Читайте также: |
|
[ПАНТЕИЗМ]
Бог, который един, пребывает в единой Вселенной; Вселенная пребывает в универсальной совокупности вещей, определяясь в них. Таким путем мы понимаем, что Бог, простейшее единство, существует в единой Вселенной, как бы в порядке следствия через посредство Вселенной пребывает во всех вещах, а множество вещей через посредство единой Вселенной — в Боге <...>.
Философ: Что скажешь ты о душе мира? То, что Платон назвал душой мира и Аристотель — природой, есть Бог, создающий все во всем; и он творит в нас ум.
Простец: Время не позволяет обсудить всего. Думаю, что душой мира Платон назвал то, что Аристотель — природой. Но я полагаю, что эта душа и природа есть не что иное, как Бог, который все во всем создает и которого мы называем духом всего в совокупности.
Философ: Платон сказал, что эта душа содержит в нерушимости первообразы вещей и всем движет; Аристотель говорил, что природа прозорлива и всем движет.
Кузанский Н. Об ученом незнании; Книги простеца. Простец об уме // Соч.: В 2т. - М., 1979. - Т. 1. - С. 109, 435.
[ТЕОРИЯ «УЧЕНОГО НЕЗНАНИЯ»]
Наш конечный разум, двигаясь путем уподоблений, не может... в точности постичь истину вещей. Ведь истина не бывает больше и меньше, она заключается в чем-то неделимом и, кроме как самой же истиной, ничем в точности измерена быть не может, как круг, бытие которого состоит в чем-то неделимом, не может быть измерен не-кругом. Не являясь истиной, наш разум тоже никогда не постигает истину так точно, чтобы уже не мог постигать ее все точнее без конца, и относится к истине, как многоугольник к кругу: будучи вписан в круг, он тем ему подобнее, чем больше углов имеет, но даже при умножении своих углов до бесконечности он никогда не станет равен кругу, если не разрешится в тождество с ним.
Итак, об истине мы явно знаем только, что в точности, как есть она неуловима: наш разум относится к истине, как возможность — к абсолютной необходимости, не могущей быть ни больше, ни меньше, чем она есть. Недаром суть вещей, истина сущего, непостижима в своей чистоте, и, хоть философы ее разыскивают, никто не нашел ее как она есть. И чем глубже будет наша ученость в этом незнании, тем ближе мы приступим к истине.
Кузанский Н. Об ученом незнании // Соч.: В 2т. — М., 1979. - Т. 1. - С. 53-54.
Вопросы и задания:
1.Какими аргументами Николай Коперник доказывает шарообразную форму Земли?
2. Какой зримый эквивалент вращению небесных тел вокруг
Солнца находит Николай Коперник?
3. На каком основании он утверждает, что Земля вращается
вокруг Солнца, а не представляет собой неподвижный центр
мира?
4. Какие элементы представлений Николая Коперника об
устройстве Вселенной подтверждаются данными современной науки, а какие — нет?
Дата добавления: 2015-04-11; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |