Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Читайте также:
  1. Ай философияда мәдениет алғаш рет философиялық зерттеудің пәні болып қалыптасқан?
  2. Айта өрлеу дәуірі Еуропалық өркениет дамуындағы сілкініс және Жаңа замандағы философия мен ғылымның қалыптасуы
  3. Аналитическая философия
  4. Антика дәуріндегі философия аясында жеке ғылымдардың бастауларының пайда болуы
  5. Античная философия
  6. Античная философия
  7. Античная философия
  8. Античная философия
  9. АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ
  10. Античная философия

Общая характеристика. Возрождением (франц. Renaissance — возрождение) ох­ватывает несколько столетий (Италия XIV—XVI вв„ другие европейские страны XV—XVI вв.), когда средневековье в его экономических, социальных, духовных формах исчерпало себя, а новый буржуазный строй еще не утвердился. Теоцентризм соответствует сельскому хозяйству. Антропоцентризм – развитию промышленности. Это эпоха становления буржуазного товарно-денежного хозяйства. Характерно обращение («возрождение») к ценностям античной культуры, освобождение от средневековой схоластики.

Эпоха Возрождения для наиболее передовых стран Европы – это

время зарождения капиталистических отношений, складываний

национальных государств и абсолютных монархий, глубоких

социальных и религиозных конфликтов, бурного развития

естествознания и великих географических открытий.

Самоназвание эпохи говорит о возрождении интереса к античной

философии и культуре, в которых начинают видеть образец для

современности. Идеалом знания становится не религиозное, а светское.

Происходит поворот от проблем религии к человеку и природе.

Философская мысль настроена оппозиционно к католической

идеологии. Однако здесь нет атеизма. Отрицается не христианство и

Бог, а выражается неудовольствие деятельностью Церкви, проявляющей

излишнюю властность и жадность в обществе. Переосмысливаются

многие положения христианского богословия, в том числе место и

положение человека в мире. Если в средневековой философии человек

рассматривается прежде всего с греховной стороны (он виноват в

грехопадении и себя и мира, отступничестве от Бога – все зло мира на

нем!), то в эпоху Возрождения делается акцент на его богоподобии.

Разум, творчество, красота, свобода – эти черты не присущи человеку

сами по себе, они – отражение Бога в нем. Здесь не темное, а светлое

восприятие человека внутри одной христианской традиции.

 

Италия раньше других европейских стран встала на путь бур­жуазного развития и возрожденческое мироощущение появилось в ее духовной жизни ранее, чем в других европейских странах.

 

Различают следующие периоды в развитии ее идей: 1) раннее Возрождение; 2) период расцвета или Высокое Возрож­дение; 3) позднее, или модифицированное Возрождение.

Представители: Леонардо Да Винчи, Микеланджело, Эразм

Ротердамский, Николо Макиавелли, Томас Мор, Лоренцо Валла,

Мишель деМонтень, Николай Кузанский.

 

Направления: гуманистическое, натурфилософское,

неоплатоническое и социально-политическое.

 

1) Антропоцентризм. а) В отличие от средневековой культуры, устремленной к Богу, новая культура устремлена к человеку. В ее основе заложены принципы антропоцентризма, представления о свободном, сильном человеке, который утверждает свою индивидуальность и независимость.

антропоцентризм имеет глубоко христианские корни. Человек

восхваляется и предельно возвышается – он вершина мироздания,

призван к свободе, творчеству, славе, блаженству не только в загробной

жизни, но и в этой земной. Более того, именно земные заботы

составляют первейший долг человека. Именно здесь (в труде, творчестве,

любви) он должен реализовать себя. В этом повороте к земной жизни и

ее прославлению кардинальное отличие от средневековой

антропологии.

 

б) Что нередко порождало абсолютизацию индивиду­ализма и моральный нигилизм. Человек становится более самостоятельным. Гордость трансформируется в самоутверждение. Все заслуги приписываются не Богу, а себе.

в) Антропоцентризм проистекает из теоцентризма, т.к. центральной проблемой христианства является проблема развития, самоактуализации человека.

г) Формируется концепция прометеизма – человек соучаствует в сотворении Богом мира, созидая предметы культуры: книги, здания, картины. Соучаствует в свободе и творчестве, в добре и любви.

д) Идеалом является разносторонность знаний и умений.

 

2) Формируется гуманизм а) (с лат. humanus — человеческий, человечный, образованный). Он существует не только как мировоззрение, но и как социально-полити­ческая практика в сфере политики и морали.

б) «Гуманизм» означает человечность, образованность. Человек – как высшая ценность.

 

3) Антиклерикализм – (греч. anti — против и лат. ctericalis — церковный) - движение, направ­ленное против клерикализма, т. е. против привилегий церкви а духовенства, но не против самой религии. Это критика, отрицание исторической церкви.

Секуляризацияосвобождение философии, науки, общественной жизни, образования от религии и власти церкви. Хотя внешне религиозность усиливается. Ограничивалось влияние религии на философию. Эти настроения получили развитие в идеях рефор­мации (протестантизма). Секуляризация (лат. secularis — мирской, светский) — высвобождение от религиозного влияния всех сфер жизнедеятельности общества и личности.

«секуляризация» - освобождение от церковного влияния. Проблемы

государства, морали, науки перестают рассматриваться через призму

теологии. Эти области бытия обретают самостоятельное

существование, законы которого должны изучаться светскими науками.

 

 

§ 1. Основные идеи раннего итальянского Возрождения

1. Творчество великого поэта Данте Алигьери (1265—1320).

Он полагает, что божественное и челове­ческое существуют в единстве. Бога нельзя противопоставить творческим возможностям человека. Существование человека обус­ловлено, с одной стороны, Богом, с другой — природой.

 

2. Поэт и мыслитель Петрарка (1304—1374) а) главной задачей считал развитие “искусства жизни”. Человек имеет право на счастье в земной жизни, а не только потустороннем мире.

Б) подчеркивает достоинство человеческой личности, уникального внутреннего мира человека.

В) Он полагает, что совершенствование личности возможно при условии ее обособления от “невежественной черни ”, при наличии внутренней борьбы человека с собственными страстями и постоянного противоборства с окружающим миром.

Тех же идей придерживался Джованни Боккаччо.

Особенностью философии раннего Возрождения - ее антиклерикализм не стал условием возникновения интереса к науке. Итальянские гуманисты этой эпохи не видели ценности в естественно-научном знании, были далеки от натурфилософской проблематики.

 

§ 2. Философия Высокого Возрождения

1) Характеристика. К середине XV века философия итальянского Возрождения достигает расцвета. Она расширяет круг античных источников. Наряду с уче­ниями Пифагора и Платона, материалистов-натурфилософов, этикой эпикурейцев и стоицизма, идеями неоплатонизма, ею используются наследие Аристотеля. Они об­ращаются к арабской философии, а также к средневековой ереси и мистике.

 

2) Органицизм Рассматривая природу по аналогии с человеческой жизнью, они представляли ее единым огромным организмом.

 

3) Стремление к пониманию природы и усилению власти над ней привело к возникновению натурфилософских идей. Натурфилософия (лат. natura — природа), философия природы, умозрительное истол­кование природы, рассматриваемой в ее целостности. В естественных науках центральное место занимала математика.

В этот период поворота к природе возникают и развиваются

естественные науки, дающие истинное знание о природе предлагались

как теории религиозных преобразований, так и социального

переустройства (Коперник, Галилео Галилей, Кеплер).

Мыслители Ренессанса не анализируют понятия (как это делали

схоласты), а пытаются понять сами явления природы и общества,

опираясь на опыт и разум, а не на интуицию и откровение.

 

Пантеистический взгляд на мир, выраженный подчас в мис­тической форме.

Представители. Николай Кузанский, Лоренцо Валла, члены Платоновской Академии во Флоренции: Марселио Фичино и Пико делла Мирандола, Помпонацци и др.

 

Лоренцо Валла (1406—1457), философ, историк и филолог. Цен­тральное место в его философии занимает учение о человеке.

А) В трактате “О наслаждении как истинном благе” (1431) Валла выступает с позиций эпикуреизма, противопоставляя учение Эпи­кура христианскому аскетизму и суровой этике стоиков. Валла пытается обосновать полноценность жизни человека, которая невозможна без телесного благополучия, проявления человеческих чувств. В основе его этики находится принцип наслаждения, который Валла сводит к удовольствиям души и те ла.

Б) Нередко он отождествляет его с пользой ( трактуя наслаждение в духе утилитаризма). Валла полагает, что добродетель есть полезность. «Полезность, — пишет он, — то же самое, что вызывающее наслаждение, справедливое — то же самое, что и добродетельное».

 

В 15 в. образуется Платоновская Академия во Флоренции. Флорентийские платоники развивали идеи пантеизма, учение об органическом космосе, а также идеи веротер­пимости. Наиболее интересные мыслители Платоновской Академии во Флоренции — Марселио Фичино и Пико делла Мирандола.

 

Глава флорентийской Академии Марселио Фичино (1433—1499) был служителем католической церкви. Им переведены на латин­ский язык все диалоги Платона и произведения неоплатоников. Современники называли его “вторым Платоном”.

А) Проблема соотношения религии и философии. Философия не является служанкой богословия, а находится в положении его равноправной сестры. На этой основе Фичино развивает идеи, близкие Реформации.

Б) «Универсальная религия». Если Бог есть разум, который по природе везде одинаков, то он находится во всех религиях. Все специфи­ческое в религиях необходимо отбросить, создав всеобщую “универсальную” религию. Все религии – формы общей религии. Христианство в этическом плане – более совершенная. Универсальность определяется: 1. идея Богаврожденная, всеобщая для всех. 2. Всё – в т.ч. и религии - от единого Бога.

В) Пантеизм.

Меняется и понимание Бога. На смену дуалистической,

противопоставляющей Бога и природу, приходит пантеистическая

картина бытия, в которой бог и природа отождествляются. Бог

философии Возрождения лишается свободы, он не творит мир «из

ничего, он «со-вечен миру» и сливается с законом естественной

необходимости. А природа из служанки и творения бога превращается

в обожествленное, т.е наделенное всеми необходимыми силами для

самосозидания и развития первоначало вещей (Джордано Бруно).

Таким образом, возникает новая система ценностей, где на первом

месте стоит человек и природа, а не Бог и его обоснование.

В трактовке Бога и его отношения к миру Фичино занимает промежуточную позицию между монотеизмом и пантеизмом. Бог существует в соотношении с миром. Бог – в основе мира и в основе всех изменений. Он сливается с природой.

Мистический пантеизм — Вселенная, отличающаяся, но отделимая от абсолюта, представляет иерархию убывающей духовности и нарастающей телесности.

Г) Человек есть Бог. А) Мировая душа и душа человека тождественны. Поэтому, человек занимает исключительное положение во Вселенной.

Б) Человек есть соединяющее звено между Богом и миром. Он может выходить в небесные сферы, не отвергая низшего телесного мира.

В) Утверждение безграничных деятельностных возможностей челове­ка, повелевающего миром, приводит Фичино к мысли, что человек есть Бог, обладающий полной свободой воли, ему подвластен весь мир: “...человек, который господствует над всеми существами, живыми и неживыми... является некоторого рода Богом. Он — Бог неразумных животных, которыми он пользуется... правит... воспи­тывает. Он — Бог стихий, в которых он поселяется... и использует; он— Бог всех материальных вещей, которые он применяет, видоизменяет и преобразует. И этот человек, который по природе царит над столькими вещами и занимает место бессмертного божества, без всякого сомнения также бессмертен”

 

 

Мишель де Монтень. Основная работа – «Опыты». Часто

прибегает к авторитету античных мыслителей. Однако главный

авторитет для него – разум человека. Все, что относится к природе –

дело разума, все, что относится к религии – дело веры. Монтень

высказывается за строгое разграничение веры и разума. Разум, однако,

не всемогущ. Он может и заблуждаться. Девиз Монтеня – «Что я знаю!».

Сомнение – двигатель знания и науки. Здоровый скепсис не мешает, а

помогает развитию науки. Мы должны считать знание процессом, а не

догматом. Наши знания историчны, относительны, ограничены

возможностями органов чувств. Т.к. человек – природное существо и

подчинен законам природы, он – часть всего живого и должен жить в

гармонии со всем живущим на земле и с природой. Отсюда и понимание

свободы человека как действий в соответствии с природой и ее законами.

Философия, по Монтеню, прежде всего наука о человеке и его морали.

Она ведет человека к добродетели, учит жить и умирать. Добродетель

состоит не в аскетическом бегстве от мира, а в жизни по законам

природы, в стремлении к счастью, покою и физическому комфорту.

Жизнь включает и страдания, которые надо уметь принимать. Смерть

неизбежна, бессмертие души спорно. Поэтому ради возможности

бессмертия души нельзя бытьжестоким ни к самомусебе, ни к другим.

В эпоху Возрождения предлагались как теории религиозных

преобразований, так и социального переустройства.

Томас Мор – основатель утопического социализма. Принцип

построения идеального общества, в котором нет социальных

противоречий изложен в произведении «Утопия» (место, которого

нет). Главным источником социальной несправедливости Т.Мор, вслед

за Платоном, называет частную собственность. На воображаемом

острове нет частной собственности и труд является обязанностью всех

членов общества. Все произведенные продукты поступают в

собственность общества и затем равномерно распределяются между

всеми жителями Утопии. Продолжительность рабочего дня – 6 ч. От

трудовой деятельности освобождаются люди, проявившие особые

способности к наукам. Самые грязные работы выполняют рабы

(военнопленные и осужденные преступники). Все должностные лица

избираются. Мужчины и женщины имеют равные права. Жители верят

в Бога, существует полная веротерпимость.

 

Николай Кузанский – известный деятель католической Церкви,

кардинал. В работах «Знающее незнание», «Об ученом незнании»

философ выступал в пользу изучения естественных наук и

невмешательства теологии в область рационального знания. Согласно,

Николаю Кузанскомумир создан Богом, но он бесконечен, материален

и движется через противоположности. Человека он ставит очень

высоко. Бог присутствует в человеке. Бог присутствует во всем, прежде

всего в природе. Бог – это центр Вселенной и ее предел. Он – целое,

тогда как Вселенная – часть. Мир как бы «свертывается» в Боге и Бог

«разворачивается» помере своего воплощения в мир. Истина – всегда

процесс (а не догма), процесс познания, движения к Богу.

 

Протестантизм (Реформация) Мартин Лютер – основоположник Реформации. Выступал против господства католической Церкви в обществе. Настаивал на том,

что между Богом и верующими не должно быть никакого посредника.

Общение между ними должно происходить напрямую (верующий, его

вера и Библия, никаких священнослужителей, берущих плату за свое

содействие). Церковь же должна стать демократичнее, а обряды

понятными людям. Должен быть восстановлен авторитет светской

власти. Необходимо запретить индульгенцию, освободить культуру и

образование от католических догм. Путь к спасению – не аскетизм и

молитвы, а прежде всего добросовестное отношение к своему делу

(профессия). Работай лучше - и будешь ближе к Богу.

 

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.019 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав