Читайте также:
|
|
Рационализм от лат. «разум» направление философии согласно которому в основе как бытия так и познания лежит разум. Представитель: Рене Декарт 1596-1650. Декарт доказывал, что в основе бытия и познания лежит разум следующим образом:
1. В мире существует много вещей и явлений, которые не понятны человеку (существует ли Бог, какая вселенная и т.п.)
2. Но практически в любой вещи в любом явлении человек может усомниться
3. Сомнение – это свойство человеческого сознания, оно реально существует и не нуждается в доказательствах, мыслить может только реальный человек, следовательно, мышление является основой, как бытия, так и познания. Поскольку мышление это работа разума так и в основе бытия и познания лежит исключительно разум «Я мыслю, следовательно, я существую». Декарт также считается основателем направления философии дуализма (двойственность), согласно Декарту в мире существует 2 независимые друг от друга субстанции – это материальная субстанция и духовная субстанция.
Для материальной субстанции характерно протяжение (длина, ширина, глубина, высота) они делимы до бесконечности
Для духовной субстанции характерно мышление, чувство, желание, ощущение. Духовная субстанция не делима.
Человек, по мнению Декарта, состоит из 2 отличных друг от друга субстанций, материальной – телесно протяженной и духовной – мыслящий. Исходя из этого человек совмещает 2 субстанции отсюда следует идея дуализма (двойственности). Поэтому спор, что первично материя или сознание не имеет смысла. При юизучении познания Декарт делает упор на научном методе познания, которым он считает Дедукцию.
Эмпиризм. Большое распространение получил в Англии, основателем эмпиризма считается Френсис Бекан. Суть идей: в основе познания лежит исключительно опыт, чем больше опыта накопило человечество или отдельный человек, тем ближе оно с истинному знанию. Главная задача знания и опыта помочь человеку добиваться практических результатов в его деятельности. Основной метод у Бекона – это индукция, т.е. изучая множество разрозненных фактов, явлений мы приходим к пониманию общих процессов. По мнению Бекана человек может познавать мир 3 способами: путь паука, путь муравья, путь пчелы
1. Путь муравья – это получение знания из чистого разума, т.е. рационалистическим путем. Недостатком является то, что рационалисты оторваны от реальной действительности и догматичны «Ткут паутину мысли из своего ума»
2. Путь паука – это такой способ получения знания, когда во внимание применяется исключительно опыт, т.е. это полная противоположность пути паука. Недостаток что чисто эмпирики концентрируют внимание на сборе разрозненных фактов и доказательств, при этом получают внешнюю картину и видят проблему снаружи, следовательно, не могут видеть проблему изнутри
3. Путь пчелы – это идеальный способ познания сочетание первого и второго все достоинства, сначала собрать все факты, взглянуть на проблему снаружи, а затем, используя разум взглянуть на проблему внутри.
Томас Гоббс 1588-1679. Продолжатели Бекана идей, цель философии это достижение практического результата для человека, считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства, первым выдвинул идею возникновения государства в процессе общественного договора. Важнейшим в познании мира Гоббс считал органы чувств. Человек получает сигнал из окружающего мира и перерабатывает их и эти звуки он называет знаками. Выделил несколько видов звуков:
1. Сигналы – это звуки издаваемые животными своих действий и намерений (пение птиц и т.п.)
2. Метки – это различные знаки придуманные человеками для общения
3. Естественные знаки – сигналы природы (гром и т.п.)
4. Произвольно коммуникативные знаки (слова различных языков)
5. Знаки в роли меток (специальная речь понятная не многим)
6. Знаки знаков (имена имен) – это общие понятия
Джон Локк 1632-1714. По мнению Локка, человеческое познание это чистая доска, источником заполнения сознания выступает внешний мир, который человек познает с помощью опыта. Цель философии: помочь человеку добиться успеха в жизни
3.Философия эпохи просвещения
Философия эпохи просвещения возникла во Франции в 18 веке и в конечном итоге подготовила великую буржуазную революцию 1789-1794 год. Философия просвещения выделяют 3 основных направления:
1. Деистическая
2. Атеистическая-материалистическая
3. Утопическо-социалистическая (коммунистическая)
Деизм – это направление философии сторонники которого:
1. Отвергали идею личного Бога,
2. Не соглашались с отождествлением Бога и природы,
3. Видели в Боге первопричину всего, но более,
4. Отвергали возможность вмешательства Бога в ход истории, человеческую судьбу, окружающий мир и т.д. Представители Вольтер, Монтескье, Руссо.
Атеистическое-материалистическое направление. Атеисты отвергали саму идею существования Бога в любых формах, в отношении познания мира выступали с материалистических позиций. Представители Мелье, Дидро, Гольбах и др.
Утопическо-социалистическая (коммунистическая). Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработке и построения идеального общества основанного на равенстве и социальной справедливости. Представители: Бабеф, Сен-Симон, Француа Фурье и др.
Философия средних веков и нового времени
Философ/направление | Содержание идеи | Значение |
Августин Блаженный | По его мнению, познать Бога разумом нельзя, познать его можно только с помощью веры и полюбить | Основателем Патристики (учение отцов церкви). |
Фома Аквинский | основоположник схоластики – зрелое систематическое учение о Боги, мире и о человеке. | разделял понятия сущности и существования |
Гуманистическое направление представители Данте, Ф. Петрарка, Л. Валли | В центре внимания человек воспевалось его достоинство, величие, могущество и ирония над церковными догматами | |
Неоплатоническое направление представители Николай Кузанский, Пикко делла Мирандола | Развивали учения Платона, пытались познать природу, космос и человека с точки зрения идеализма. | |
Натурфилософское направление представители Николай Каперник, Джардана Бруно, Галилео Галилей | пытались развенчать положения церкви о космосе, Боге, человеке, сделали научное открытие | |
Реформационное направление представители Мартин Лютер, Томас Мюнцер, Жан Кальвин | Разработали новое направление в христианстве протестантизм | |
Политическое направление представитель Никола Макиавелли | Изучал проблему управления государством и поведения правителей. По его мнению, правитель должен быть смелым как лев и хитрым как лисица | |
Утопическо-социалистическое представители Томас Мор, Томаза Компонелла. | Пытались разработать идеальную модель общества, где каждый человек выполняет строго определенную функцию и подчиняется одним и тем же правилам. | |
Рене Декарт | в основе бытия и познания лежит разум | |
Френсис Бекан | в основе познания лежит исключительно опыт, чем больше опыта накопило человечество или отдельный человек, тем ближе оно с истинному знанию | |
Томас Гоббс | считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства, первым выдвинул идею возникновения государства в процессе общественного договора. Важнейшим в познании мира Гоббс считал органы чувств | |
Джон Локк | человеческое познание это чистая доска, источником заполнения сознания выступает внешний мир, который человек познает с помощью опыта |
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |