Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Роман (термін, проблема генезису, жанрова своєрідність).

Читайте также:
  1. II. Тема творчества и любви в романе
  2. Автотранспорт как экологическая проблема
  3. Александр Дюма-сын (1824-1895). Роман «Дама с камелиями» (1848).
  4. Алкоголизм как социально-педагогическая проблема
  5. Аллегорический роман
  6. Анатомо-физиологические и психологические предпосылки перехода к подростковому возросту. Проблема кризиса подросткового возраста.
  7. Английский философский роман
  8. Антропологическая проблема в русской философии
  9. Асинхронные параллельные потоки. Проблематика разработки многопоточных приложений.
  10. Безнадзорность как социально-педагогическая проблема.

Ро ман – большая эпическая форма, изображающая частую жизнь человека в широких связях с обществом. Возникновение ее в Европе относят к эпохе позднего эллинизма. Во II-VI вв. н.э были созданы такие романы, как «Эфиопика» Гелиодора, «Левкиппа и Клитофант» Ахилла Татия, «Дафнис и Хлоя» Лонга. Древнегреческие романы носят авантюрно-приключенческий характер, строятся примерно по одной сюжетной схеме. Герои оказываются во власти непреоборимых сил. Влюбленных насильно разлучают. Они стойко выдерживают все невзгоды, сохраняют верность друг другу и вознаграждаются счастливым браком. В эпоху эллинизма завершился процесс распада общинных связей античного города-полиса, человек обособился от государства, осознал свою бесприютность и беззащитность. В античном романе правдиво отражен общий тревожный дух времени. Всякого рода случайностям человек мог противопоставить только свою нравственную стойкость, что нашло отражение в счастливых концовках античного романа. Гуманистический пафос, вера в огромные духовные силы личности. Уже в античности сложилась предпосылки романного мышления – оценка и худож воспроизведение действительности с точки зрения отельного человека. Тип романного мышления закрепляется в структуре романного жанра, определяя ее (Гелиодор, Татий, Харитон). Человек раскрывается в личной (частной) жизни, которая изображается в тесном переплетении с общественно-историческими обстоятельствами, причем обачно подчеркивается их антигуманная сущность. Критика общества занимает в романе исключительно важное место. Соц действительность – главный предмет изображения романиста.

Романный жанр – материализировавшийся тип эстетического мышления, который в зависимости от епохи, худож метода списателя, наполняется определенным содержанием. Расцвет романа нового времени – эпоха Возрождения (XIV-XVI), процесс высвобождения чел из под власти мифологических сил, церкви, существо сугубо земное, соц. Идеи гуманизма. Изживается мысль о фаталистической обреченности личности. Не в силу случайностей, а благодаря уму, воле герой обретает свое место в мире. Роман сосредотачивает внимание на судьбе отдельной личности, это сближает его с поэмой. Но романист показывает все стадии конфликта чел с обществом, всю прозу жизни, обилие бытових, истор. Подробностей. Роман трансформируется со стороны не только содержания, но и формы. Уменьшается элемент авантюрности. Герой внутренне развивается. А персонажи Гелиодора, Татия, Харитона были статичними. Место случая занял соц.-ист. Детерминизм. Худож аналіз пошел вглубь. Герои не пасивно воспринимают удары судьбы, а борются за утверждение гуманистического идеала (Дон-Кихот, Пантагрюэль). Эта активность героя характерна и для плутовского романа, и для воспитательного («Агатон» Виланда, «Вильгельм Мейстер» Гете) – эпоха Просвещения. В это же время развив и психолог роман. («Памела», «Кларисса Гарлоу» Ричардсона), первым образцом котрого была «Фьяметта» Бокаччо.

Роман- порождение реализма, особенно критического. Стендаль, Бальзак, Диккенс, Гончаров, Тургенев, Достоевский, Толстой. XIX в – теоретическое исследование романной формы. Называя роман «Частной мифологией» Шеллинг требует от романиста символического изображения. Действующие лица играют роль символов (Дон Кихот и Санчо Панса – идеалистич и реалист) Гегель связывает роман с изображением конкретной общественной жизни. Роман возник в период деградации искусства, поэтому герой в разладе с обществом. Называя роман буржуазной эпопей, Г. Утверждает его как жанр критикующий. Однако критич и сатирические тенденции рассматрив как отклонение от подлинной сущности искусства. Белинский органично сочетал теорию романа с революцинно-демократической идеологией. В противоположность Г., Б. помещает роман на исходящей, а не восходящей линии мирового худож процесса. Критические тенденции рассматрив им, наоборот, как подъем искусства. Роман наиболее отвечал требованиям века, стремлению раскрыть истоки соц зла в России. Видел задачу романа в критическом анализе тех обстоятельств, которые обусловили страдание человека. Аналогичную задачу ставил перед романом Ф.Энгельс. «Эпизация романа». Если в классическом романе изображается процесс крушения надежд героя, то в эпосе советского времени показыв духовный рост человека, который совершенствуется в ходе преобразования действительности. (Остап Бендер).

16. Теорії роману. Г.В.Ф. Гегель, В.Г. Бєлінський про роман.

Гегель: Роман – современная буржуазная эпопея. Здесь, с одной стороны, вновь выступает богатство и многогранность интересов, состояний, характеров, а также эпическое изображение событий. Но здесь отсутствует изначально поэтическое состояние мира. Роман в современном смысле предполагает уже прозаически упорядоченную действительность, на почве которой он в своем кругу вновь завоевывает для поэзии утраченные ею права. Поэтому одна из наиболее обычных и подходящих для романа коллизий – это конфликт между поэзией сердца и противостоящей ей прозой житейских отношений, а также случайностью внешних обстоятельств. Конфликт этот разрешается трагически или комически или же исчерпывается тем, что, с одной стороны, характеры, сначала противившиеся обычному порядку мира, учатся признавать в нем подлинное и субстанционное начало, примиряются с его отношениями и начинают действовать в них, и с другой стороны, они удаляют прозаический облик со всего осуществляемого ими, ставя тем самым на место преднайденной ими прозы действительность, родственную красоте и искусству. Настоящий роман, как и эпос, требует целостности миросозерцания, многосторонний материал и содержание которого обнаруживается в рамках индивидуальной ситуации.

Белинский: Эпопея нашего времени есть роман. В романе – все родовые и существенные признаки эпоса, но иной колорит. Здесь идеализируются и подводятся под общий тип явления обыкновенной прозаической жизни. Роман может брать для своего содержания или истор событие и в его сфере развивать какое-нибудь частное событие, как в эпосе (различие в характере самих событий); или роман может брать жизнь в ее положительной действительности. Задача романа – совлечь все случайное с ежедневной жизни и с истор событий, проникнуть до их животворной идеи. От глубины основной идеи зависит меньшая или большая художественность романа. Исполнением своей задачи роман становится на ряду со всеми другими произведениями свободной фантазии и в таком смысле должен быть строго отделяем от произведений беллетристики, удовлетворяющих насущным потребностям публики. Сфера романа несравненно обширнее сферы эпической поэмы. Роман возник из новейшей цивилизации христианских народов. Кроме занимательности и богатства содержания, роман ничем не ниже эпической поэмы и как худож произвед. Богатейшее содержание жизни новейших народов, в сравнении с жизнью древних греков (В. Скотт написал 4 роман о крестовых походах). Содержанием романа может служить и частная жизнь человека, которая не могла служить содержанием греческой эпопеи. Роман обязан В. Скотту своим высоким худож развитием. До него роман удовлетворял только требования эпохи (кроме Дон Кихота и романов Гете). В. Скотт создал историч. Роман. Роман отказывается от изложения истор событий и берет их только в связи с частным событием, но через это он разоблачает перед нами внутреннюю сторону, изнанку истор фактов. Истоия как наука сливается с искусством.

 

17.Бахтин о романе.

Изучение романа как жанра отличается особыми трудностями. Это обусловлено своеобразием самого объекта: роман - единственный становящийся и еще не готовый жанр. Жанрообразующие силы действуют на наших глазах: рождение и становление романного жанра совершаются при полном свете исторического дня. Жанровый костяк романа еще далеко не затвердел, и мы еще не можем предугадать всех его пластических возможностей.

Остальные жанры как жанры, то есть как некие твердые формы для отливки художественного опыта, мы знаем в уже готовом виде. Древний процесс их формирования лежит вне исторически документированного наблюдения. Эпопею мы находим не только давно готовым, но уже и глубоко состарившимся жанром. То же самое можно сказать, с некоторыми оговорками, о других основных жанрах, даже о трагедии. Известная нам историческая жизнь их есть их жизнь как готовых жанров с твердым и уже малопластичным костяком. У каждого из них есть канон, который действует в литературе как реальная историческая сила.

Все эти жанры или, во всяком случае, их основные элементы гораздо старше письменности и книги, и свою исконную устную и громкую природу они сохраняют в большей или меньшей степени еще и до нынешнего дня. Из больших жанров один роман моложе письма и книги, и он один органически приспособлен к новым формам немого восприятия, то есть к чтению. Но главное - роман не имеет такого канона, как другие жанры: исторически действенны только отдельные образцы романа, но не жанровый канон как таковой. Изучение других жанров аналогично изучению мертвых языков; изучение же романа - изучению живых языков, притом молодых.

Этим и создается необычайная трудность теории романа. Ведь эта теория имеет, в сущности, совершенно иной объект изучения, чем теория других жанров. Роман - не просто жанр среди жанров. Это единственный становящийся жанр среди давно готовых и частично уже мертвых жанров. Это единственный жанр, рожденный и вскормленный новой эпохой мировой истории и поэтому глубоко сродный ей, в то время как другие большие жанры получены ею по наследству в готовом виде и только приспособляются - одни лучше, другие хуже - к новым условиям существования. По сравнению с ними роман представляется существом иной породы. Он плохо уживается с другими жанрами. Он борется за свое господство в литературе, и там, где он побеждает, другие, старые, жанры разлагаются. Недаром лучшая книга по истории античного романа - книга Эрвина Роде - не столько рассказывает его историю, сколько изображает процесс разложения всех больших высоких жанров на античной почве.

Очень важна и интересна проблема взаимодействия жанров в единстве литературы данного периода. В некоторые эпохи - в классический период греческой, в золотой век римской литературы, в эпоху классицизма - в большой литературе (то есть в литературе господствующих социальных групп) все жанры в известной мере гармонически дополняют друг друга и вся литература, как совокупность жанров, есть в значительной мере некое органическое целое высшего порядка. Но характерно: роман в это целое никогда не входит, он не участвует в гармонии жанров. В эти эпохи роман ведет неофициальное существование за порогом большой литературы. В органическое целое литературы, иерархически организованное, входят только готовые жанры со сложившимися и определенными жанровыми лицами. Они могут взаимно ограничиваться и взаимно дополнять друг друга, сохраняя свою жанровую природу. Они едины и родственны между собой по своим глубинным структурным особенностям.

Большие органические поэтики прошлого - Аристотеля, Горация, Буало - проникнуты глубоким ощущением целого литературы и гармоничности сочетания в этом целом всех жанров. Они как бы конкретно слышат эту гармонию жанров. В этом - сила, неповторимая целостная полнота и исчерпанность этих поэтик. Все они последовательно игнорируют роман. Научные поэтики XIX века лишены этой целостности: они эклектичны, описательны, стремятся не к живой и органической, а к абстрактно-энциклопедической полноте, они ориентируются не на действительную возможность сосуществования определенных жанров в живом целом литературы данной эпохи, а на их сосуществование в максимально полной хрестоматии. Они, конечно, уже не игнорируют романа, но они просто прибавляют его (на почетном месте) к существующим жанрам (так, как жанр среди жанров, он входит и в хрестоматию; но в живое целое литературы роман входит совершенно по-другому).

Роман, как мы уже сказали, плохо уживается с другими жанрами. Ни о какой гармонии на основе взаиморазграничения и взаимодополнения не может быть и речи. Роман пародирует другие жанры (именно как жанры), разоблачает условность их форм и языка, вытесняет одни жанры, другие вводит в свою собственную конструкцию, переосмысливая и переакцентируя их. Историки литературы склонны иногда видеть в этом только борьбу литературных направлений и школ. Такая борьба, конечно, есть, но она - явление периферийное и исторически мелкое. За нею нужно суметь увидеть более глубокую и историческую борьбу жанров, становление и рост жанрового костяка литературы.

Особенно интересные явления наблюдаются в те эпохи, когда роман становится ведущим жанром. Вся литература тогда бывает охвачена процессом становления и своего рода "жанровым критицизмом". Это имело место в некоторые периоды эллинизма, в эпоху позднего средневековья и Ренессанса, но особенно сильно и ярко со второй половины XVIII века. В эпохи господства романа почти все остальные жанры в большей или меньшей степени "романизируются": романизируется драма (например, драма Ибсена, Гауптмана, вся натуралистическая драма), поэма (например, "Чайльд Гарольд" и особенно "Дон-Жуан" Байрона), даже лирика (резкий пример - лирика Гейне). Те же жанры, которые упорно сохраняют свою старую каноничность, приобретают характер стилизации. Вообще всякая строгая выдержанность жанра помимо художественной воли автора начинает отзываться стилизацией, а то и пародийной стилизацией. В присутствии романа, как господствующего жанра, по-новому начинают звучать условные языки строгих канонических жанров, иначе, чем они звучали в эпохи, когда романа не было в большой литературе.

Пародийные стилизации прямых жанров и стилей занимают в романе существенное место. В эпоху творческого подъема романа - и в особенности в периоды подготовки этого подъема - литература наводняется пародиями и травестиями на все высокие жанры (именно на жанры, а не на отдельных писателей и направления) - пародиями, которые являются предвестниками, спутниками и своего рода этюдами к роману. Но характерно, что роман не дает стабилизоваться ни одной из собственных разновидностей. Через всю историю романа тянется последовательное пародирование или травестирование господствующих и модных разновидностей этого жанра, стремящихся шаблонизоваться: пародии на рыцарский роман (первая пародия на авантюрный рыцарский роман относится к XIII веку, это "Dit d'aventures"), на роман барокко, на пастушеский роман ("Экстравагантный пастушок" Сореля), на сентиментальный роман (у Филдинга, "Грандисон Второй" Музеуса) и т. д. Эта самокритичность романа - замечательная черта его как становящегося жанра.

Теория литературы обнаруживает в отношении романа свою полную беспомощность. С другими жанрами она работает уверенно и точно - это готовый и сложившийся объект, определенный и ясный. Во все классические эпохи своего развития эти жанры сохраняют свою устойчивость и каноничность; их вариации по эпохам, направлениям и школам периферийны и не задевают их затвердевшего жанрового костяка. В сущности, теория этих готовых жанров и до наших дней почти ничего не смогла прибавить существенного к тому, что было сделано еще Аристотелем. Его поэтика остается незыблемым фундаментом теории жанров (хотя иногда он так глубоко залегает, что его и не увидишь). Все обстоит благополучно, пока дело не коснется романа. Но уже и романизированные жанры ставят теорию в тупик. На проблеме романа теория жанров оказывается перед необходимостью коренной перестройки.

Благодаря кропотливому труду ученых накоплен громадный исторический материал, освещен ряд вопросов, связанных с происхождением отдельных разновидностей романа, но проблема жанра в его целом не нашла сколько-нибудь удовлетворительного принципиального разрешения. Его продолжают рассматривать как жанр среди других жанров, пытаются фиксировать его отличия как готового жанра от других готовых жанров, пытаются вскрыть его внутренний канон как определенную систему устойчивых и твердых жанровых признаков. Работы о романе сводятся в огромном большинстве случаев к возможно более полным регистрации и описанию романных разновидностей, но в результате таких описаний никогда не удается дать сколько-нибудь охватывающей формулы для романа как жанра. Более того, исследователям не удается указать ни одного определенного и твердого признака романа без такой оговорки, которая признак этот, как жанровый, не аннулировала бы полностью.

В дальнейшем я делаю попытку подойти к роману именно как к становящемуся жанру, идущему во главе процесса развития всей литературы нового времени. Я не строю определения действующего в литературе (в ее истории) канона романа как системы устойчивых жанровых признаков. Но я пытаюсь нащупать основные структурные особенности этого пластичнейшего из жанров, особенности, определяющие направление его собственной изменчивости и направление его влияния и воздействия на остальную литературу.

Я нахожу три таких основных особенности, принципиально отличающих роман от всех остальных жанров: 1) стилистическую трехмерность романа, связанную с многоязычным сознанием, реализующимся в нем; 2) коренное изменение временных координат литературного образа в романе; 3) новую зону построения литературного образа в романе, именно зону максимального контакта с настоящим (современностью) в его незавершенности.

Все эти три особенности романа органически связаны между собою, и все они обусловлены определенным переломным моментом в истории европейского человечества: выходом его из условий социально замкнутого и глухого полупатриархального состояния в новые условия международных, междуязычных связей и отношений. Европейскому человечеству открылось и стало определяющим фактором его жизни и мышления многообразие языков, культур и времен.

Перехожу к двум другим особенностям, касающимся уже тематических моментов структуры романного жанра. Эти особенности лучше всего раскрываются и уясняются путем сопоставления романа с эпопеей.

В разрезе нашей проблемы эпопея как определенный жанр характеризуется тремя конститутивными чертами: 1) предметом эпопеи служит национальное эпическое прошлое, "абсолютное прошлое" по терминологии Гете и Шиллера; 2) источником эпопеи служит национальное предание (а не личный опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел); 3) эпический мир отделен от современности, то есть от времени певца (автора и его слушателей), абсолютной эпической дистанцией.

Роман соприкасается со стихией незавершенного настоящего, что и не дает этому жанру застыть. Романист тяготеет ко всему, что еще не готово. Он может появляться в поле изображения в любой авторской позе, может изображать реальные моменты своей жизни или делать на них аллюзии, может вмешиваться в беседу героев, может открыто полемизировать со своими литературными врагами и т. д.

Одной из основных внутренних тем романа является именно тема неадекватности герою его судьбы и его положения. Человек или больше своей судьбы, или меньше своей человечности. Человек до конца невоплотим в существующую социально-историческую плоть.

Наконец, человек приобретает в романе идеологическую и языковую инициативность, меняющую характер его образа (новый и высший тип индивидуализации образа).

 

Роман формировался именно в процессе разрушения эпической дистанции, в процессе смеховой фамильяризации мира и человека, снижения объекта художественного изображения до уровня неготовой и текучей современной действительности. Роман с самого начала строился не в далевом образе абсолютного прошлого, а в зоне непосредственного контакта с этой неготовой современностью. В основу его лег личный опыт и свободный творческий вымысел. Новый трезвый художественно-прозаический романный образ и новое, основанное на опыте, критическое научное понятие формировались рядом и одновременно..

Процесс становления романа не закончился. Он вступает ныне в новую фазу. Для эпохи характерно необычайное усложнение и углубление мира, необычайный рост человеческой требовательности, трезвости и критицизма. Эти черты определят и развитие романа.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | <== 6 ==> | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав