Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Возможность познания Бога по Его действованиям

Читайте также:
  1. B) Маркеры внутри тела Т, предоставляющие возможность отмены части выполненных в рамках данной Т действий
  2. Аристотель о первых причинах бытия и о процессе познания
  3. Аристотель о проблеме познания
  4. Атомистическая и идеалистическая трактовка бытия и познания (Демокрит и Платон).
  5. Билет 19 Теория познания И. Канта: анализ основных познавательных способностей человека.
  6. Билет 31. Проблема познания в философии. Социокультурная природа познания. Проблема достоверности знания. Теория истины.
  7. Билет 34. Специфика социального познания: особенности взаимодействия субъекта и объекта.
  8. Билет 39 Понятия «субъект» и «объект» познания. Формы познавательной деятельности.
  9. Бухгалтерская отчетность дает возможность проанализировать финансовое состояние заемщика на конкретную дату.
  10. Введение в историческую науку. Теоретико-методологические основы исторического познания.

Хотя Божественная сущность непознаваема, тем не менее, некоторое объективное знание о Боге мы можем иметь и даже пытаемся нечто более или менее определенно о Боге утверждать. В противном случае все богословие было бы не чем иным, как пустословием.
В христианском богословии вопросы богопознания впервые серьезно были поставлены в IV столетии и подробно исследованы великими Каппадокийцами: свтт. Василием Великим, Григорием Богословом и Григорием Нисским. Каппадокийцы решительно отвергли возможность познания Божественного существа силами человеческого рассудка.
"Представлять себя знающим, что есть Бог, есть повреждение ума"[13], — писал свт. Григорий Богослов.
Познать — значит дать определение, охватить понятием. Но
"Божество необходимо будет ограничено, если Оно постигается мыслью. Ибо и понятие есть вид ограничения"[14].
Для обоснования возможности иметь объективное знание о Боге Каппадокийцы использовали философское понятие "энергии (греческое)", действования. Энергия означает проявление сущности (природы) в движении, способность природы выявлять своё существование вовне, делать его доступным познанию и причал стности[15].
"Невидимый по естеству делается видимым в действиях" [16], —
говорил свт. Григорий Нисский. Свт. Василий Великий разъясняет свою позицию следующим образом:
"Утверждая, что мы познаем Бога нашего в Его энергиях, мы отнюдь не обещаем того, чтобы приблизиться к Нему в Самой Его сущности. Ибо, если Его энергии нисходят до нас, Сущность Его остается недосягаемой"[17].
Наиболее подробное изложение учения о непознаваемо Божественной сущности и о познаваемости Бога в Его действовниях, или энергиях, содержится у свт. Григория Нисского.
"Естество Божие, само по себе, по своей сущности, выше всякого постигающего мышления: оно недоступно и неуловимо ни для каких рассудочных приемов мысли, и в людях не открыто еще никакой силы, способной постигнуть непостижимое, и не придумано никакого средства уразу меть неуяснимое"[18].
Но в то же время
"Божество, как совершенно непостижимое и ни с чем не сравнимое, познается по одной только деятельности. Нет сомнения в том, что в сущность Божию разум проникать не может, но зато он постигает деятельность Божию и на основании этой деятельности получает такое познание о Боге, которое вполне достаточно для его слабых сил"'[19].
Говоря философским языком, Бог одновременно и трансцендентен и имманентен[20] миру.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав