Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Структура и методы научного познания.

Читайте также:
  1. C) Методы исследования
  2. I. СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
  3. II. Методы оценки стоимости финансовых активов
  4. II. Методы повышения качества коммуникационного процесса.
  5. II. Структура курсовой работы
  6. II. Структура реферата
  7. III МЕТОДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ ОРГАНИЗМА.
  8. III. Структура выпускной квалификационной работы
  9. L Структура деятельности.
  10. Oslash;Олигополия – это рыночная структура, где оперируют:небольшое количество конкурирующих фирм

1) Структура научного познания.

Будучи профессиональным видом общественной деятельности, оно осуществляется по определенным научным канонам. В нем используются специальные методы исследования, а также оценивается качество получаемых знаний на основе принятых научных критериев. В науке различают эмпирический и теоретический уровни исследования. Эмпирическое исследование предполагает выработку исследовательской программы, организацию наблюдений, эксперимента, описание наблюдаемых и экспериментальных данных, их классификацию, первичное обобщение. Теоретическое познание - это сущностное познание, осуществляемое на уровне абстракции. Здесь орудием выступает понятия, категории, законы, гипотезы и т.д.

Оба эти уровня связаны, предполагают друг друга, хотя исторически эмпирическое (опытное) познание предшествует теоретическому.

2) Методы научного познания:

Философские методы. Сюда относятся: диалектика (античная, немецкая и материалистическая) и метафизика.

• Общенаучные подходы и методы исследования.

• Частно-научные методы.

• Дисциплинарные методы.

• Методы междисциплинарного исследования.

Диалектический метод исходит из того, что если в объективном мире происходит постоянное возникновение и уничтожение всего, взаимопереходы явлений, то понятия, категории и другие формы мышления должны быть гибки, подвижны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, чтобы правильно отразить развивающуюся реальную действительность. Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не с общими формулами и схемами, а с учетом реальных условий, конкретной обстановки. Так, например, научными методами эмпирического исследования являются: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.

3) Принципы научного познания.

1. Причинность. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает на
каком-нибудь основании и в силу необходимости.

2. Критерий истины. Естественно-научная истина проверяется (доказывается) только
практикой: наблюдениями, опытами, экспериментами, производственной деятельностью.

3. Относительность научного знания. Научное знание (понятия, идеи, концепции, модели,
теории, выводы из них и т. п.) всегда относительно и ограничено.

4) Формы научного познания.

К ним относятся общие для всякого познания формы мышления: понятия, суждения, умозаключения, сформулированные наукой принципы, законы, категории. Кроме этих, в научном познании принято выделять более сложные формы. К ним относятся проблема гипотеза, теория.

Проблема - объективно возникающий в ходе развития познания вопрос или комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес.

Гипотеза - обоснованное предположение, выдвигаемое с целью выяснения закономерностей и причин исследуемых явлений.

Теория - форма организованного достоверного знания о некоторой предметной области, описывающая, объясняющая и предсказывающая функционирование и развитие относящихся к данной области объектов.

Общество — система деятельности и жизни людей, объединённых территорией проживания, эпохой, традициями и культурой. Общество — объективная реальность, форма существования бытия, обладающая внутренней структурой, целостностью, законами, направленностью развития.

Вопросы общественного развития находились в поле зрения философов с древнейших времен. По мере накопления знаний выделилась специальная философская дисциплина -социальная философия.

Становление знаний об обществе представлено различными школами и направлениями. Главными из них являются:

* социологический идеализм;

* географизм;

* исторический материализм;

* биологизм;

* психологизм;

* техницизм.

Идеализм в социологии исходит из признания первичности духовной стороны общественного развития (логос, Бог, идея, сознание). Материалистические тенденции в обществоведении проявляются в поиске материальных оснований исторического процесса (географические условия, орудия труда, экономические отношения и др.). Наиболее полно и последовательно эти тенденции воплотились в историческом материализме, теоретическая основа которого - материалистическое понимание истории. Важными проблемами социальной философии являются:

* деятельность человека;

* соотношение объективных закономерностей общественного развития и субъективной деятельности людей.

Различные подходы к проблеме общества и человека обогащают социальную философию, являются условием ее дальнейшего развития. Источники развития — см. вопрос 63.

 

38. Проблема человека в философии. Понятие человека, индивида, индивидуальности и личности. Взаимоотношение природного и социального в человеке. С одной стороны, человек — существо физическое, телесное; он обуреваем влечениями, в нем сильны бессознательные импульсы. С другой стороны, человеческая природа являет нам сознательность, разумность, способность ясного понимания и осмысливания обстоятельств. Именно эта двойственность всегда заставляла философов искать сущность человека. Под проблемой человека в философии понимается: проблема добра и зла, души и тела, свободы человека, поиск места человека в окружающем мире и т.д. В разное время внимание философов обращалось к различным аспектам данной проблемы, они рассматривались с разных точек зрения в зависимости от преобладающего мировоззрения данной эпохи.

В античной философии сформировался особый подход в постижении природы и человека— космоцентризм, суть которого заключается в том, что исходной отправной точкой в разработке философских проблем было понимание космоса как единого соразмерного целого, обладающего некоторым духовным началом (душа, мировой разум). Понимание космоса находится в центре понимания мира. В соответствии с этим трактуется и природа человека. Человек— микрокосм, отсюда и гармония человека, мира, разум человека, мышление.

Начиная с классического периода (с Сократа), проблема человека выдвигается на центральное (первое) место. Для средневековой философии характерным было решение вопросов в соответствии с пониманием Бога, его сущности. Аналогично осуществляется понимание природы и человека, их сущностей, истолкование принципов отношения человека и Бога.

Философия Возрождения является гуманистической, и потому антропоцентричной, т.е. в центре философии — проблема человека, как самоценного существа и через призму этого — понимание мира. Философы связывали свободу человека, смысл его жизни с его собственной внутренней активностью, творческой деятельностью, которая выступала как главный фактор самореализации личности, индивидуализации.

Западноевропейская философия XVII века рассматривала главным образом проблему познания, которая выступила на первый план. Разработка проблемы привела к возникновению двух противоположных познавательных концепций: эмпиризма и рационализма. Проблема человека, его познавательной способности и свободы в этот период решалась с помощью рационалистической установки. Французская философия XVIII в. рассматривала ее также с позиций рационализма.

Одной из важнейших философских проблем, связанных с человеком, является проблема соотношения природного и социального в его историческом и индивидуальном развитии. Сложились две концепции о природе человека:

* социологизаторские — распространились особенно широко среди сторонников марксистской философии на основе тезиса о человеке как совокупности общественных отношений. Считалось, что никаких особых биолого-генетических задатков индивидуум не имеет, что социальна не только личность, но и вся биолого-физиологическая структура человека;

* биологизаторские — общей чертой, является толкование сущности человека преимущественно с позиций биологии (расизм, социал-дарвинизм).

Главным двигателем общественного развития является борьба за существование и естественный отбор. Выживают только сильнейшие (иногда при этом употребляется понятие «сверхчеловек»), погибают или должны погибать все слабые и неприспособленные к среде.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 44 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | <== 44 ==> | 45 | 46 | 47 | 48 | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав