Читайте также:
|
|
На вопрос, что такое человек, средневековые мыслители давали
не менее многочисленные и разнообразные ответы, чем философы античности
или нового времени. Однако две предпосылки этих ответов, как правило,
оставались общими.
Первая – это библейское определение сущности человека как «образа и
подобия божьего» - откровение, не подлежащее сомнению. Вторая –
разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями понимание
человека как «разумного животного».
Исходя из этого понимания, средневековые философы ставили такие
примерно вопросы: чего в человеке больше - разумного начала или
начала животного? Какое из них существенное его свойство, а без какого он
может обойтись, оставаясь человеком? Что такое разум и что такое жизнь
(животность)? Главное же определение человека как «образа и подобия
бога» тоже порождало вопрос: какие же именно свойства бога составляют
сущность человеческой природы - ведь ясно, что человеку нельзя приписать
ни бесконечность, ни безначальность, ни всемогущество.
Первое, что отличает антропологию уже самих ранних христианских
философов от античной, языческой, - это крайне двойственная оценка
человека.
Человек не только занимает отныне первое место во всей природе как
ее царь - в этом смысле человека высоко ставили и некоторые греческие
философы, - но и в качестве образа и подобия бога он выходит за
пределы природы вообще, становится как бы над нею (ведь бог
трансцендентен, запределен сотворенному им миру). И в этом
существенное отличие от античной антропологии, две основные тенденции
которой - платонизм и аристотелизм - не выносят человека из системы
других существ, в сущности, даже не дают ему абсолютного первенства
ни в одной системе.
Для платоников, признающих подлинной сущностью в человеке лишь его
разумную душу, он есть низшая ступень в длиннейшей лестнице - иерархии
разумных существ - душ, демонов, богов, разнообразных умов разной
степени "чистоты" и т.д. Для Аристотеля человек прежде всего животное,
то есть живое тело, наделенное душой, - только у людей, в отличие от
зверей и насекомых, душа еще и разумна.
Для средневековых же философов, начиная с самых ранних, между
человеком и всей Вселенной лежит непроходимая пропасть. Человек -
пришелец из другого мира (который можно назвать"небесным царством",
"духовным миром", "раем", "небом") и должен опять туда вернуться.
Хотя он, согласно Библии, сам сделан из земли и воды, хотя он растет
и питается, как растения, чувствует и двигается, как животное, - он
сродни не только им, но и богу. Именно в рамках христианской традиции
сложились представления, ставшие затем штампами: человек -царь природы,
венец творения и т.п.
Но как понимать тезис, что человек - образ и подобие бога? Какие
из божественных свойств составляют сущность человека?
Вот как отвечает на этот вопрос один из отцов церкви - Григорий
Нисский. Бог - прежде всего царь и владыка всегосущного. Решив создать
человека, он должен был сделать его царем над всеми животными. А
царю необходимы две вещи: во-первых, это свобода (если царь лишен
свободы, то какой-же это царь?), во-вторых, чтобы было над кем
царствовать. И Бог наделяет человека разумом и свободной волей, то
есть способностью рассуждения и различения добра и зла: это и есть
сущность человека, образ божий в нем. А для того, чтобы он мог
сделаться царем в мире, состоящим из телесных вещей и существ, Бог дает
ему тело и животную душу - как связующее звено с природой, над которой
он призван царствовать.
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 16 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |