Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Билеты по Философии

Читайте также:
  1. А. Шопенгауэр и Ф. Ницше (от классической философии к иррационализму и нигилизму)
  2. А10. Не является характерной особенностью немецкой классической философии
  3. Аблеев С.Р. История мировой философии./ Аблеев С.Р. 2005 – 418 стр.
  4. Анализ человеческого существования в философии экзистенциализма.
  5. Античная философия. Натурфилософские ориентации досократической философии.
  6. АНТИЧНЫЙ МИР И ГЕНЕЗИС ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ
  7. Антропологическая проблема в русской философии
  8. Антропологический поворот в философии в сер.19 - нач. 20 века
  9. Антропоцентризм в философии Возрождения.
  10. Антропоцентризм, гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.

Билет № 1. Что такое философия. Философия как метафизика, философия науки, антропология

· Что такое философия?

Философия (Слово философия происходит от греческих «phileo» — любовь, стремление, жажда и «sophia» — мудрость. Философию традиционно определяют как "любовь к мудрости". Платон говорил, что философия - постепенное "умирание". Северин Боэций считал, что философия – единственное утешение для ума. Рене Декарт: философия - основание всех наук. Мартин Хайдеггер: философия - это тяга повсюду быть дома. Философия— это наука, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Вообще термину философия нельзя дать однозначного определения. Предмет философии включает в себя как изучение всеобщих законов развития мира и общества, так и изучение самого процесса познания и мышления, а также изучение нравственных категорий и ценностей. К числу основных философских вопросов, например, относятся вопросы «Что первично — материя или сознание?», «Познаваем ли мир?», «Существует ли Бог?», «Что такое истина?», «Что такое хорошо?» и другие.

Мы нуждаемся в мировоззрении. Мировоззрение состоит из трех

компонентов:

- мировосприятие,

- мироотношение,

- миропонимание.

Соответственно, люди на протяжении многих столетий пытались свою потребность в мировоззрении удовлетворить. Постепенно человечество сформировало разные формы коллективных представлений. Одним из них и является философия.

· Философия как метафизика.

Иммануил Кант считал, что философия - это метафизика, которая никогда не станет наукой.

Метафизика - философское учение о сверхчувственных началах и принципах бытия вообще или какого-либо определенного вида бытия. Метафизика выступает гарантом подлинности философии, поскольку в своих понятиях выходит к бытийной сущности и мира, и философии. Ее предметом являются: бытие, ничто, свобода, бессмертие, Бог, жизнь, материя, истина, душа, становление, Мировой дух, природа и т. п.

Греческое слово "метафизика" буквально означает "что идет после физики". В античности идущая от Аристотеля традиция считала метафизику "первой философией", наукой о бытии. Метафизика есть онтология. Основные вопросы античной философии таковы: "Что есть бытие?", "Что есть идея?" (Платон), "Что есть форма и материя?" (Аристотель).

Кант делает решающие шаги к разрушению метафизики как онтологии, на первое место он ставит вопрос познания: "Что я могу знать?". У Канта философия и метафизика превращаются преимущественно в гносеологию. Кант считал, что метафизика возможна как чисто априорное знание.

Гегель увидел в метафизике ограниченность рассудочного мышления, которая преодолевается диалектическим разумом. Гегель связал разум с диалектикой, рассудок — с метафизикой, противопоставив тем самым диалектику метафизическому методу. Диалектика исправляет недостатки метафизики, не справляющейся с жизненными противоречиями, переходами, процессами развития.

Таким образом, многовековое развитие философских представлений привело, в конечном счете, к двум толкованиям содержания метафизики. Согласно негативным представлениям, метафизика есть неудовлетворительный конкурент диалектике. Положительное толкование состоит в понимании ее как совокупности основополагающих принципов философии.

· Философия науки

Раздел философии, изучающий понятие, границы и методологию науки.

Философия науки как направление западной и отечественной философии представлена множеством оригинальных концепций, предлагающих ту или иную модель развития науки и эпистемологии. Она сосредоточена на выявлении роли и значимости науки, характеристик когнитивной, теоретической деятельности.

Предметом философии науки, — являются общие закономерности и тенденции научного познания как особой деятельности по производству научных знаний, взятых в их историческом развитии и рассматриваемых в исторически изменяющемся социокультурном контексте».

Непосредственной предшественницей философии науки является гносеология XVII—XVIII вв., в центре которой было осмысление сущности научного знания и методов его получения. Гносеологические вопросы были центральной темой классического этапа философии Нового времени — от Р. Декарта и Дж. Локка до И. Канта. Без понимания этих вопросов нельзя понять философию науки XIX—XX вв.

· Антрополо́гия– совокупность научных дисциплин, занимающихся изучением человека, его происхождения, развития, существования в природной (естественной) и культурной (искусственной) средах. В Советском Союзе антропология понималась как наука о происхождении и эволюции человека и его рас, то есть, как физическая антропология.

Философское учение о природе и сущности человека, рассматривающее человека как особый род бытия. Антропология как философское учение является исторически первой формой представления человека как такового в качестве особого предмета понимания и изучения.
Философская антропология представляет собой совокупность религиозно-философских учений о смысле жизни, сущности человека (философия).
Слово «антропология» впервые было использовано Аристотелем. Древний мудрец обозначил им область знания, объектом изучения которого является духовная сторона человеческой природы. Данный термин просуществовал в этом значении более 1000 лет.

Несмотря на то, что термин в этом значении употреблялся многими классическими и неклассическими мыслителями (Кант, Фейербах и др.), специальная философская дисциплина и школа как таковые оформляются лишь в начале XX века под названием «философская антропология». В оригинальном значении термин «антропология» употребляется также во многих гуманитарных науках (искусствоведение, психология и др.) и в богословии (теологии), религиозной философии до сих пор. Так, в педагогике существует антропологический подход к воспитанию. Позднее антропологическое знание дифференцировалось и усложнилось.

 

Билет № 2. Исторические этапы (типы) развития философии. Место и роль философии в обществе

· Исторические этапы философии.

Философия появляется, считают историки философии, в VI-V вв. до нашей эры сразу в трех больших регионах: Древнем Китае, Древней Индии и Древней Греции.

Первые исторические типы философии - это философия Древнего Востока. К ней относятся индийская философия, древнеегипетская философская мысль, китайская философия.

В значительной степени этот период либо был близок к мифологии и религии, либо к народной традиции.

Античная философия - следующий исторический тип философии после философии Древнего Востока. Это начало собственно философии. Именно античная философия лежала у истоков европейского философского мышления

Средневековая философия развивалась в тесной взаимосвязи с религиозной формой сознания, господствующей в тот исторический период.

Философия эпохи Возрождения (XV-XVI вв.) формировалась под сильным воздействием искусства. Именно тогда началось новое прочтение античной литературы; эстетический подход играл большую роль в формировании взглядов гуманистов.

Философия Нового времени (XVII в.) ориентировалась, главным образом, на науку. Причем, под наукой понимали экспериментально-математическое естествознание. Это существенно отличалось от античной и средневековой науки, еще не знавших эксперимента. Появляются научные труды по исследованию и обоснованию экспериментального знания, логики науки. Уточняется и само понятие “наука”.

Философия эпохи Просвещения (XVIII в.) строилась на критике религии, теологии, ее важной функцией явилась идейная подготовка Французской революции. Большое значение придавалось разуму как двигателю общественного прогресса.

Философия Возрождения, Нового времени и Просвещения – это исторический период развития европейской философской мысли.

Следующий период европейской философии - философия ХIХ в. - дал человечеству таких гигантов мысли, как Гердер и Кант, Гегель и Фейербах, Фихте и Шеллинг.

Философия ХХ-ХХI в.в. характеризуется новым этапом западноевропейской и русской философии. В ХХ в. появились философские учения, посвященные проблемам человека, его судьбы, сущности существования, жизни и смерти, морального выбора и свободы. Это философия экзистенциализма (понятие существования) и неофрейдизма. Это учения философии жизни, феноменологии и философского мистицизма.

-

По Гегелю, философия есть "эпоха, отраженная в мышлении". При всем своеобразии этапов философии в разные периоды в развитии мысли сохранялась и преемственности, что позволяет говорить о единстве историко-философского процесса

В истории философии отражались требования эпохи и рождение новой культуры.

Рассмотрим основные концепции происхождения философии.

Мифогенная концепция. Яркие представители этой концепции - А.Ф. Лосев, выдающийся отечественный исследователь античной культуры, Ф.Х. Кессиди и другие. Суть этой концепции: философия «вырастает» из мифологии, она наследует от мифа проблематику (как устроен мир, на что может повлиять человек) и представляет собой «вторую волну» мировоззрения.

Гносеогенная концепция. Сторонники этой концепции считают, что появление философии связано с ростом реального знания о мире, и философия - это скорее радикальный разрыв с мифологией, нежели генезис из ее мировоззренческого «ядра».Философия опирается на рациональные суждения, логические законы, наблюдения, данные частных, прикладных наук - а миф подчинен фантазии и эмоциям рассказчика. Философия претендует на обоснованное суждение об истинном положении дел. Так считают, к примеру, А.Н. Чанышев и К. Поппер.

 

Есть четвертая концепция, ее разработал профессор Уральского университета В.И. Плотников. Эту концепцию можно назвать софиогенной. Эта концепция умещается в формуле от интуиции к рефлексии над мудростью, понимается как форма духовной культуры человечества. Философ - искатель мудрости. Но никогда не мудрец.

· Место и роль философии в обществе.

Эта роль определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции -мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая. Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний - практического, познавательного, ценностного.

 

Билет № 3.Специфика философских проблем

Специфика философских проблем впервые становится предметом исследования в «Критике чистого разума» И. Канта. Именно Кант определяет разум как способность ставить проблемы.

Специфика философских проблем - центральная тема философии Делеза. Замысел Делеза заключается в том, чтобы дать исключительно имманентную теорию проблем, не сводимую к объектам опыта или рассудочным категориям.

Поскольку предметом философии выступает мировоззрение и культура, постольку проблемы, с которыми имеет дело философия, являются смысложизненными. Таких проблем много и все они выступают как стороны аспекты, проблемы человека. Проблема человека - центральная проблема философии. В качестве отдельных сторон человека проблема сознания и самосознания человека проблема познавательных возможностей и методов познания, проблема отношения человека и Бога, любви и счастья, свободы и неволи.
Философская проблематика, концентрируясь вокруг основного вопроса, не исчерпывается им. Существуют различные классификации многообразных проблем философии.

В мировоззренческом знании преобладают проблемы «вечные», постоянные для всех времен. Это проблема «мир в целом», проблема человека, смысла жизни, свободы, взаимоотношения философии и культуры, философии и естествознания и др. Философия, отмечал B. И. Вернадский, «постоянно касается таких вечных вопросов человеческой мысли, по отношению к которым никогда не может быть сказано последнее слово»

Также, всеобщность, предельность — важнейшая и определяющая черта проблем философии.

Билет № 4. Язык философии

это язык категорий, тех предельно общих понятий(дух-материя; необходимость-случайность;добро-зло;прекрасное-безобразное;истина-заблуждение), на котором формулируются её вечные предельные вопросы и на них даются рациональные ответы.

Язык - информационно-знаковая система, способ и средство существования и передачи мысли. Язык появился на раннем этапе развития человека как средство общения. Такой язык называют обыденным. Единицей этого языка стало слово. Всему видимому человек давал обозначения, приобретая обыденные знания. Вместе с тем человек постигал внутренние скрытые связи, взаимодействия.

 

Языком обозначения рационалистической сущности природы стали понятия - отражение внутренних, общих, существенных связей. Понятия относятся к языку науки (законы, действующие в определенной сфере бытия).

Но уже Платон (5-6 век до н.э.) заметил, что знание может говорить языком математики (математические понятия) и языком философии (категорий), а Аристотель (4 в. до н.э.) представил систему категорий. Категории отражают не единичную связь, а систему наиболее общих, подвижных, динамичных связей, такая система взаимосвязанных понятий составляет фундамент философской науки. Категории имеют структуру. Различают форму, содержание и объем понятия.

Форма - языковый способ выражения понятий.

Понятия, категории - высшее значение слов, выражающее наиболее общие стороны и отношения действительности. Связь понятий в единую мысль осуществляется по законам логики.

Логика - это форма и способ последовательно упорядоченного построения мысли - "наука о законах иформах мышления". В отличие от обыденного языка язык философии формировался в процессе осознания сущности, причинных оснований, связей, развития, на основании универсального единства всего существующего.

 

Примеры: Понятие "субстанция" как осмысление сущности, первоосновы, единства, первопричины всего существующего стало ключом к постановке всех философских проблем. Понятие "бытие" отражает мир как целостность, развивающаяся объективная реальность, соед. в себе материальные и духовные процессы.

 

Билет № 5.Субъект философии

Субъект познания — это носитель предметно-практической деятельности и познания, источник познавательной активности, направленной на предмет познания. (-носитель деятельности, сознания и познания; индивид, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него в своей практической деятельности; человек или консолидированная группа лиц (напр., научное сообщество), общество, культура или даже человечество в целом, противопоставляемые познаваемым или преобразуемым объектам.)

Познает себя субъект через свои обнаружения, сознаваемые непосредственно. Всякое наше познавание заключает в себе две стороны, являясь актом сознания и самосознания. Как акт сознания, оно даёт нам знать, с чем мы имеем дело, какой предмет мы созерцаем перед собой — стол, стул, чернильницу, перо или что-то другое. Как акт самосознания, оно говорит нам, что, видя, например, стол, мы спокойно созерцаем, а не находимся в состоянии волнения или желания. Эти две стороны даны бывают всюду, хотя вследствие узости сознания никогда не сознаются с одинаковой ясностью. Иногда более ясно сознается предмет, иногда — акт созерцания, смотря по тому, на что бывает обращено наше внимание.

В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек (индивид), так и различные социальные группы (общество в целом). В случае, когда субъектом познания является индивид, то его самосознание (переживание собственного “Я”) определяется всем миром культуры, созданной на протяжении человеческой истории. Успешная познавательная деятельность может быть осуществлена при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Под субъектом познания следует понимать наделенного сознанием человека, включенного в систему социокультурных связей, чья активность направлена на постижение тайн противостоящего ему объекта.

 

Билет № 7. Проблема бытия в философии

Проблема бытия – важнейшая проблема философии. Антология – учение о бытии. Философия с глубокой древности билась над этой проблемой. Впервые категория бытия появилась у элиатов. При осмыслении проблем реальности люди фиксируют две части: я и не я. Мир выступает как нечто, состоящее из двух частей– я и не я – все это бытие. Категория бытия противостоит категории небытия. У элиатов бытие определяется как мышление. Бытие отождествляется иногда с сознанием. В экзестенционазизме философия отождествляется с полной свободой.

 

Существует несколько подходов к трактовке бытия и небытия:

 

Небытия нет, есть только бытие. Небытие – разновидность бытия (Зенон).

Существует и бытие, и небытие (представители этого подхода – атомисты). По Платону бытие – мир идей, небытие – это чувстсвенный мир. Для Героклита, бытие и небытие – это две категории, перетекающие друг в друга.

Есть только небытие (Чанышев).

 

Платон под истинным бытием имел в виду «царчство чистых мыслей и красоты» как нечто умопостигаемое в отличии от мира чувственных вещей.

По Аристотелю, бытие-это живая субстанция, хар-ся следующими принципами:

· каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание(принцип материальности);

· каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (концепция активной формы);

· она указывает на свое происхождение (принцип причинности);

· она имеет свое определенное назначение (принцип цели).

 

В средние века оформилось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. В эпоху Возражденияи,особенно, в Новое время происходит разделение философии и естественной науки. В связи с этим хар-на «объективизация» понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций. Бытие осмысливается как нечо телесное, вещественное, как объктивная реальность противостоящая человеку и его разуму. Декарт: «я мыслю следовательно существую» это значит, что бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания.

 

Билет № 8.Проблема построения картины мира. Различные подходы к построению философской онтологии

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую. Их объединяет и отличает от религиозной и мифологической картин мира, то, что философия относится к теоретическому способу освоения мира. Этот способ характеризуется тем, что человек познает мир в понятиях, умозрительно (в мысли, в слове). Философское знание, это знание или взгляд живого человека. Поэтому наряду со знанием о мире философия формирует и ценностное отношение к нему.

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

 

три способа построения философской онтологии:

· как онтологии материального объекта,

· как онтологии иде-ального объекта

· как онтологии субъекта.

 

Билет № 9. Бытие как событие

СОБЫТИЕ (со-бытие, со-бытийность) - понятие философии 20 в., введение которого в дисциплинарный оборот знаменовало осуществление кардинальных ("поворотных" - от нем. Kehre, по Хайдеггеру) реконструкций традиционной метафизики. Как специальный термин, центрирует на себе новаторскую метафизическую процедуру разъяснения "скрытого отношения Бытия и Времени" (Хайдеггер), а также ряд важнейших проблемных полей (вопросы смысла, значения, сущности, бытия, времени и др.) философии постмодернизма. (Согласно Делезу, "... только события - идеальны. Пересмотр платонизма означает, прежде всего и главным образом, замену сущностей на события...") Исходную интенцию западноевропейского философствования на осмысление Бытия как "истины и С." (в контексте "деструкции метафизики") актуализировал Хайдеггер, сосредоточивший свое внимание на "критике разума". Стратегией и целью философского творчества Хайдеггера в последующий период явилась разработка такого мышления, в границах которого Бытие и Время выступали бы как обратимые термины и прочитывались бы одно в другом до такой степени, чтобы становиться неразделимыми.

Согласно Хайдеггеру, "исток" Бытия и Времени получил единственное верное имя - "Событие", которое, "давая" и "забирая" их, позволяет им оставаться самими собой; Событие - это в то же время не есть некое "высшее", поглощающее как Бытие, так и Время, понятие. Переход Хайдеггера от "трансцендентально-горизонтального" мышления "Бытия и Времени" к более позднему, "бытийно-историческому" мышлению может быть частично зафиксирован в динамике содержательной "нагруженности" слова "Событие" (сам Хайдеггер отмечал, что с 1936 "Ereignis - ведущее слово моего мышления"). Отношения логического порядка, - акцентировал Хайдеггер, - ничего не способны прояснить: Бытие и Время "исчезают" в Событие, в коем они взаимосоответствуют, и именно так обретают присущее им "собственное".

 

Билет № 10.Событие как опространствование-овременение

Опространствливание-овременение имеет значение "пространственного-становления-времени": любое событие социального мира является объективацией, а объективация как таковая неосуществима вне различия "объективированное/необъективированное", для установления которого, в свою очередь, требуется время в пространстве [социального мира] и пространство во времени [социального мира]. Социальная реальность есть ансамбль социальных отношений исключительно в том смысле, что они задают и гарантируют единство событий в пространстве и времени, единство, которое образует социальный мир как предмет познания.

Именно эти онтологизированные логико-гносеологические «гарантии» отражены в понятии социальной реальности, толкуемом как "трансцендентальное означаемое". Социальная реальность не образуется сущими социального мира, но формирует схему саморепрезентации. Вопрос о трансценденции и ее постижении снимается в силу полноты социальной реальности.




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 89031 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.018 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав