Читайте также:
|
|
Сократ (ок. 470–399 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, который связывал добродетель со знанием и считал диалог основным методом нахождения истины, мало интересовался проблемами бытия. Он отрицательно относился к эмпирическому изучению природы, поскольку оно опирается на свидетельство органов чувств, а значит, лишено познавательной ценности. Сократ выступал против принципа причинности, противопоставив ему телеологическое миропонимание: все имеет своей целью пользу человека; признавал существование богов, но центр его внимания перемещался на человека.
Человек интересует Сократа со стороны его практической деятельности, поведения, нравственности. Именно с этих антропологических позиций мыслитель подходит к рассмотрению эстетических проблем.
Согласно Сократу, всякая человеческая деятельность преследует определенную цель. Высшим результатом этой деятельности является абсолютное благо. Эстетическая деятельность также является целесообразной; ее продукты должны оцениваться с точки зрения соответствия определенной цели. Следовательно, прекрасное не может существовать как абсолютное свойство предметов и явлений. Оно раскрывается лишь в отношении, а в сущности совпадает с целесообразным. Более того, Сократ отождествляет прекрасное не только с целесообразным, но и с хорошим, добрым. Относительность прекрасного здесь является следствием соотношения предмета с целями человеческой деятельности. Искусство, с точки зрения Сократа, есть воспроизведение действительности посредством подражания, которое вовсе не тождественно простому копированию явлений.
Сократ был учителем Платона Афинского (437–347 гг. до н.э.) – древнегреческого философа, объективного идеалиста, родоначальника платонизма.
Философские воззрения Платона сформировались под влиянием Сократа. Согласно Платону, чувственные вещи изменчивы, преходящи и не являются истинным бытием. Подлинное бытие присуще лишь особого рода духовным сущностям – “видам” или “идеям”. Идеи Платона – это общие понятия, представляющие собой самостоятельные сущности. Идей столько, сколько общих понятий; они находятся в отношении соподчинения, а верховной является идея блага. По отношению к реальным вещам идеи – “прототипы”, причины, образцы, а вещи остаются лишь отражением идей. Эта исходная объективно-идеалистическая точка зрения лежит в основе платоновского учения о мире, обществе, морали и искусстве.
Подробно об абсолютно прекрасном Платон говорит в диалоге“Пир”. Здесь он дает иерархию красоты: сперва нам нравятся красивые физические тела, потом мы переходим к представлению о красивом вообще, далее обращаемся к прекрасным душам, а от них – к красоте науки. Идея прекрасного находится вне времени и пространства, не изменяется, не может быть уничтожена. Поскольку красота носит сверхчувственный характер, поэтому она постигается не чувствами, а разумом.
По Платону, искусство подражает чувственным вещам, которые сами являются образами, отражениями идей. Художник не возвышается до постижения истинно сущего и прекрасного. Создавая произведения искусства, он лишь копирует чувственные вещи, которые, в свою очередь, суть копии идей, т.е. создает копии с копий. Поэтому искусство, как вторичное отражение, лишено познавательной ценности, более того, оно обманчиво, лживо и препятствует познанию истинно сущего мира. Искусству нет места в идеальном государстве Платона. Впоследствии он несколько смягчается и соглашается, что Муза должна доставлять наслаждение только наилучшим людям, получившим хорошее воспитание. Этим людям искусство не принесет вреда, а будет даже полезным.
Первым критиком платонизма стал Аристотель Стагирит (384–322 гг. до н.э.) – древнегреческий философ, энциклопедист, основатель перипатетической школы, в эстетической концепции которого проявились материалистические тенденции его учения, основатель науки логики. Вопросы эстетики Аристотель рассматривает в “Риторике”, “Политике” и “Поэтике”, произведении которое дошло до нас в неполном виде. В нем он обобщаетхудожественную практику своего времени и дает теоретическое осмысление художественного творчества. В противоположность Платону, который трактует эстетические категории умозрительно, Аристотель всегда исходит из конкретных фактов, из практики развития искусства.
В центр своих эстетических исследований философ, как и его предшественники, ставит проблему прекрасного.. Основными чертами прекрасного, по Аристотелю, являются “слаженность, соразмерность и определенность”, а также “ограниченность величины”. Наиболее высокое выражение прекрасного – живые существа, и в особенности человек.
Еще одним важным признаком прекрасного философ называет целостность: начало, середина и конец обязательно предполагают друг друга. Для него прекрасное объективно и абсолютно, но оно находится не в идеях, не в абстрактных количественных отношениях, а в реальных предметах, в их существенных связях и свойствах..
Источник эстетического удовольствия Аристотель усматривает не в идеях и других идеальных сущностях, а в естественном стремлении людей к познанию мира. Человеку приходится “узнавать” и “рассуждать”, поэтому искусство является одной из форм его познавательной деятельности. Задача искусства не в механистической репродукции действительности, а в ее творческом отражении.
Процесс создания художественного произведения, как и его восприятие, – интеллектуальный акт. Искусство не имеет значения само по себе. Его роль –воспитание людей, поскольку нравственным идеалом, по Аристотелю, является “созерцательная деятельность разума”. Поскольку искусство – та же теоретическая деятельность, то и оно созерцательно. Художественное познание – это пассивно-созерцательное восприятие мира, а духовное наслаждение искусством ведет к катарсису (от греч. katharsis – очищение; понятие древнегреческой эстетики, означающее духовное переживание и очищение при восприятии художественного произведения). Эстетическое воспитание обеспечивает гармоническое развитие личности, делает человека хорошим гражданином и способствует достижению высшей добродетели –разумной деятельности.
Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 25 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |