Читайте также:
|
|
Экзистенциализм – философское течение, считающее своим предметом человеческую жизнь, человеческое существование. Он обращен не к выяснению сущности человека, а к его повседневному бытию. Родоначальником немецкого экзистенциализма стал Мартин Хайдеггер. В работе «Бытие и время» основу человеческого существования он определяет как конечность, вневременность. Пока
человеческое существование длится, есть мир, оно исчезнет, исчезнет и мир. Время же понимается им как переживание человеческим существованием своей ограниченности и протекает между рождением и смертью. Бытию противостоит «сущее» - предметная действительность. Мир – это место где взаимодействуют Бытие и сознание. Он считал что в мире вещей есть единственное сущее, с которого можно считать смысл бытия. Это человеческая жизнь. Поэтому необходимо описать «мирскость мира». Существование человека в повседневном мире может быть охарактеризовано как «собственное» и «несобственное». «Несобственное бытие» - это жизнь «по типу других». В нем человек полностью погружен в сущее, и он не помнит о собственно смерти, потому что его мир обезличен. «Собственное бытие» связано с осознанием своей смертности. В смерти человек - не функция, не предмет среди предметов. Здесь он уникален. Осознавший смерть – экзистирует, он всегда впереди себя. Карл Ясперс большое значение придавал коммуникации. Но он наталкивается на противоречие, так как если главной ценностью в человеке является его неповторимая индивидуальность, то
коммуникация оказывается для нее опасной, наносит вред. Французский философ Жан-Поль Сартр представляет атеистическое направление экзистенциализма. В своей работе «Экзистенциализм – это гуманизм» он пишет, что экзистенциализм «есть лишь
попытка извлечь все выводы из последовательно атеистической позиции». Мир, по Сартру, - универсальное не то», полное отсутствие чего-либо, соответствующего человеческим ожиданиям. Мир – «в себе бытие» и противостоит человеку как «для себя бытию». Неустранимый антагонизм между ними порождает метафизическую тоску как самое глубокое переживание человеком своего
положения в мире. Человек привносит в мир свою свободу, свободно организует свой собственный, значимый мир. Он должен быть свободным, чтобы действовать, иначе им будут манипулировать. Следовательно человек ответственен за все происходящее в мире. А потому человек должен действовать. В этом Сартр видит гуманизм экзистенциализма
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 24 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |