Читайте также:
|
|
К. Г. Юнг (1875 – 1961) работал в психиатрической клинике, заинтересовался «Толкованием сновидений» З. Фрейда. В собственных исследованиях использовал метод контролируемых ассоциаций – одну из модификаций ассоциативного эксперимента.
1912 «Психология бессознательного» - в этой книге Юнг отходит от фрейдовской траковки либидо по мнению Юнга, либидо – психическая энергия, выражающая интенсивность жизни, имеет различные формы своего проявления в разные периоды своей жизни.
Зигмунд воспринял книгу Юнга как предательство, и Карл Густав порвал с психоанализом в 1914 г. Свою концепцию он назвал аналитической психологией.
Юнг вводит понятие комплекса. Автономные комплексы – составные части психики, относительно независимые друг от друга и содержащие связанные друг с другом понятия.
Центральное место аналитической психологии – учение о бессознательном и о процессе развития личности.
Юнг выделяет 2 системы бессознательного:
1. Личное – «поверхностный» слой бессознательного, включающий то, что относится к индивидуальному опыту (забытые воспоминания, вытесненные желания и воспоминания). Содержания личного бессознательного организуется в комплексы. Проявляется в снах и фантазиях.
2. Коллективное бессознательное – сверхличная бессознательная психика, включающая инстинкты, влечения, которые представляют в человеке природное существо, и архетипы. Коллективное бессознательное обусловлено наличием высокоразвитого мозга, который может функционировать определенным образом (именно таким образом, каким он функционировал у многих поколений). Т.е. коллективное бессозательное – древнейшая психика, некоторая сущность, независимая от развития индивида и его сознания. Оно содержит верования, мифы и предрассудки, общие для нации, расы или человечества вообще. Проявляется в галлюцинациях, сновидениях, фантазиях, мистическом опыте.
Архетипы – прообразы. Выделены Юнгом в ходе ассоциативного эксперимента: он заметил определенные закономерности в смене ассоциаций. Юнг описал несколько фигур архетипической природы (их надо знать):
Персона – вид и способ отношения к событиям внешнего мира.
Тень – оборотная сторона Я, совокупность страстных желаний и поступков. Человеку трудно принять в себе тень. Но тень дает и вдохновение.
Анима и Анимус – женское и мужское начало в человеке соответственное.
Самость – интеграция всех граней личности, единство с самим собой.
Мудрый старец и Великая Мать – ясно из названия.
Середина (Центр) – символ спасения.
Инстинкт и архетипы регулируют душевную жизнь: инстинкт определяет специфическое поведение человека, а архетипы обусловливают конкретное формировние сознательных психических содержаний.
Другой важный труд К.Г. Юнга – «Психологические типы» (1921). Юнг выделяет 2 базисные установки – экстравертированную (направленную на внешний мир) и интровертированную (направленную на внутренний мир). Выделяются также функции психики – мышление, чувство, ощущение, интуиция. Доминирование одной из установок в сочетании с какой-либо функцией дает 8 типов индивидуальности.
№ 47
3. Гуманистическая теория Эриха Фромма: свобода и экзистенциальные потребности человека Эрих Фромм один из первых психологов, старавшихся расширить горизонты психоанализа. Экзистенциальная философия стала основой его гуманистической теории. По Э.Фромму, неотъемлемой чертой человеческого существования является одиночество, изоляция и отчужденность. В то же время, он был уверен, что для каждого исторического периода характерно прогрессивное развитие индивидуальности по мере того, как люди боролись за достижение большей личной свободы в развитии всех своих потенциальных возможностей. Однако значительная степень автономии и свободы выбора людей современного западного общества были достигнуты за счет утраты чувства полной безопасности и появления ощущения личной незначимости. С точки зрения Э. Фромма перед людьми в современном обществе стоит дилемма: свобода от социальных, религиозных и прочих ограничений потребовала от человека компенсации в виде безопасности и чувства принадлежности к социуму. Э. Фромм полагал, что эта пропасть между свободой и безопасностью стала причиной серьезных трудностей в человеческом существовании. Люди борются за свободу и автономию, но сама эта борьба вызывает чувство отчуждения от природы и общества. Люди нуждаются в том, чтобы обладать властью над своей жизнью и иметь право выбора, но им также необходимо быть связанными с другими людьми, чувствовать себя частью общества. Человек, по Э. Фромму, преодолевает чувство одиночества, сопутствующее свободе несколькими путями (совершает бегство от свободы):3 авторитаризмом, соединяя себя с чем-то внешним для усиления слабого «Я»; деструктивностью, позволяющей преодолеть чувство неполноценности, уничтожая и покоряя других; конформностью автомата, предполагающей абсолютное подчинение социальным нормам. Эти пути позволяют преодолеть одиночество до некоторой степени, но, по мнению Э. Фромма, человек перестает быть человеком в полном смысле этого слова, так как перестает стремиться к свободе выбора, теряет индивидуальность, свой неповторимый жизненный почерк. Бегству от свободы Э. Фромм противопоставил позитивную свободу, позволяющую остаться уникальным и одновременно ощутить себя частью общества. Пути к позитивной свободе лежат через любовь и труд. Таким образом, конфликт между стремлением к свободе и стремлением к чувству безопасности представляет собой огромную мотивационную силу. Этот конфликт обусловлен особым видом потребностей – экзистенциальными, не сводимыми ни к биологическим, ни к социальным. «Но услышат ли наши дети голос, который скажет им, куда идти и зачем жить? Каким-то образом они чувствуют, как и все человеческие существа, что жизнь должна иметь смысл, - но в чем он заключается? Ведь не в противоречиях же он, не в двуличии и циничной покорности, встречающихся на каждом шагу? Они тянутся к счастью, истине, справедливости, любви, преданности; но можем ли мы ответить на их вопросы?»4 Э. Фромм отвечает на эти вопросы, выдвигая описание пяти основных экзистенциальных потребностей: потребность в установлении связей (человеку необходимо кого-то любить, о ком-то заботиться, сохраняя при этом свою индивидуальность); потребность в преодолении (все люди нуждаются в преодолении своей пассивной, животной природы, для того чтобы стать активными созидателями своей жизни); потребность в корнях (люди нуждаются в том, чтобы ощущать себя неотъемлемой частью мира); потребность в идентичности (внутренняя потребность в тождестве с самим собой, для того чтобы почувствовать свою непохожесть на других, чтобы иметь возможность сказать: «я – это я»); потребность в системе взглядов и преданности (человеку необходимо иметь убеждения для продуктивного постижения мира и объект преданности – высшую цель или веру в Бога).
Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 54 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |