпоху просвящения разделяют на три части:

1. английское просвещение (Дж.Локк, Д. Юм)

2. французское (Вольтер, Руссо)

3. немецкое (Кант, Лесинг, Гердер)

 

Характерные черты:

1. Цель философа (ученого распространять научные знания среди людей)

2. Создание концепции прогресса (прогресс - движения вперед) - восприятие общества как движущаяся, направляется к совершенству и более лучшим формам своего устройства.

3. Признание науки основным способом достижения благосостояния человека.

4. Целью человека является достижение благосостояния при жизни, а не богатство после смерти.

5. Признание разумности каждого человека независимо от состояния, социального статуса и пола.

6. Религия является основным препятствием распространению и развитию науки (большинство научных открытий резко противоречит христианским догмам)

7. Научное знание способствует моральному совершенствованию человека.

 

"Просвещение необходимая историческая эпоха в развитии человека, основная на мировом испытании человеческого разума. Она представляет собой моральное совершенствование человеческого рода во имя общественного прогресса" И. Кант.

 

 

15) Немецкая класс.философия

учения немецкой классической философии способствовали разработке диалектического мировоззрения.немецкая класс философия обогатила логико-теоретический аппарат. рассматривала историю как целостный процесс, а так же обратила серьезное внимание на исследование человеческой сущности. Основоположником нем класс философии явл Эммануил Кант. Творчество Канта делится: «докритический» и «критический».

В «докритический» период Кант стоял на позициях естественнонаучного материализма. В центре его интересов были проблемы космологии, механики, антропологии и физической географии. Под влиянием Ньютона И. Кант сформировал свои взгляды на космос, мир в целом. В «критический» период.проб познания, этики, эстетики, логики, социальной философии. Идеалистическая философия И. Фихте. свою философию называет «наукоучением». выдвижение «Я - концепции», согласно которой «Я» имеет сложные взаимоотношения с окружающим миром. Диалектика И. Фихте неразрывно связана с принципом деятельности, то есть активным отношением индивида (его духа, мыслящего «Я») к действительности. Делается вывод о совпадении теоретического и практического начал в абсолютном субъекте, деятельность которого в процессе преодоления природы («не - Я») не только порождает весь мир, но и позволяет осознать самого себя.

Философия Фридриха.Главной проблемой человечества является проблема свободы. Стремление к свободе заложено в самой природе человека. Окончательным результатом идеи свободы является создание правового строя. В будущем человечество должно прийти к всемирному правовому строю и всемирной федерации правовых государств. Другой важной проблемой является проблема отчуждения - противоположный изначальным целям результат человеческой деятельности при соприкосновении идеи свободы с реальной действительностью. Философия Георга Вильгельма Фридриха Гегеля(1770-1831) считается вершиной немецкой классической философии. Гегель утверждал, что категории суть объективные формы действительности, в основе которой лежит 'мировой разум', 'абсолютная идея' или 'мировой дух'. Это - деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, не предложен, неминуем, как воздух.

 

16) Философия Канта.Учение о познании и нравственности

Идея совершенной мудрости. Эту идею Кант характеризовал как всемирно-гражданскую, мировую или даже космическую, имея в виду не реальные учения философов, а программу, к которой должна стремиться философская мысль. В идеале она призвана указывать высшие цели человеческого разума, связанные с важнейшими ценностными ориентациями людей, прежде всего — с нравственными ценностями. он без колебаний вынес на первый план практический разум - то, чему в конечном счете служит философия. немецкий мыслитель пришел к выводу, что, в сущности, все три вопроса можно было бы свести к четвертому: что есть человек? Он писал: "Если существует наука, действительно нужная человеку, то это та, которой я учу - а именно подобающим образом занять указанное человеку место в мире - и из которой можно научиться тому, каким надо быть, чтобы быть человеком". По существу это и есть сжатое определение смысла и значения философского мировоззрения.

 

17) Учение Гегеля об обсолютной идее и этапах ее саморазвития

Высшим достижением нем. кл. фил. являлась диалектика. Диалектика Гегеля. Достигнув некоторой точки, индивидуальное сознание попадает в область чистого мыш­ления, где наступает абсолютное тождество мышления и бытия. Основные законы диалектики. Закон перехода количества в качество. Вещь есть то, чем она является благодаря качеству. Количество есть внешняя для бытия определенность, дом есть дом, большой он или маленький. Прерывное скачкообразное развитие. Закон взаимопроникновения противоположностей - идея саморазвития в единстве и борьбе противоположностей. Закон отрицания отрицания - развитие не только абсолютной идеи, но и каждой отдельной вещи. Природа диалектического отрицания - не тотальное отрицание, а сохранение положительного. Основой бытия явл-ся абсолютная идея, кот. проходит 3 стадии развития: логики, природы и стадию духа. Абсолютная идея существует до мира. Абсолютная идея - идея Бога, находится за пределами мира Гегель - крупнейший диалектик Проблема отчуждения. Логика - наука о чистом понятии или абстрактной идее. Природа - внешняя реальность. Дух -возвращение идей к самой себя. Наука логики - рассматривает системы законов и категорий, принципы познания. Законы диалектики - законы самопознания, саморазвития абсолютных идей. Философская система у Гегеля метафизическая. Гегель утверждает, что "Я говорю устами Бога". Гегель претендует на то, что в его философской системе человечество получило высшее познание мира, исчерпывающие знание о мире, а значит процесс познания мира не нужен. Метод у Гегеля диалектический. История - развитие мирового разума. "Народный дух" - единство законов, учреждений, религии, искусства и философии. Вывод, что "дух народа" -носитель мирового духа. Цель всемирной истории - познание мировым духом самого себя.

 

18) Философия марксизма

Марксизская философия.Теоретическая сист.философии марксизма была немецкая классич.философия,но если диалектика гегеля идеалистическая,у него в процессе саморазвития как обсолютная идея,то философия марксизма 1)это диалектический материализм.Природа развивается.2)Созданную диалектику материалистическое понимание истории не сознание людей определило их бытие,а наоборот обощненное бытие определило их сознание из всех совокупностей общ.отношений Маркс выделяет производственные отношение,как гланые определяющие др отношений,произ-ные-как главные.3)созд учение об общественных эк формациях,над кот.понимали опред.ступень общ-ва,опред. Совокупностью произ-ных отнощений.эти отношения сост. Базис общ-ной эк формации,над кот.возвышалось надстройка т.е вся духовная идеалистическая жизнь общ-ва.Смена одной формации др осущ. В ходе соц.революций. Маркс выделил 5 общественно-эк формаций:первобытно-общинный,рабовладельческий,феодальный,капиталистич,камунничтический.4)Маркс и Энгельс по новому опред.роль филасофии в общ-ве:философы раньше лишь обьясняли мир,в то время как осн.задача –изменить его.5)сущность человека они рассматривали,как совокупность общ-ных отношений.

 

19) Иррационалистическаяфилософия

А.Шопенгауэр.Взгляд субъект.идеализма.Он срав.жизнь с маятником.Он видит смысл жизни в гениальности.Гении страдают больше всех.Выход:волю и жизнь нужно подавить.Общение с произведением забывает себя,оно показывает,что выход есть,общение с ним бескорыстно.Есть глаз,кот видит свет.Достаточно одного субьекта.воля наша и жизнь ненасытна.Шоп.представитель писимистич.философии.Ф.Ницце.Иепериализм.У ницце тоже воля,отл от шопенгауэра тем,что надо развивать волю к власти.Он сосз учение о сверхъчеловеке.есть мораль сильных,а есть мораль слабых.Критикует христианство.тк. они все просят у бога.Добро то,что ведет у успеху,а зло-то что мешает.Нужно волю не подавлять,а наоборот разжигать.Он против христ.религии.

 

20 ) Основные черты и Этапы развития русской философии

русская философия, безусловно, вписывается в западную философскую традицию, и все ее развитие связано с активным усвоением и переработкой западной философии (что, конечно, не исключает взаимовлияния, взаимообогащения). Восточная философия гораздо меньше, чем западная, непосредственно воздействовала на русскую мысль. Ее влияние в основном сводилось к эпизодическому заимствованию отдельных идей. Становление русской философии, постепенное накопление материала для превращения ее в самостоятельную науку. (XI-XVII вв.). Первые опыты ее восходят к древнейшей эпохе и связаны о христианизацией Руси, с обоснованием необходимости включения "русской земли" в общемировой процесс торжества божественного "света" (т.е. Христа, называемого "благодатью" и "истиной") над "тьмой" язычества. Дальше русская философская мысль развивалась в русле нравственно-практических наставлений и обоснования особой роли православной Руси в становлении мировой цивилизации (учение монаха Филофея из Псковского Елизарова Монастыря о "Москве-третьем Риме"). В конце XIX - начале XX" вв. критика исторического христианства, и без того обветшавшего в служении деспотической власти, уже мало кого удовлетворяла. Требовалось новое откровение о человеке, новое религиозное сознание.

 

21) Основные проблемы русского идеалистического-религиозной философии.

Среди основных проблем русской религиозной философии конца XIX - начала XX в. можно выделить следующие. Проблема христианской свободы, оригинальность решения которой в том, что свобода трактуется не как борьба за право индивида, а как свобода, реализуемая в соборной жизни, как ответственность во имя высшего достоинства и богоподобия человека. Проблема соборности как духовного коллективизма, противостоящего авторитарности и индивидуализму и сохраняющего свободу личности, коллективизма, не знающего принуждения и внешнего авторитета. Проблема смысла жизни, смерти и воскрешения, соотношения тела и души, веры и разума человека, его активности и призвания.

 

 

22) Позитивизм и основные этапы его развития.Проблема соот.философиии науки.

Позитивизм-знание о мире,человеке и общ-ве.Основополож.был Огюст Конт.Ввел понятие-социология.,соц статика,диалектика.Этапы развития позитивизма.1)Ранний позитивизм.Конт наз.философию позитивной,имея ввиду,что она базируется на данных науки и науч.наблюдениях.Центральное звено его учения это учение «о 3 стадиях интелекруальной эволюции».Он выдел.:теологическую,метафизическую и позитивную.т.е научную стадию развития.Теологич-человеч.ум за каждым явл. Природы или общ-ва усматривает сверхъ.силы.Метафизич-человек оперирует понятиями.Позитивная-чел.сознание в своих выводах и рассуждениях исходит из науч.наблюдений,положив в основу математику,Конт располаг.науки по порядку по мере их усложнения.Астрономия,физика,химия,биология,социология.Каждая наука сама себе философия..т.е философия претендующая на на филосовское исследование реальности не имеет право на существование.Конт сводит философию к методологии.2)Нэопозитивизм.Макс Шлик,рудольф.Наука должна заниматься проблемами языка.Все трудности в познании и общении возник.изза несовершенства,как обыденного языка,так и научного.Естественный язык аморфен,непоределен.Смысл слов зависит от контекста.задача философии «лечить»язык.То знание научно,кот.может быть обоснованно,проверенно.В 20-том столетиипост-позитивизм.Томас Кун,К.Поппер,Пол Фейерабенд.Т.Кун созд учение о науч.революции и подчеркивает,что именно в науч. революции выраст.роль философии.К Поппер сформулир.принцип фальсификации,т.е та теория научна,кот.впринципе может быть отвергнута.Все знание гипотетично.

 

23) Экзистецниализм.Проблема человеческого существования.

«Экзистенциализм — это гуманизм», как самое краткое и точное выражение смысла и назначения целого направления современной философии. Экзистенциализм представлен двумя направлениями: светский (Сартр, Хайдеггер, Камю) и религиозный (Ясперс, Марсель). 1)По Хайдеггеру научный метод познания эффективен только при познании внешнего мира, для изучения человека он не годится, т. к. человек – особый вид бытия, он осознает свое существование. Единственный способ постижения существования – пережить это существование. Одной из центральных проблем экзистенциализма является проблема свободы, своеобразное понимание которой дал Ж.П. Сартр.Существование человека предшествует его сущности – это принцип, лежащий в основе обоснования свободы. В этом отличие человека. Если мы возьмем любую вещь, то для нее характерно то, что сущность этой вещи определена ее происхождением и природой. Из желудя может вырасти только дуб, кошка рождается кошкой. Здесь сущность предзадана заранее, затем приобретается существование.

 

24) Философские проблемы психоанализа

Зигмунд Фрейд.Иррационалистическая философия.Врач психоналитик.Главное-бессознательное.мышление связ. С айсбергом.Выдел 3 уровня1)бессознательное2)я3)супер эго-сверхъ-я.Те нормы,пр-ла по кот.должен жить человек.Человек не может решипротиворечие и он душевно-больной.уходит в болезнь.Зигмунд ищет причину.Процесс сублимации(творчество).этим он обьясняет появление религии.Карл Юнг вводит понятие Архивист-коллективное бессознательное.Эрик Фроман ставит в проблему противоречие проблему природы.Либо он животное прошлое,либо человек.

 

25) Основные направлениясовременной философии

Герменевтика-По древнегреческому преданию бог Гермес — вестник Зевса, владыки богов и людей. Гермес должен был разъяснять людям послания Зевса, обеспечивать их понимание.

Исходя из изложенного, герменевтику часто определяют как способ философствования, центром которого является интерпретация, понимание текстов. Это соответствует тому обстоятельству, что в герменевтике языку уделяется огромное внимание. Филосо́фская антропология— философское учение о природе и сущности человека.Пост можернизм.Слово постмодерн означает после модерна.Модерн означает современный.Это философия,направ.против Н.вр.Постмодернисты считают что феноменология,герменевтика,аналитическая философия по сути не отказались от идеалов нововременной философии.Они готовы к самым резким выводам.Они стремятся расшатать все то,что сжимает человекажесткие логические схематики,окончательные выводы.

 

 

26) Бытие как исходная категория философии

Философская проблема бытия возникает в процессе освоения мира (природы).Для мыслителей древней Индии таким первоначалом является Брахма — священна сила. Она все созидает, все поддерживает и все хранит. Для мыслителей древнего Китая первоначалом мира является Дао. «Дао — мать всех вещей». Оно первоначало и завершение всего. Мыслители древней Греции также ставят вопрос о начале начал. Поскольку космос воспринимается как чувственно-предметная упорядоченная действительность, то поиск первоначала замыкается на физическую реальность. Для Фалеса таким основанием является вода, для Анаксимена — воздух, для Гераклита — огонь. Традиционно выделяют три основные группы форм движения: в неорганической природе, в живой природе и в обществе.

К формам движения в неорганической природе относятся: пространственные перемещения; движение элементарных частиц и полей (электромагнитные, гравитационные, сильные и слабые взаимодействия), процессы превращения элементарных частиц в свою противоположность; К формам движения на уровне живой природы относятся: обмен веществ, процессы отражения, саморегуляции, управления и воспроизводства, различные отношения в экологических системах, взаимодействие всей биосферы с природными системами Земли и с обществом.

К формам движения на уровне общества относится все многообразие человеческой деятельности, все формы отражения и преобразования мира, в котором живет человек.

 

27) Материализм и идеализм как осн.направления в философии

Основной вопрос философии это отношение материи и сознания.под материей мы понимаем все то,что сущ. обьективно,т.е независимо от человека и человечества.Человек сущ-во двойственное (материя и душа).Сознание-св-во высокой организованной материичеловека.Способность отражать в идеальных образахпроцессы и явления окр.мира.Сущ субьективное идеальное(мысли,чуства,идеи,переживания),но есть обьективное идеальноето,что создается людьми,но приобрело самостоятельное существование(науч.теории,законы и пр-ла..Те,кто счит.что материя первична,те материалисты,а сознание творично.Идеализм сущ в 2 формах.Обьективный идеализм,мубьективный идеализм-мир сущ.таким,каким я его воспринема(джорж беркли)

28) Основные концепции пространстваи времени.

Пространство есть форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Оно заключается в том, что объекты расположены вне друг друга (рядом, сбоку, внизу, вверху, внутри, сзади, спереди и т.д.) и находятся в определенных количественных отношениях. Порядок сосуществования этих объектов и их состояний образует структуру пространства. Время — это форма координации сменяющихся объектов и их состояний. Оно заключается в том, что каждое состояние представляет собой последовательное звено процесса и находится в определенных количественных отношениях с другими состояниями. Порядок смены этих объектов и состояний образует структуру времени. Пространство и время — это всеобщие формы существования, координации объектов. Всеобщность этих форм бытия заключается в том, что они — формы бытия всех предметов и процессов, которые были, есть и будут в бесконечном мире. Пространство и время обладают своими особенностями. Пространство имеет три измерения: длину, ширину и высоту, а время лишь одно — направление от прошлого через настоящее к будущему. Оно неотвратимо, неповторимо и необратимо.

 

29) Понятие диалектикии ее исторические формы.основные законы диалектики.

Диалектика - это понимание мира и такой способ мышления, благодаря которым различные явления, предметы, вещи рассматриваются через разнообразие их связей, взаимодействий противоположных свойств и тенденций, в процессах изменений и развития.Античная диалектика начала все ее формы Мыслители Древней Греции Гераклит, Сократ, Зенон. Диалектика немецкой классической философии - вторая ее историческая форма Она унаследовала все положительное из диалектики античных предшественников и философским гением Г Гегеля,превратилась в научно-рациональнный всеобщий метод мышления. Материалистическая диалектика - третья ее историческая форма Разработана К Марксом и Ф Энгельсом, марксистской философией в целом, она стала результатом синтеза гегелевской идеалистической диалектики и философского материализма (его еще называют антропологическим материализмом) Л Фейербаха Материалистическая диалектика является учением о всеобщие связи и наиболее общие законы развития бытия и мышления. По закону взаимного перехода количественных и качественных изменений отражает механизм процесса развития.Он отвечает на вопрос: "Как реализуется этот процесс?. По закону единства и «борьбы» противоположностей, все вещи, предметы, явления, процессы объективного мира имеют противоположные свойства и тенденции развития. Они находятся в единстве и борьбе, Единство противоположностей относительная, а \"борьба\" абсолютная. \"Борьба противоположностей - источник всякого развитияотилежностей — джерело будь-якого розвитку.

 

 

30) Проблема сознания в философии.Структура и ф-циисознания,проблема его происхождения

Проблема сознания - одна из важнейших и загадочных.. Признание в материализме материи в качестве субстанции сразу же ставит проблему объяснения сознания, его происхождения и сущности. Если в мире ничего нет, кроме движущейся материи, то что же такое сознание? Оно же существует. Для древнегреческих материалистов душа — это либо воздух, либо огонь, либо движение тончайших атомов. В основном происхождение сознания связывают с происхождением человека и общества, с появлением человеческой «деятельности», которая качественно отличается от «поведения» животных. Сознание - способность человеческого мозга отражать объективную реальность в чувственных и логических образах. В сознании выделяют следующие уровни: чувственная ступень (ощущение, восприятие, представление).мышление (понятие, суждение, умозаключение). Ощущение — воспроизведение в сознании отдельных свойств предметов. Восприятие — воспроизведение предмета в целом. Представление — воспроизведение предмета в его отсутствии. Естественный язык — способ существования мышления. Самосознание — это самопознание, самоотношение, самооценка и самоконтроль. Функции сознания: активно-отражательная, объяснительная, активно-преобразовательная, коммуникативная, целеполагающая, конструктивно-критическая.

31) Сознание и язык.Естественные и искуственные языки.

Естественные языки – главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. искусственные языки – язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развития сознания.

32) Познание его структура

Познание в целом — творческая деятельность человека, направленная на получение достоверных знании о мире. Объект — это та сторона действительности, на которую направлено познание.Под объектом познавательной деятельности в самом широком смысле слова следует понимать все то, на что направлена мысль познающего субъекта. Соответственно, не все, что объективно существует в мире, может быть объектом познавательной деятельности. Под субъектом разумеется индивид или сообщество индивидов, обладающие определенным уровнем знания и осуществляющие познание или преобразование действительности. Обьект познания формир.самих субьектов.субьект познания –кто познает.

33) Эмпирический и теоретический уровни научного познания

Имперический уровень.Опытное.Цель:получение фактов,анализ,систематизания,обобщение.Методы:наблюдение,измерения,классификация,систематизация,обобщение,формир.империческихзаконов.Теоретич.уровень.Законы,категории,гипотезы,теории.Методы:идеализация,формализация,гипотетика,дидуктивный метод,исторический метод.

34) Чуственное и логческое познание и их формы.

Чуственное познание:ощущение(чуственный образ отдельных признаков или св-тв обьектов.Возник при раздражителе анализатора(орг.чуств),восприятие(чуственный образ объекта как целого),представление(опосредованный чественный образ вида представителя-память и продуктивное воображение).Чуственное познание ограничено:1)порог чвуст-ти2)дает знание о в нешних прояв-ях объекта.Логическое познание-безгранично-сущностное познание:понятие(это мысль отражающее общее и сущ-ные признаки объектов),суждение(объед.2 или более понятий,мысль в кот.что либо утверждаетсяили отрицается,и по отношении к кот.справедлива истинная оуенка),умозаключение(выведение нового суждения из др суждений.

35) Проблема истиныи ее критериев.

Истина-знание соотв.действительности.Адекватно отраж.действительности.Конекретная истина-не противоречит взаимосогласованию.Прогматическая-истина то,что полезна.Хар-ки:обсолютная и относительная.Истина не обстрактна-она конкретна.

 

36) Практика и ее роль в жизниобщеста и познании

Практика может быть определена как общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность людей, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовных ценностей, необходимых для функционирования общества. В процессе практики человек создает новую реальность – мир человеческой культуры, формирует новые условия своего существования, которые не даны ему природой в готовом виде. По своему содержанию и способу существования практика носит общественный характер. К основным видам практической деятельности человека можно отнести: материальное производство; социально-политическую деятельность, научный эксперимент. Практика является базой, фундаментом, основанием познавательного процесса и, одновременно, критерием истинности его результатов: (1) Практика является источником познания, т.к. все знания вызваны к жизни главным образом ее потребностями, практика выступает как основа познания и его движущая сила, т.к. пронизывает все стороны, моменты, формы, ступени познания.(2) Опосредованно практика является целью познания, т.к. оно осуществляется в конечном итоге ради преобразовательной деятельности людей. Задача человека состоит не только в том, чтобы познавать и объяснять мир, а также в том, чтобы использовать полученные знани(3) Практика представляет собой решающий критерий истины, т.е. позволяет отделить истинные знания от заблуждений.

37) Наука и ее эволюция и основные функции

Большой вклад в изучение науки внес академик В.И. Вернадский. Для него не составляет сомнений, что наука была порождена жизнью, практической деятельностью людей, развивалась как ее теоретическое обобщение и отражение. Наука вырастала из потребностей практической жизни. Главным стимулом и причиной зарождения науки, новых идей, считал требование жизни. Целью открытий было стремление к знанию, а его двигала вперед жизнь, и ради нее, а не собственно науки, трудились и искали новые пути (знания) ремесленники, мастера, техники и т.п. Человечество в процессе своего развития осознало необходимость искания научного понимания окружающего, как особого дела жизни мыслящей личности. Уже при самом начале своего зарождения наука поставила одной из своих задач овладеть силами природы для пользы человечества. В своем развитии наука прошла следующие этапы:1. Преднаука На этом этапе происходило накопление эмпирических знаний и закладывался фундамент науки - совокупность точно установленных научных фактов.2. Наука в собственном смысле слова - в ней наряду с эмпирическими правилами и зависимостями (которые знала и преднаука) формируется особый тип знания - теория, позволяющая получить эмпирические зависимости как следствие из теоретических постулатов. На этой стадии наука обрела предсказательную силу.3. Формирование технических наук как своеобразного опосредующего слоя знания между естествознанием и производством, а затем становление социальных и гуманитарных наук. Эта стадия связана с эпохой индустриализма, с увеличивающимся внедрением научных знаний в производство и возникновением потребностей научного управления социальными процессами. культурно-мировоззренческая функция, Социальная функция, предвидение,производственная.

38) Проблема периодизациии направленности мировой истории

В современной философии истории сосуществуют два основных подхода к объяснению логики и направленности исторического процесса: формационный и цивилизационный.Формационный подход основан на монистическом понимании истории.Он трактует всемирную историю как единственный линейно-поступательное, естественно-исторический процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. общественно-экономическая формация - это качественно определеная целостная социальная система, важнейшим элементом которой являются материальные (экономические), духовные (идеологические) и другие связи и отношения, установлениваютя между людьми в процессе их жизнедеятельности. Цивилизационный подход к пониманию философии истории сложился в XIX-XX вв.Его главной особенностью явл. утверждение идеи о существовании множества культур и цивилизаций, их локальности и разнокачественности, отрицание твердой однолинейной схемы общественного прогресса.Понятие цивилизация (от лат civilis - гражданский, государственный) - чрезвычайно емкое понятие, применяемое широким спектр ом наук и поэтому употребляется на разных уровнях абстракцииОчень часто это понятие используется как синоним культуры.В социально-философском контексте под цивилизацией, как правило, понимают уровень общественного развития, материальной и духовной культурьтуры. 1. Первобытная эпоха 1,5 млн. - IV -III т.д. до. н.э. (общинно-родовое, родовое), охватывает эпоху от появления первых людей до возникновения государства. Характеризуется переходом от охоты, рыболовства и собирательства к земледелию и скотоводству, коллективным трудом и потреблением. 2. История Древнего мира ведется с возникновения первых государств (IV -III т.п. до. н.э.) времени раскола общества на управляющих и управляемых, имущих и неимущих, широкого распространения рабства. Античность (I т.л. до н.э. - начало н.э.), подъем цивилизаций Древней Греции и Древнего Рима. 3. Эпоху Средневековья принято определять временными рамками V - XVII вв.Первый период этой эпохи (V—XI вв.) ознаменован падением Западной Римской империи, становлением нового типа общественных отношений, связанных с утверждением сословного строя в Европе. Второй период (середина XI — конец ХVв.) — это время становления крупных феодальных государств, роста значения городов. Третий период (XVI — середина XVII в.) связан с началом разложения феодального строя, его иногда характеризуют как раннее Новое время. Взаимоотношения личности и общества – это, прежде всего, взаимоотношение интересов. Социологи указывают на два способа воздействия общества на личность: специально организованное воздействие на личность через воспитание, пропаганду и т. д.;воздействие на личность через перестройку ее микросреды, условий жизнедеятельности.

39) Происхождение и сущность религии.Структура и ф-ии религии,ее рольв общ-ве.Марксистская теорияклассового общ-ва

религия – это своеобразное социально-духовное явление, для которого характерны эмоционально окрашенная вера в реальное существование сверхъестественного и возможность контактов с ним с помощью религиозного культа. Религия — одна из сфер духовной культуры, способ практически-духовного освоения мира обществом, группой, индивидом и личностью. Она необходимо возникает в ходе объективного процесса становления человека, общества и превращается в аспект их сущности и существованияВ структуре религии выделяют: 1. религиозное сознание.Выделяют два уровня религиозного сознания:a. уровень идеологииb. уровень психологии.Религиозная идеология включает теологию, религиозную философию, теологические концепции экономики, политики, права, искусства и т. д. предстает в виде разрозненных взглядов и представлений. Доминирующую роль здесь играет религиозное чувство, т. е. элемент эмоциональный 2. религиозную деятельность осуществляется в духовной и практической сферах. Духовную внекультовую деятельность составляет производство религиозных идей, сочинение богословских трудов; 3. религиозные организации. объединения последователей определенного вероучения. Различают три основных типа религиозных объединений: a. церковь - широкое объединение. b. секта - возникает как оппозиционное к господствующему учению направление. c. деноминация - возникает, когда секта избавляется от крайностей, от замкнутости и противопоставления миру. Мировоззренческая функция заключается в создании особого миропонимания, в центре которого стоит вера в реальность существования сверхъестественного, играющего определяющую роль в судьбе человека и общества. Компенсирующая функция. Обращаясь к религии, человек стремится компенсировать свое бессилие перед враждебными ему природными и особенно социальными силами, перед горькими обстоятельствами жизни, найти утешение, избавление от страданий. Интегрирующе-дезинтегрирующая функция. Общее вероисповедание объединяет людей, в то же время выделяя, а в иных ситуациях и противоставляя их приверженцам других религиозных учений. Регулирующая функция состоит в том, что с помощью определенной системы норм, ценнностных установок, предписаний осуществляется управление деятельностью индивидов и групп разного уровня - от приходских общин до этносов. «Для Маркса, – пишет Алекс Каллиникос, – классовая принадлежность индивида определяется не его стилем жизни или профессией, и даже, с определенными ограничениями, не уровнем его дохода. Классовое положение индивида определяется его отношением к средствам производства. Средства производства – это те производительные ресурсы: земля, строения и оборудование, – без которых невозможна экономическая деятельность»

40) Эстетическое познание.Исскуство и его роль в жизни

выполняет синтезирующие функции, поскольку в структуру эстетического сознания входят такие элементы, как эстетические взгляды, идеалы, оценки, вкусы, эстетические чувства, потребности, эстетическая теория. Эстетическое сознание обеспечивает гармоничное единство и внутреннюю взаимосвязь различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом. В формировании эстетического сознания большую роль призвано играть искусство, оно открывает широкие возможности приобщения к духовным ценностям, формирует взгляды на нравственные и эстетические ценности, помогает превращению знаний в убеждения, развивает эстетический вкус чувства, развивает творческие способности личности, влияет на практическую деятельность. Искусство - это специфическое явление: особый вид духовного, практического освоения объективного мира. Важнейшей функцией искусства является воспитательная. Отражая мир в его эстетическом своеобразии, показывая прекрасное или безобразное, трагическое или комическое, возвышенное или низменное, искусство облагораживает эмоциональный мир человека, воспитывает чувства, формирует интеллект, вызывает ощущение эстетической радости.Важнейшей функцией искусства является гедонистическая. Произведения искусства доставляют человеку эстетическую радость, активизируют его духовные и физические силы, удовлетворяют потребность в эмоциональном и интеллектуальном наслаждении Коммуникативная функция - духовное общение с другими людьми общение между людьми, поколениями, народами. Компенсаторно-развлекательная функция-удовлетворение эмоциональных потребностей.

 

 

41 ) Нравственное сознание.роль нравственных норм в поведении человека.

Нравственное сознание представляет собой сложную систему, благодаря которой в обществе устанавливаются определенные правила взаимоотношений между людьми. Как система, нравственное сознание предполагает наличие двух уровней – обыденного и теоретического. Эти два уровня не противопоставляются, а тесно взаимодействуют, так как в процессе жизни человек стремиться поднять свой базовый теоретический уровень, а вместе с ним совершенствуются его чувства, составляющие основу для обыденного сознания. Большинство людей на протяжении земной жизни пользуются обыденным. Обыденный уровень нравственного сознания можно представить, как оценку нравственных норм, опирающуюся на будничные, часто повторяющиеся отношения между людьми. Обыденный уровень опирается на традиции, обычаи и нравственные нормы, принятые в обществе.Теоретический уровень нравственного сознания базируется на нравственных концепциях и понятиях, помогающих постичь суть нравственных проблем. Теоретический уровень – есть способ познания мира через понимание нравственных проблем. Нравственная норма представляет собой элемент, позволяющий осознать меру обязательных и допустимых вариантов поведения человека, с помощью которого регулируются отношения между людьми. Нравственная норма опирается на систему знаний человека о добре и зле.

42) Понятие ценностей их природаи роль в жизни человека

Система ценностей человека является «фундаментом» его отношения к миру. Ценности - это относительно устойчивое, социально обусловленное избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных общественных благ. Ценностный мир каждого человека необъятен. Однако существуют некие «сквозные» ценности, которые являются практически стержневыми в любой сфере деятельности. К ним можно отнести трудолюбие, образованность, доброту, воспитанность, честность, порядочность, терпимость, человечность. Существует огромное количество ценностей и их можно разделить на две большие группы: на материальные и духовные. Ценности воздействуют на человеческую деятельность, поведение, отношение к миру, общественную жизнь, развитие культуры.

43) Культура и цивилизация.Основные подходы к пониманию сущности культуры

термин «цивилизация» был введен французскими просветителями прежде всего для обозначения гражданского общества, в котором царствуют свобода, справедливость и правовой строй. Однако в науке понятия «культура» и «цивилизация» нередко отождествляются. Лишь в Новое и Новейшее время (т. е. в XVIII – XIX вв.) постепенно формируется представление о культуре как духовном содержании цивилизации и все больше обнаруживается их несовпадение. По сути, культурное измерение составляет качество цивилизации, фундамент всей человеческой истории. слово «культура» появилось в латинском языке и обозначало обработку земли, земледельческий труд. В последующем оно приобрело более общее значение.Суще.2 подхода к изучению сущности культуры.Гуманитарный и научный.Гуманитарны-попытка понять познание и его продукты.Ориент.на осн.понимания культуры.Научный-получение обьекта истинности знаний о культуре.Сущность иследования культуры заключается:раскрытие закономерностей фун-ия и развития культуры,в выявлении ее социальных функций.Это общие для коллектива ценности и пр-ла.

44) Общ-во как предмет философского исследования.Демонизм техники в интерпретации

Социальная философия рассматривает общество в качестве сверхсложной системы, в которой - наряду с объективными - всегда присутствуют субъективные факторы, поскольку главным действующим лицом, актором социальной деятельности, организующим социальную реальность, является сам человек. В истории социальной философии сложились и функционируют исследовательские (научные) программы, каждая из которых представляет собой систему теоретических и методологических принципов, ориентирующих и направляющих исследовательскую деятельность. К основным из них относят следующие: натуралистическая, социологическая, культур-центристская (или в более широкой версии культурно-историческая), психологическая и социопсихологическая. Их различие состоит прежде всего в том, какой научной методологии (т.е. системе методов) отдается предпочтение в анализе общественных явлений. Техника возникает, когда для достижения цели вводятся промежуточные средства. Непосредственная деятельность, подобно дыханию, движению, принятию пищи, ещё не называется техникой. Лишь в том случае, если эти процессы совершаются неверно и для того, чтобы выполнять их правильно, гоРассудок. Техника покоится на деятельности рассудка, на исчислении и сочетании с предвидением возможностей и с догадками. Техника оперирует механизмами, превращает свои данные в количества и отношения. Она является частью общей рациональности как таковой.

Власть. Использование техники дает человеку власть над природой. Техника господствует над природой посредством самой природы. Она дает умение, методы которого являются внешними по отношению к цели. Господство техники основывается на знании – вот почему и говорят: знание - это власть.

Смысл техники. Власть имеет смысл только при наличии целей, поставленной человеком. Такими целями могут быть облегчение жизни человека, сокращение ежедневных усилий, затрачиваемых на существование, увеличение досуга и удобств. Смысл техники, по Ясперсу, состоит в освобождении от власти природы. Её назначение - освободить человека как живое существо от подчинения природе с её бедствиями, угрозами и оковами. Поэтому принцип техники заключается в целенаправленном манипулировании материалами и силами для реализации назначения человека.

Но это ещё не исчерпывает смысла техники. Создание орудий труда подчинено идее единства в рамках постоянно расширяющегося преобразования человеком окружающей его среды. Животное неразрывно связано со своей средой обитания, принимает её, не сознавая этого. Человек же выводит созданную им среду за границы этой связи, в беспредельность. Жизнь в среде, созданной им самим, стала признаком самой сущности человека. Не только человек воздействует на эту среду, преобразуя её по своему вкусу - но и среда воздействует на него самого…

Виды техники. Ясперс различает технику, производящую энергию и технику, производящую продукты. Ссылаясь на Дессауэра, Ясперс указывает, что техника не только создает средства для достижения ранее поставленной цели, но и сама приводит к таким открытиям, результаты которых вначале никем не осознаются. В этом случае порождения техники становятся своего рода ключами, открывающими новые сферы деятельности человека.

Открытие и повторяющаяся работа. Технику можно охарактеризовать как совокупность открытых человеком приемов и действий, которые можно потом идентично передавать и применять.

Напротив, творческая деятельность - даже та её область, которая приводит к техническим открытиям - резко отличается от нетворческого труда.

Искажения. Возникают тогда, когда орудия и действия перестают быть опосредствующими звеньями и самоцелью; когда забывают о конечной цели и целью становятся средства.ворят о технике дыхания и т. п Ясперс выделяет характерные черты техники. Техника - только средство, сама по себе она не хороша и не дурна. Все зависит от того, чему она служит, чего от неё хочет человек, подчинивший себе технику, и как он проявит себя с её помощью.

Техника стала независимой от людей, довлеющей над человечеством силой. Человек уже не может освободиться от воздействия созданной им техники. Он попал под её власть, не заметив того, как и когда это произошло.

Первые зачатки философии техники сложились в XIX веке в Германии и Франции. Техника как умение применять орудия труда существует с тех пор, как существуют люди. В великих культурах древности высокоразвитая механика позволяла перевозить огромные тяжести, воздвигать здания, строить дороги и корабли, конструировать осадные и оборонительные машины.

45 )Политическая система общ-ва и ее культура.

политическая система общества — это совокупность взаимодействующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. И основным предназначением такого целостного образования, как политическая система общества, является обеспечение единства всех политических действий. Политическая культура – составная часть общей культуры человечества, включающая те элементы духовной сферы, которые связаны с уровнем и характером общезначимых политических знаний, оценок и действий граждан, обусловленных политическим опытом предшествующих поколений и воспроизводством их в ходе текущей политической жизни. Поэтому на основании уровня политической культуры общества можно судить об уровне его политической зрелости. Политическая культура – это система исторически сложившихся устойчивых ценностей, установок, убеждений, представлений, моделей поведения, проявляющихся в непосредственности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

46 )Человек как предмет филосовского осмысления.

Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д С одной стороны, человек — существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Сознание, разум и свобода присущи человеку. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека. В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека— космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношения человека и Бога. Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, т.е. в центре философии — проблема человека, как самоценного существа и через призму этого — понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации. Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки.

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.028 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав