Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Августин.

Читайте также:
  1. E) Аврелий Августин.

Патристика (от лат. pater, греч. - отец) — совокуп­ность учений «отцов церкви», христианских мыслителей II-VIII вв., один из двух основных периодов средневековой христианской философии. Различают греческую (восточную) и латинскую (западную) патристику, а также раннюю, зрелую и позднюю. В ранней патристике (II-III вв.), в условиях гоне­ний на христианство и неустоявшейся догматики, выдвигаются философские аргументы в защиту христианства, определяются подходы к его философскому осмыслению. Наиболее значитель­ным философом ранней греческой патристики был Ориген (185-263/4), латинской — Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160 — после 220). Зрелая патристика (IV-V вв.) — время, когда христианство занимает ведущее положение в духовной жизни, утверждается догматика, в напряженной творческой атмосфере создаются основы христианской философии. В греческой пат­ристике в этом отношении выделяются Григорий Нисский (335-394) и неизвестный автор (Псевдо-Дионисий) «Ареопаги-тик» (кон. V в.), зрелую латинскую патристику венчает творче­ство Аврелия Августина. В поздней патристике (VI-VIII вв.) на первый план выходят размышления над наработанным в преды­дущий период и воспринимаемым как канонический философ­ским материалом. Выдающимися философами поздней грече­ской патристики были Максим Исповедник (ок. 580-662) и Иоанн Дамаскин (ок. 675-753). Крупным мыслителем позд­ней латинской патристики, подготовившим переход философии. к схоластике, был Северин Боэций (480-525). Главным делом философов патристики было создание и распространение хрис­тианского философского учения, утверждение его принципов, превращение философии в служанку Священного писания и церковной ортодоксии. В христианском духе перерабатыва­лось античное философское наследие, прежде всего платонизм. Велась идейная борьба вокруг догматов, преодолевались антич­ный космоцентризм, культурный элитаризм, интеллектуализм. Философская мысль патристики была сосредоточена на задаче постижения того, как соединяются Божественное бытие и чело­веческое. Основными были для нее проблемы веры и разума; природы Бога, его триединства, Божественных атрибутов; чело­веческой личности, ее свободы, путей спасения души; теодицеи; исторических судеб человечества.

В творчестве Августина вся эта проблематика нашла глубо­кую разработку и яркое выражение. Августин Аврелий (354-430) родился в г. Тагасте (Сев. Африка), крестился в 387 г., был епи­скопом Гиппонским, канонизирован христианской церковью. Главные произведения «Исповедь», «О Троице», «О граде Бо-жием». Августин развил христианский платонизм, который был самым влиятельным направлением европейской филосо­фии до XIII в. Для Августина характерны религиозно-художественный стиль философствования, волюнтаризм, персона­лизм, психологизм. Центральная тема — человеческая душа, обращенная к Богу в поисках спасения. Основополагающая идея Августина: Бог — совершенная Личность и абсолютное бытие. Из этой идеи следует его существование («онтологиче­ское доказательство бытия Бога»). Бог — абсолютно простой, неизменный, вне времени, вне пространства. Божественное триединство можно уразуметь, представляя душу как образ Бога: 1) душа есть — утверждается Бытие, отличающее Бо­га-Отца; 2) душа разумеет — утверждается Разум, Логос, отличающий Бога-Сына; 3) душа желает, утверждается Воля, отли­чающая Бога — Святого Духа. В Божественном разуме заключен интеллигибельный мир, совершенные образцы, «экземпляры» всех вещей. «Экземпляризм» Августина — позиция крайнего реализма по проблеме универсалий. Бог сотворил мир, в ко­тором бытие перемешано с небытием. Материя — почти ни­что, но она есть благо как возможность и субстрат для при­нятия формы. Человек — соединение души и тела. Душа — разумная субстанция, приспособленная для управления телом. Соединение души и тела непостижимо, душа «знает» о состо­яниях тела, не взаимодействуя с ним (проблема психофизиче­ского параллелизма). Жизнь сосредоточена в жизни души, в ее переживаниях и сомнениях. «Сомневаюсь,— говорит Ав­густин,— следовательно, живу». Воля и любовь ценнее разума. Тело существует в пространстве и во времени, душа — только во времени. Августин дает психологическое понимание време­ни как состояния души: душа помнит — это настоящее про­шедшего, душа созерцает — настоящее настоящего, душа ждет, надеется — настоящее будущего. Любовь и воля, разум чело­века, как и все сотворенное, изначально устремлены к Богу. В соотношении веры и разума Августин отдает первенство вере, провозглашая: «Верую, чтобы понимать!» Но он считает, что вера не противоразумна, а сверхразумна. До определен­ных ступеней постижения истины разум может довести, но дальше — он бессилен, ведет вера. Бог постигается душой как бы озарением (иллюминацией). Высший свет открывается в мистическом единении с Богом. Бог есть Абсолютное Добро, т. е. истинная цель, к которой должно стремиться. Он же — абсолютный предмет любви, все остальное — средст­ва. Свобода — следование Божьей воле, любви к Богу. Перво­родный грех, лежащий на каждом, искажает душу. Следствия греха: слабая воля к добру, склонность к дурному, шаткость Разума, телесная смертность. Зло — отклонение от направлен­ности к Богу как к абсолютной цели. Но и в грешной душе есть порыв к Богу, к спасению от греха. Теодицея Августина строится вокруг утверждения о том, что главную ответствен­ность за зло в мире несет человек, совершивший грехопаде­ние, злоупотребивший великим Божественным даром свобо­ды. Кроме того, сотворенное не может быть безусловно со­вершенным в двух смыслах: первое — равноценным Творцу, второе — равноценным во всех своих частях. Недостаток со­вершенства чего-либо в отрыве от целого выступает как зло. Люди делятся на составляющих Град Божий и Град земной. Люди Града Божьего несут на себе благодать и предопределе­ны к спасению, но до конца совершенно уверенно этого не знают. Земной град обречен на погибель. Крещение — необхо­димое, но не достаточное условие для спасения. Церковь выше государства, хотя земная церковь есть лишь несовер­шенное воплощение церкви небесной — духовной общности, Града Божьего. Государство, преследующее земные цели,— «шайка разбойников», царство насилия. В историософии Ав­густина, построенной на принципах провиденциализма и от­кровения, преодолевается античный циклизм. История рас­сматривается как мировая. Она идет от Адама и Евы через грехопадение. Центральное ее событие — приход Христа, по­сле него — ничто не может «вернуться на круги своя». Утвер­ждается представление о линейности, необратимости истории как истории человечества.




Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 35 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав