Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Язык унижения, злобы и агрессии

Читайте также:
  1. Борьба за независимость русских земель против агрессии с Востока и Запада (XIII в.).
  2. Если человека не устраивает положение подвергающегося агрессии, он может попытаться сам занять позицию агрессора, перенимая его черты.
  3. Опросные методы изучения агрессии
  4. Принятие и справедливость против страха и агрессии
  5. Природа и формы человеческой агрессии ВОПРОС 21
  6. Противодействие агрессии крестоносцев на русские земли. Александр Невский , его роль в российской и мировой истории .
  7. Противостояние Руси монголо-татарскому нашествию и шведско-немецкой агрессии.
  8. Тема 1. Теоретико-методологические подходы изучению феномена агрессии.
  9. Тюргешский каганат и его роль в борьбе населения Южного Казахстана и Средней Азии против Арабской агрессии.

В предисловии к сборнику матерных частушек В. Кавторин выдвигает предположение, что исполнение их – это «не более, чем одна из примет русского добродушия…хорошего отношения друг к другу».8 Если к эстетически «облагороженному» частушечному мату это утверждение еще и применимо, то матерщину бытовую оно характеризует, так сказать, с точностью до наоборот. Конечно, в определенном контексте и при определенных обстоятельствах любое, даже самое грубое ругательство может приобрести более мягкую окраску. Но взятый «в-себе-и-для-себя», мат отнюдь не является дискурсом добродушия и ласки. В основе его лежать презрение и ненависть к человеку, это язык злобы и агрессии.

Свойственная матерным формулам в языческую эпоху магическая функция давно отошла в прошлое и свою силу утратила. В настоящее время матерная брань – это один из способов оскорбить человека, наплевать ему в душу. В этом смысле мат и впрямь можно считать инструментом деконструкции, о которой говорит Т.П. Фокина. Скорее, это деконструкция, причем в самом прямом значении этого термина. Ибо если кого и хочет «деконструировать» индивид, изрыгающий в мой адрес многоэтажное ругательство, то уж, конечно, не официальный дискурс, и не метафизику, на которые ему глубоко плевать, а именно меня – как человека, как личность, мешающую ему объективную реальность.

Оскорбление как форма речевого действия – это акция, направленная на то, чтобы унизить человека, то есть лишить его реального социального статуса, понизить его, так сказать, в ранге, переместить на более низкую социальную ступень. Недаром в лагере вместо «унизить» говорят «опустить», а подвергшийся унижению человек называется «опущенный». Направлено при этом оскорбление может быть на самые различные аспекты личности. Снижаться посредством оскорбления могут интеллектуальные способности человека и его психическая полноценность (дурак, идиот, кретин). Объектом снижения могут быть его образ жизни и профессия (тунеядец, трутень, шлюха, проститутка) и т.д.

Особенность мата как языка оскорблений состоит в том, что он направлен не на какие-то отдельные свойства человека, а на его социальный статус в целом. Задача матерного оскорбления – понизить этот статус почти до нуля, растоптать человека, сравнять его с землей, аннулировать как личность. И арсеналом для этих целей он располагает вполне достаточным.

Одним из самых распространенных в уголовном мире способов растоптать человека, «опустить» его является, как известно, половое надругательство над ним. Мат, по сути, представляет собою вербальный аналог такого поведения. То, что в тюрьмах и лагерях с человеком вытворяют «наяву», мат проделывает с ним в слове. Целый ряд матерных выражений – это не что иное, как констатация подобного надругательства (ср.: ебаный в рот, в жопу ебаный, пизда ебаная и пр.) или пожелание такового (ср.: ебать тебя в рот, ебать тебя в жопу, хуй тебе в жопу, хуй тебе в рот, хуй тебе в глаз и т.п.). «Обласканный» таким определением или пожеланием человек становится существом социально ущербным, «опущенным». Не менее убийственны и формулы полового надругательства над матерью человек (еб твою Мать, еб вашу мать, еби вашу мать и т.д.), а также над смертью (чтоб твоя могила хуями заросла).

Другой используемый матом прием снижения социального статуса человека состоит в указании на его нестандартные сексуальные пристрастия. Среди матерных оскорблений мы находим такие слова, как пиздосос, хуесос, хуеглот и т.д. современная сексология давно уже квалифицирует кунилингус и фелляцию как норму и не относитт их к так называемым «извращениям» (перверсиям). Однако у мата своя логика, весьма напоминающая опять-таки логику уголовного сознания. Как известно, в лагерях и тюрьмах люди с подобными наклонностями принадлежат к числу наиболее презираемых париев. Впрочем, нетрудно увидеть здесь и влияние христианской морали, рассматривающей подобные стороны сексуального поведения как преступление и грех.

Наконец, прибегает мат и к такому способу «опустить» человека, как приравнивание его к половым органам. Дело в том, что для мата эти органы суть не столько инструменты размножения, сколько символы пустоты, ничтожности, небытия. Не случайно именно на базе слова «хуй» сформировались такие переносные значения, как «нуль» и «ничто». Ср. выражения хуй тебе, хуй на блюде, хуй цена в базарный день, ни хуя особенного, сосать хуй и т.д. приравнять человека к «хую» и «пизде» на языке современного мата (в отличие от эпохи язычества) означает указать на его полное ничтожество, выставить ему, так сказать, самую низкую оценку. Аналогичную семантику имеют и расцвеченные варианты этих оскорблений, типа: хуй в шляпе, хуй в очках, хуй на палочке, хуй маринованный, хуй собачий, старый хуй, пизда маринованная, пизда кобылья, пизда с ушами, пизда с зубами, старая пизда.

Унизительным считается в мате не только приравнивание, но и вообще любое приобщение к половым органам – мужским и женским. Отсюда и оскорбительный смысл выражений пошел на хуй и пошел в пизду. То, что писал о символическом значении подобных формул Бахтин в книге о Рабле, применимо лишь к эпохе архаической. В современном мате пребывание в соответствующих телесных зонах символизирует уже нечто иное, а именно: нижний предел падения человека, его полную деградацию. В некоторых матерных выражениях этот адрес конкретизируется (к матери в пизду, в пизду на переделку). Тем самым человеку как бы указывается на то, что он дефектен от рождения и что ему либо надо вернуться в материнское лоно насовсем (то есть исчезнуть, перейти в небытие, умереть), либо родиться ещё раз, в улучшенном, так сказать, исполнении.

Таким образом, сексуально-эротический код эксплуатируется матом не только по своему прямому назначению, но и с целью оскорбить человека, унизить его, стереть в порошок. Но такое отношение к человеку как правило идет рука об руку с агрессией и насилием, и мат является тому наилучшим подтверждением. По словам Жоржа Батая, «обыденный язык отказывается от выражения насилия, отводя ему место лишь чего-то недостойного и преступного: он его отрицает, отнимая у него всякое право на существование и какую либо возможность оправдания».9 Так это или нет, но мат в любом случае под эту рубрику не подходит. Он не только обслуживает акты агрессии и злобы, но ещё и озвучивает насилие, снабжая его специальной терминологией.

В мате нет ни одного слова со значением «обнять», «приласкать», «погладить», «поцеловать». Зато есть целый арсенал слов со значением «ударить», «бить», «избить». И что самое характерное: слова эти образуются от всех трех главных матерных корней. Ср.:

1. Хуярить, хуячить, отхуярить, отхуячить.

2. Пиздить, пиздячить, пиздануть, отпиздить, отпиздячить, дать пизды, дать пиздюлей, навешать пиздюлей, наложить пиздюлей.

3. Ебнуть, уебать, въебать, наебнуть.

Мат, как видим, является одновременно и формой насилия, его вербальным двойником (ибо оскорбление – это тоже насилие), и вместе с тем он выступает в функции голоса насилия, его информационного обеспечения. Не удивительно, что так широко распространен этот язык в армии, тюрьме и лагере – то есть именно там, где человеческое достоинство не ставится ни во что, а злоба, агрессия и надругательство над личностью являются нормой жизни.

 




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | <== 4 ==> | 5 | 6 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав