Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Софисты. Сократ. (5-4 вв до н.э.)

Читайте также:
  1. Аристотель (385-322 гг. до н.э.): его философская эволюция
  2. Гален (ок. 130-200 н.э.) и научная альтернатива
  3. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕХЕТТСКОГО ЦАРСТВА ( XVIII-XVI В. ДО Н.Э.).
  4. ИСТОРИЯ НОВОХЕТТСКОГО ЦАРСТВА ( XIV-XIII В. ДО Н.Э.).
  5. Месопотамская цивилизация (третье тысячелетие до н.э.).
  6. РАЗВИТИЕ ГРЕЧЕСКОГО ОРАТОРСКОГО ИСКУССТВА. СОФИСТЫ. ЛИСИЙ. ИСОКРАТ. ДЕМОСФЕН.
  7. Софисты и Сократ. Проблема познания истины и проблема человека.
  8. Софисты. Этический рационализм Сократа.

ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ

Философия (от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость) – любовь к мудрости.

Философия – это наука о всеобщем, она – свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового. Философию можно определить как учение об общих принципах познания, бытия и отношений человека и мира.

Цель философии – увлечь человека высшими идеалами, вывести его из сферы обыденности, придать его жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям. Философия как система делится: на теорию познания; метафизику (онтологию, философскую антропологию, космологию, теологию, философию существования); логику (математику, логистику); этику; философию права; эстетику и философию искусства; натурфилософию; философию истории и культуры; социальную и экономическую философию; религиозную философию; психологию. Философия включает в себя: – учение об общих принципах бытия мироздания (онтология или метафизика); – о сущности и развитии человеческого общества (социальная философия и философия истории); – учение о человеке и его бытии в мире (философская антропология); – теорию познания;

– проблемы теории познания и творчества; – этику; – эстетику;

– теорию культуры – свою собственную историю, т. е. историю философии. История философии являет собой существенную составляющую предмета философии: она есть часть содержания самой философии.

Предмет философии – все сущее во всей полноте своего смысла и содержания. Философия нацелена не на то, чтобы определить внешние взаимодействия и точные границы между частями и частицами мира, а на то, чтобы понять их внутреннюю связь и единство.

Основные усилия осознавшей себя философской мысли направляются к тому, чтобы найти высшее начало и смысл бытия.

Фундаментальные проблемы (или разделы) философской науки, ее предметное самоопределение – это уникальность и смысл бытия человека в мире, отношение человека к Богу, идеи познания, проблемы нравственности и эстетики, проблемы сознания, идея души, ее смерть и бессмертие, социальная философия и философия истории, а также история самой философии.

Функции философии: – мировоззренческая ф-ия(связана с понятийным объяснениеммира);методологическая(заключается в том, что философия выступает как общее учение о методе и как совокупность наиболее общих методов познания и освоения действительности человеком);прогностическая(формулирует гипотезы об общих тенденциях развития материи и сознания, человека и мира); критическая(распространяется не только на другие дисциплины, но и на саму философию, принцип «подвергай все сомнению» свидетельствует о важности критического подхода к существующему знанию и социокультурным ценностям);аксиологическая(от греч. axios – ценный; любая философская система содержит в себе момент оценки исследуемого объекта с точки зрения самих различных ценностей: нравственных, социальных, эстетических и т. п.); социальная(опираясь на нее, философия призвана выполнять двуединую задачу – объяснятьсоциальное бытие и способствовать его материальному и духовному изменению).

 

 

2. Наука – это сфера человеческой деятельности, функцией которой является теоретическая схематизация и выработка объективных знаний о действительности; отрасль культуры, которая существовала не у всех народов и не во все времена. Философия является учением об общих принципах бытия, познания и отношений человека и мира.При рассмотрении вопроса о взаимоотношении науки и философии имеется, по крайней мере, три аспекта его интерпретации: – является ли философия наукой; – взаимодействие философии и частных (конкретных) наук;

– соотношение философии и вненаучного знания. Научного характера философии нельзя отрицать, она – наука о всеобщем, свободная и универсальная область человеческого знания, постоянный поиск нового.

Всякая философия – это мировоззрение, т. е. совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения: – философия – это высший уровень и вид мировоззрения, это системно-рациональное и теоретически оформленное мировоззрение; – философия – это такая форма общественного и индивидуального сознания, которая обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение; – философия – это система основополагающих идей в составе общественного мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека и общества на мир и собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни, судеб человечества, а также совокупность обобщенных философских, научных, правовых, социальных, нравственных, религиозных, эстетических ценностей, верований, убеждений и идеалов людей.

Мировоззрение может быть: – идеалистическим;– материалистическим. Материализм – философское воззрение, признающее основой бытия материю. Согласно материализму мир – движущаяся материя, а духовное начало – это свойство мозга (высокоорганизованной материи). Идеализм – философское воззрение, которое считает, что истинное бытие принадлежит духовному началу (разуму, воле), а не материи. Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, верований и убеждений, идеалов, а также образа жизни человека и общества.

 

 

3. Главным источником древнеиндийской философии являются Веды – сборники гимнов в честь богов. Они содержат в себе несколько частей: Брахманы, Араньяки, Упанишады. Ведическое мировоззрение – религиозно-мифологическое. В нем обосновывается социальное неравенство людей, их деление на касты – замкнутые группы людей, наследующие из поколения в поколение отличительные знаки, символику, образ жизни, профессию, мировоззренческие представления. Так, привилегией брахманов-жрецов был умственный труд, кшатриев – воинское дело, вайшьи занимались земледелием, ремеслом и торговлей, а за шудрами был закреплен самый низший труд.

Среди направлений древнеиндийской философии выделяют несколько школ – даршан. Все даршаны складывались под знаком того или иного отношения к ведийской традиции. Это отношение легло в основу традиционной классификации даршан. Те, которые признают авторитет Вед, называются астика (ортодоксальные). Те же, которые не признают этого авторитета Вед, называются настика (неортодоксальные).

К неортодоксальным относят чарваку-локаяту, адживику, ранний буддизм, джайнизм. К ортодоксальным школам относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. Санкхья. Признает авторитет Вед, но считает бытие Бога недоказуемым. В мире существуют две силы – пракрити (материя) и пуруша (дух), первая из которых активна, вторая – пассивна. При их соприкосновении нарушается равновесие в мире и возникают предметы, наполняющие Вселенную: на первой ступени образуется основа всего материального, а также мировой дух и разум. На второй – индивидуализирующее начало всего сущего. Далее образуются земля, вода, воздух, огонь и эфир.

Йога. Основатель – Патанджали (II в. до н. э.). Главное содержание – разработка практического пути к освобождению от страданий через тренировку тела и духа. Йога означает прекращение зависимости чистого духа или «я» от деятельности тела, чувств, а также ума, который ошибочно отождествляется с «я».

 

 

4. Главным источником древнеиндийской философии являются Веды – сборники гимнов в честь богов. Они содержат в себе несколько частей: Брахманы, Араньяки, Упанишады. Ведическое мировоззрение – религиозно-мифологическое. В нем обосновывается социальное неравенство людей, их деление на касты – замкнутые группы людей, наследующие из поколения в поколение отличительные знаки, символику, образ жизни, профессию, мировоззренческие представления. Так, привилегией брахманов-жрецов был умственный труд, кшатриев – воинское дело, вайшьи занимались земледелием, ремеслом и торговлей, а за шудрами был закреплен самый низший труд.

Среди направлений древнеиндийской философии выделяют несколько школ – даршан. Все даршаны складывались под знаком того или иного отношения к ведийской традиции. Это отношение легло в основу традиционной классификации даршан. Те, которые признают авторитет Вед, называются астика (ортодоксальные). Те же, которые не признают этого авторитета Вед, называются настика (неортодоксальные).

К ортодоксальным школам относятся: веданта, миманса, санкхья, йога, ньяя, вайшешика. К неортодоксальным относят чарваку-локаяту, адживику, ранний буддизм, джайнизм.

Джайнизм. Основоположник – Махавира (III в. до н. э.). Основные положения: отрицает святость Вед; осуждает жертвоприношения; допускает женщин к изучению священных текстов; в основе мировоззрения находится представление о карме, космическом законе, который определяет судьбу человека, но не фатально, так как карму можно победить путем соблюдения обетов воздержания, правдивости, чистоты, строгости к себе, невозмутимости. Аскетизм признается высшей добродетелью человека.

Буддизм. Основатель – принц Гаутама, или Будда (Просветленный). Суть в 4 истинах: жизнь есть страдание (старость, болезни, невзгоды, смерть); корень страдания – в жажде жизни; страдание имеет причину, а раз так, то прекращение страдания – это уничтожение жажды жизни; путь освобождения от страдания – достижение нирваны – такого состояния, в котором невозмутимость духа и освобождение от телесной зависимости избавляет человека от страданий.

 

 

5. Конфуций – осн.идеи в книге «Лунь юй». Центр.идея - «жэнь», или гуманность, человеколюбие. «Жэнь» — это показатель истинно человеч., естеств., инстинк.чувство, обогащенное культурой. «Жэнь» раскрыв.через категории «сяо» — цивилиз, почтит.отн-е к своим родителям, «ди» — распр-е такого отн-я на ровесников и других окружающих, «чжун» (преданность) — цивилиз.отношение к вышестоящим — правителям, императору, собственной стране. К. придавал большое значение поведенческим нормам, через которые должны быть реализованы эти отношения. Лао-цзы - основополагающей категорией выступает Дао---даосизм. Дао выступает праотцом всех вещей. Дао невыразимо словами. Тайна дао доступна только тем, кто лишен страсти. Дао как путь, согласно которому происходит развитие Космоса, реализует себя во внешнем мире по принципу у-вэй, что означает непреднамеренную активность. Лао-цзы: деят-сть человека разруш.гармонию сущего, естеств.ход событий. Поэтому покой — путь к постижению сущности. «Тот, кто действует, потерпит неудачу. Кто чем-либо владеет — потеряет». Дао — своеобр.первопринцип, к-рый воплощает в себе гармонию идеального Космоса.

6. " Пятикнижье" - впервые сформулированы диалектические принципы познания. Из "Пятикнижья" выросли шесть главных направлений древнейшей китайской философии:

Школа Инь - Ян - важнейшие философские понятия, развернута роль противоречия в качестве основной движущей силы взаимодействия и развития в обществе и его духовной жизни.

Пять остальных школ китайской философии сосредоточены на социальной проблематике, их непосредственная цель - помощь государственным деятелям в управлении социальными процессами.

Школа имен - считали, что нововведения носят "социальные загрязнения" в жизнь общества, и, чтобы улучшить жизнь и очиститься от искажений, надо вернуться к славным истокам.

Школа легизма, или школа закона (основатель Фа-Цзя) - заложили основу концепции правового государства, считая, что эффективную государственную машину и логичное управление можно организовать с помощью систем законов и формальных правил, исключая мораль и этику из практики соц. управления.

.Школа моизма(основатель- Мо Цзы)- борьба за социальное равенство, справедливость, выражение интересов среднего класса. Моизм. Основан Мо-Цзы (Мо Ди), который родился в год смерти Конфуция. Моисты отрицали предопределенность всего судьбой. Небо, по их мнению, не предопределяет все и вся, а лишь желает, чтобы люди любили друг друга. Отсутствие всеобщей любви – причина беспорядков. Жизнь человека определяется его свободными действиями, а не приказами неба, которое лишь желает, чтобы люди помогали друг другу, чтобы сильный не притеснял слабого, а знатный не кичился бы в отношении незнатного. Народ моисты почитали высшей ценностью и любовь к народу провозглашали как волю небес. Будучи убежденными противниками войн, они были первыми пацифистами. Пытаться с помощью войны решать политические споры между государствами, пытаться добиться мощи и славы – это все равно, что заставить всех людей Поднебесной пить одно лекарство для лечения разных болезней. Вторгаясь на территорию другого государства, армия топчет хлеба, рубит леса, разрушает города и селения. Не лучше приходится и агрессорам. Многочисленные армии уходят в поход и не возвращаются обратно. Тысячи семей остаются без кормильцев, а дети сиротеют. Между тем всеобщая любовь требует того, чтобы все люди, как и небо, любили всех людей, все государства любили все государства.

 

7. Античная философия – это последовательно развивавшаяся философская мысль, которая охватывает период свыше тысячи лет – с конца VII в. до н. э. вплоть до VI в. н. э. Античная философия развивалась неизолированно – она черпала мудрость Древнего Востока, таких стран, как: Ливия; Вавилон; Египет; Персия; Древний Китай; Древняя Индия.

Со стороны истории античную философию делят на пять периодов:

натуралистический период (основное внимание уделяется Космосу и природе – милетцы, элеа-ты, пифагорейцы);

гуманистический период (основное внимание уделяется проблемам человека, прежде всего это этические проблемы; сюда относятся Сократ и софисты);

классический период (это грандиозные философские системы Платона и Аристотеля);

период эллинистических школ (основное внимание уделяется моральному обустройству людей – эпикурейцы, стоики, скептики);

неоплатонизм (универсальный синтез, доведенный до представления о Едином Благе). Характерные черты античной философии:

1) античная философия синкретична – характерным для нее является большая слитность, нерасчлененность важнейших проблем, чем для более поздних видов философии;

2) античная философия космоцентрична – она охватывает весь Космос вместе с миром человека;

3) античная философия пантеистична – она исходит из Космоса, умопостигаемого и чувственного;

4) античная философия почти не знает законов – она многого достигла на понятийном уровне, логика Античности называется логикой общих имен, понятий;

5) античная философия имеет свою этику – этику Античности, этику добродетелей, в отличие от последующей этики долга и ценностей, философы эпохи Античности характеризовали человека как наделенного добродетелями и пороками, в разработке своей этики они достигли необычайных высот;

6) античная философия функциональна – она стремится помочь людям в их жизни, философы той эпохи старались найти ответы на кардинальные вопросы бытия.

Основные имена античной философии: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Пифагор, Гераклит Эфесский, Ксенофан, Парменид, Эмпедокл, Анаксагор, Демокрит, Протагор, Горгий, Продик, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур.

Античная философия многопроблемна, она исследует разные проблемы: натурфилософские; онтологические; гносеологические; методологические; эстетические; логические; этические; политические; правовые.

В античной философии познание рассматривается как: эмпирическое; чувственное; рациональное; логическое. В античной философии разрабатывается проблема логики, большой вклад в ее изучение внесли Сократ, Платон и Аристотель.

 

Софисты. Сократ. (5-4 вв до н.э.)

Софистом именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности, или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености (Протагор (ок. 480 — ок. 410 до н.э.), Горгий (ок. 483-375 до н.э.)).

Софисты — эти «учителя мудрости» — учили не только технике политической и юридической деятельности, но и обучали вопросам философии, сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все.

Наиболее полно суть воззрений софистов выразил Протагор. Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Заметим, что Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления и обосновал равенство свободных людей.

Другой представитель софистов — Горгий утверждал, что бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать, так как между бытием и мышлением существует непреодолимая несовместимость Несовместимость обусловлена способностью мышления создавать несуществующие образы. Мыслимое бытие принципиально отличается от средства его выражения — слова.

Сократ – оппонент софистов. Истина – только одна! Она общеобязательна, абсолютна, объективна, не зависит от нашего к ней отношения. Человек – существо временное. Он не способен понять истину целиком. Мы только можем приблизиться к ней. «Я знаю, что я ничего не знаю». Задача – постоянно искать истину. Задача философа – заставить человека сомневаться в суждениях, вывести из состояния душ.равновесия (эвристич.метод или майевтика, т.е. помощь в рождении истины). Сократ – отец субъективной диалектики.

Этика Сократа: добродетель – это знание (знание того, что есть добро и зло, делает человека добродетельным, т.е. любое зло совершается от незнания). Образованность – залог добродетели---этический интеллектуализм. Добродетели: умеренность, храбрость, справедливость. Для человека гл.бог – это Закон!!! Акцент с онтологических на гносиолог.проблемы, заложил европ.основу гуманизма.

 

9.ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА. Его назыв. родонач. европейс. рационализма=классич. фил-ии.Согл. кот. разум явл. един. правиль. основ-м всякого знания.Платон создал сис-му, тюе. совок-ть воззрен-ий на окр. мир,поним. чел. проблемы познания и преобраз. обществом. Основ. сист. яв-сь идея двойственности(дуалистичн.)мира. Есть мир предметный и есть душа у каждого из предметов, у всего космоса.Сущ. мир вещей и мир идей.Кажд. вещи соответ. идея(эйдос-Вид,представл-е).Картина миоа представл. в виде двойствен-ти духа,души и предмета.Чел. не в сост-ии понять до конца суть вещей.И Платон обращ. к мифу,как спопобу объяс-я.(МИф о пещере).Наше воприят. миоа всегда обманчиво.Нам только каж-ся,что ощущ-е дает правиль. картину окр. мира.На самом деле только разум м. постичь все особен-ти и сущ-ть мира.Познание-это всегда работа разума,кот.сравн-т,прот-т,отождествл.Разум-это инстр-м,по средствам кот. чел. м. ориентир. в этом мире.

Что ж такое сам чел.?Чел.-дуалис.Душа и тело д. нах-ся в гармонии.Не даром греч. прин-п воспит. "калокогатия" прин-п един-ва нрав-го и физ. соверш-я,един. добра и красоты.Душа д. стрем-ся к возвыш.,к той самой любви,кот. не связ. с телом.Тело д.б. в подчинении у разума. Чел. достоин в этой жизни того,что сотворил сам.

Гос. м.б. отриц. и полож.

Отриц. типы:1.тимократия-власть людей,кот. почит-т за честь управл. гос-м.Власть честолюбивцев.Возник. власть немногих.2.олигархия:возник. противостоян. меньшин-ва и больш.Больш. берет власть в свои руки.3.демократия-власть не компететного,безнрав-го большин-ва.Из этой массы выявл. лидер.4.терония-власть одного.

Они лиш. правов. законад. основы. Полож. гос. явл-ся гос-ва,основан. на праве. Гос. м.б. выраженно в 3-х видах:1.аристократия2.аристокр. республика3.аристокр. монархия. Правит-ми гос. д.б. философы(люди мудрые,нрав-ые и справедлив.).И так Платон показ. схему гос-ва вообще,его сущ-ть,его идеаль. организ-ю.

 

10. ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ.

Мир начин-ся с бож-го начала,но непротивопост-ся миру,а включ. в него.То же понятие эйдос,но кот, обознач,форму,содержание.Аристотель пыт-ся объяс. что есть вещь.

Т.о. о вещи м, рассужд,исходя не из сущ-ти,а из ее целевого назнач-я.Т.о. глав. в вещи ее единолич. и индивид. черты.Для Арист. познание связ. с разумом,позвол. выявить определ. категории.И его метафизика посвящ. анализу основ-х понятий,объяс. связи и отнош-я в мире,а именно:-форма и содержание -колич. и качес. -мера,причина и след-е. -необх. и случ-ть. -возм-ть и действит-ть

МЕТАФИЗИКА-то,что после физики.Раздел знания,создан. Арист.Размыш. о сущ-ти вещей.Позн-е опир. на интел-т,но не на чув-ое созерцание.Ему принадл. идея раздел. 3-х ветвей власти.Он отриц. теронию и деспотию,т.к. они лиш. к-л. прав. основы.2-е линии поним. и оъяс-я мира:-линия Платона каузальная(поним.,выявл. сущ.)-телеологич.(объяс-е).Арист. рассм. вещь как причину самой себя,кот. сущ. по цели своего использ-я.Цель и определ. св-ми.Причина поражд. то самое след-е,кот. изначально заложено в след-ии.Идеи телеологии,учения о цели объяс. проблему причин-ти,а след-но познание взаимосвязи вещей.Под метафизикой подразум. знания,связ. с разум-м постиж. вещей,но не с срзерцанием.В метафиз. определ. спец, понятия:причина,следствие,сущность явл-я,форма и содержание, кол-во,кач-во,мера и т.д.Арист. отмеч. необх. собствен-ти,т.к. именно это созд. возм-ть для самореализ. личности.Все одинак. счас. быть не могут.Основ-м всеобщ. блага-справедлив,воплощ. в праве,законе.

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав