Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Периодизация истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы.

Читайте также:
  1. XIII в. в истории Руси: борьба с внешней опасностью, нашествия и вторжения с Востока и Запада.
  2. Античный период истории образования и педагогической мысли.
  3. Безнадзорность как социально-педагогическая проблема.
  4. Библиографический поиск и исследование истории вопроса
  5. Бродяжничество как социально-педагогическая проблема.
  6. Будущее, его периодизация и критерии поведения.
  7. Букеевская Орда в истории Казахстана XIXв. (1801-1845гг.) Хан Жангир.
  8. В истории Средневековья различают два периода, это период «патристики» и период «схоластики».
  9. В истории тектонического развития Алтае-Саянской аккреционно-коллизионной облаcти можно выделить несколько важных этапов
  10. В истории экономической науки

Задача философии истории - определить, является ли история человечества универсальной, единой в своих основах, либо расчлененной на несовместимые части, а также каковы объективные критерии и ступени поступательного развития общества, какие из них она уже прошла, а какие ей еще предстоит пройти.

Для того чтобы история человечества предстала перед нами в своем единстве, целостности и многообразии, чрезвычайно важно правильно и обоснованно подойти к проблеме ее периодизации. При этом необходимо избегать, с одной стороны, смешения ступеней последовательного восхождения человеческого общества на очередной уровень технологического, социального и культурного развития той или иной цивилизации, с другой - абстрагирования от исторического состояния человечества в целом, достигнутого уровня развития всемирной истории. Формационный подход Особенности

* Общественно-экономическая формация (ключевое понятие) представляет собой совокупность производственных отношений, уровня развития производительных сил, общественных связей, политического строя на определенном этапе исторического развития.

* Вся история рассматривается как закономерный процесс смены общественно-экономических формаций. Каждая новая формация вызревает в недрах предыдущей, отрицает ее и затем уже сама отрицается еще более новой формацией. Каждая формация является более высоким типом организации общества.

* Формационный подход широко распространен в мировой философии, особенно в социалистических и пост-социалистических странах.

* Достоинства формационного подхода - понимание истории как закономерного объективного процесса, глубокая разработка экономических механизмов развития, реалистичность, систематизация исторического процесса.

* Недостатки - неучет других факторов (культурных, национальных, спонтанных), излишняя схематичность, оторванность от специфики общества, линейность, неполное подтверждение практикой (пропуск некоторыми обществами рабовладельческой, капиталистической формаций, нарушение линейности, скачки как вверх, так и вниз, экономический крах коммунистической (социалистической) формации).

Механизм перехода от одной формации к другой

* В общественно-экономической формации есть два главных компонента - базис и надстройка. Базис - экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения. Надстройка -государство, политические, общественные институты. К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе.

* Производительные силы постоянно развиваются, совершенствуются, а производственные отношения остаются прежними. Возникает конфликт, противоречие между новым уровнем производительных сил и устаревшими производственными отношениями. Рано или поздно, насильственным либо мирным путем происходят изменения в экономическом базисе -производственные отношения либо постепенно, либо путем коренной ломки и замены их новыми приходят в соответствие с новым уровнем производительных сил.

* Изменившийся экономический базис ведет к изменению политической надстройки (либо она приспосабливается к новому базису, либо сметается движущими силами истории) -возникает новая, находящаяся на более высоком качественном уровне общественно-экономическая формация.

Формации

* Первобытная;

* "Азиатский способ производства"- особый политико-экономический тип общества (фактически - шестая формация). Был распространен в древних обществах Востока (Египте, Китае, Месопотамии), расположенных в долинах крупных рек;

* Рабовладельческая общественно-экономическая формация;

* Феодальная общественно-экономическая формация;

* Капиталистическая общественно-экономическая формация;

* Коммунистическая (социалистическая) формация (общество будущего).

Цивилизационный подход

Цивилизация, по Тойнби, - устойчивая общность людей, объединенных духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. История -нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни, гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли.

Типы цивилизаций

* Основные цивилизации, которые оставляют яркий след в истории человечества, косвенно влияют (особенно религиозно) на другие цивилизации: о шумерская; о вавилонская; о минойская; о эллинская (греческая); о китайская;

о индусская; о исламская; о христианская;

о некоторые другие цивилизации.

* Локальные цивилизации, замыкающиеся в национальных рамках. Локальных (национальных) цивилизаций, заслуживающих внимания, по Тойнби, в истории человечества насчитывалось около 30 (американская, германская, русская и т. д.).

Движущие силы истории

* вызов, брошенный цивилизации извне (невыгодное географическое положение, отставание от других цивилизаций, военная агрессия);

* ответ цивилизации в целом на вызов;

* деятельность талантливых, богоизбранных личностей (великих людей).

Внутренняя структура цивилизации

* Творческое меньшинство;

* Инертное большинство.

Творческое меньшинство ведет за собой инертное большинство, чтобы дать ответ на вызовы, брошенные цивилизации. Творческое меньшинство не всегда может определять жизнь большинства. Большинство склонно "тушить" энергию меньшинства, поглощать ее. В этом случае развитие прекращается, начинается застой. Стадии, через которые проходит каждая цивилизация

* зарождение;

* рост;

* надлом;

* дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 | 31 | 32 | 33 | 34 | 35 | 36 | 37 | 38 | 39 | 40 | 41 | 42 | 43 | 44 | 45 | 46 | 47 | <== 48 ==> | 49 | 50 | 51 | 52 | 53 | 54 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав