Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Взаимодействие общества и природы

Читайте также:
  1. C.) ... воспитания - прерогатива государства, которая под влиянием науки и общества формирует ее как главный компонент педагогической работы
  2. Cущность и разновидность гражданского общества
  3. D) взаимодействие предметно-логического и номинативного значений
  4. II. Признаки гражданского общества.
  5. II. Эволюция российского государства и общества в XIX в.
  6. А28. Необходимым условием гражданского общества является
  7. Административное право в правовой системе. Его взаимодействие с другими отраслями права.
  8. Актуальные проблемы воспитания на современном этапе развития общества и системы образования. Актуальные проблемы музыкального воспитания в России и в мире.
  9. Акционеpные общества, создание, pеоганизация, ликвидация
  10. Акционерные общества

Окружающую среду разделяют на естественную, в которой выделяют естественные источники жизни и естественные богатства, являющиеся предметами труда (полезные ископаемые и др.). Создаётся в производстве искусственная окружающая среда - "вторая природа". В ней видят компоненты: неодушевлённые предметы, живые организмы, выведенные или созданные человеком, общественные отношения.

Обозначим суть объективно существующих связей. Человек есть часть природы (он с ней в единстве) и месте с тем формирование человека и общества привело к отделению, обособлению и противопоставлению его природе.

Это единство всё больше ощущается каждым из нас не только в привычных формах, но и в открывающихся новых. Например, суточные биоритмы, циклы физического состояния (23,7 суток), эмоционального (28,4 суток), интеллектуального (33,2 суток) действуют на нашу жизнь как следствие, предположительно, воздействия Луны.

Зависимость человека от природы изменялась противоречивым образом. С одной стороны, человек повышал свою защищённость от стихийного воздействия природы. С другой стороны, при исчерпаемости ресурсов природы развитие цивилизации наталкивается на тенденцию возрастания зависимости человека от природы. Не только человек зависит от природы, но и окружающая его природа зависит от человека.

19. Бурное развитие индустриального производства с его многоотходными технологиями достигло ныне предельных, критических форм и размеров. Стал вопрос об угрозе существования человечества. Этими противоречиями во взаимодействии общества и природы определяется существо экологической проблемы. Аспекты: загрязнение природной среды отходами производства, в том числе биологически вредными; уменьшение площади лесов, снижение самоочищения биосферы, разрушение озонового экрана, загрязнение мирового океана, повышение уровня радиации, изменение климата, ухудшение здоровья людей, патологическое изменение их наследственности и др. Всё это имеет и более широкий социально-духовный (нравственный, эстетический) диапазон. Эта проблема является комплексной, она переросла национальные рамки, стала планетарной, глобальной.

Предлагаемые пути решения возможно свести к двум основным типам. 1. Неоруссоиский - "назад к природе от цивилизации" носит реакционно утопический характер при всех благих намерениях, так как предлагает ограничение культурного прогресса человечества для сохранения естественности природы, то есть антигуманистичный (хотя и позитивна его технократическая направленность). 2. Согласно второму типу предложений, научно-технический прогресс не является сам по себе угрозой природе, а его узость, односторонность, ограниченность и социальные формы использования. В своё время это совпало с зарождением и расцветом капитализма с его частнособственническими интересами, погоней за прибылью и стихийностью развития.

20. Религиозная концепция утверждает, что сознание человека является божьим даром: создавая человека, Бог "вдунул в нее дух жив", наделив, таким образом, человека частицей божественного света. Собственно человеческое сознание с его первыми свойствами предстает уже следствием известного из Священного Писания грехопадения: именно вследствие него человек начал различать добро и зло, а, следовательно, начала воспринимать действительность не целостно, а частично, фрагментарно. В то же время наличие в глубинах сознания части божественного приводит человеческое стремление к высшему, способность познавать истину и т.д.. Безусловным положительным моментом теологической концепции предстает то, что она сводит человеческое сознание к трансцендентному, абсолютного, высшего, не ограничивает ее аспектами существования человека и его выживания. Однако она оставляет вне рассмотрения связь сознания с человеческим организмом, социальной историей, информацией. Кроме того, она, фактически, объясняет не происхождение сознания, а лишь то, почему она присуща человеку.

Научная концепция представляет сознание как продукт развития человеческой способности отражать объективный мир во всем его многообразии. Обе эти концепции далеки от полной и окончательной победы друг над другом. У каждой из них имеется больше объективных фактов за то, чтобы с ней считались, нежели за то, чтобы привлечь на свою сторону подавляющее большинство сторонников.

21. Отражение - это способность материальных систем воспроизводить в своих свойствах особенности других систем, с которыми они взаимодействуют. Например, от удара камня о другой остаётся след, в дереве - вмятина, в животном - рана и т.д. По мере развития материи на уровне появления раздражимости и чувствительности формируется информационное отражение. Это значит, что происходят изменения не только при прямом взаимодействии (например, столкновении) как на низших уровнях и не только вызывается реакция организма на то, что биологически значимо (пища, угроза жизни), но и реакция на сигнал, информацию. Усложняются организмы и формы отражения, более сложные задачи нужно решать организмам, и возникают клетки, ответственные за отражение, а затем - целая нервная система, так как всё большую внутреннюю работу по отражению организму приходится совершать. Внешнее воздействие перерабатывается организмом. Это уже новый этап - нейрофизиологическое отражение. Итак, вследствие взаимодействия внутренней активности и внешнего воздействия развитие нервной системы достигает столь сложной организации, формируется и у высших животных психическое отражение. Поскольку образ формируется в процессе решения жизненно важных для организма задач, то он несёт в себе оценку и переживание, а его реализация требует волевых усилий. Таким образом, психическое отражение - формирование и использование психических образов - это единство познавательных и эмоциональных процессов, работа памяти и воли.

22. В силу своей телесной организации предок человека не мог полностью адаптироваться к среде подобно животным. Он вынужден был наряду с адаптацией приспосабливать к себе среду, преобразуя её объекты, создавая новые. Возникает целенаправленная деятельность, практически-преобразовательное отношение к миру - основной способ существования, свойственный только человеку.

Эту деятельность невозможно было осуществить индивидуально и изолированно, нужны объединение людей, их кооперация и их общение - возникают "коллективные представления", общие навыки, способы деятельности, которые необходимо зафиксировать, закрепить и передать другим. Это и реализуется психическим отражением - появляются высшие по сравнению с животными его формы - сознание.

Сознание опредмечивается в речи и, приобретая такого рода носитель, посредника между собой и практикой, получает всё большую самостоятельность (относительную). Благодаря этому, сознание может опережать практические действия, формируя идеальную цель. Идеально осваивая возможности, сознание опредмечивает их в языке. Этими феноменами широко оперируют, определяя оптимальный вариант практики. Особая ценность отражательной деятельности человеческого сознания - в её творческом функционировании, когда распредмечивание сопровождается внесением нового содержания.

23. функции сознания не только в том, что это особая форма отражения, но и регуляции и управления отношением людей к действительности и к самим себе. Сознание не только отражает, но и творит мир. Сознание существует как поток меняющихся побуждений, впечатлений, чувств, переживаний, мыслей, а также как совокупность более стабильных идей, убеждений, ценностей, установок, стереотипов и др.

Как уже указывалось, сознание существует в форме индивидуального и общественного (группового) и самосознания. Самосознание характеризуется как самочувствие (I уровень), когда учитывается место человека среди других объектов мира - природных и социальных. Второй уровень самосознания связан с осознанием себя в качестве принадлежащего к определённым человеческому сообществу, социальной группе и культуре. Самый высокий уровень осознание "Я" как особого образования, похожего на "Я" других людей, но вместе с тем и неповторимого, могущего совершать свободные действия, поступки и нести за них ответственность, предполагающую контроль над ними и их оценку.

24. Под "духовностью" преимущественно понимается потребность познания - мира, себя, смысла своей жизни.

Такое понимание духа более адекватно реальности, чем то, что насаждается средствами массовой информации общественному сознанию: духовность отождествляется (вольно или невольно) с религиозностью, с верой в того или иного Бога, а неверие, атеизм приравнивается к бездуховности.

Духовность — свидетельство определенной иерархии ценностей, целей и смыслов, в ней концентрируются проблемы, относящиеся к высшему уровню освоения мира человеком. Духовное освоение есть восхождение по пути обретения «истины, добра и красоты» и других высших ценностей. На этом пути определяются творческие способности человека не только мыслить и действовать утилитарно, но и соотносить свои действия с чем-то «вкеличност-ным», составляющим «мир человека».

Духовная жизнь — важная сторона бытия и развития человека и общества, в содержании которой проявляется подлинно человеческая сущность.

Элементами духовной жизни общества принято считать:

* духовные потребности;

* духовную деятельность и производство;

* духовные ценности;

* духовное потребление;

* духовные отношения;

* проявления межличностного духовного общения.

25. Ориентация в мире предполагает адекватное отражение его в нашем сознании. Такое воспроизведение и составляет суть познавательного отношения человека к миру, изучается оно теорией познания. Теория познания (гносеология) рассматривает познание как сущностную силу человека, анализирует его закономерности, принципы, исследует отношение знания и объекта, выясняет необходимые условия и пути познания, рассматривает критерии истинности знаний, включая в себя всю сложную картину форм и видов познания и знания. Познание можно представить как совокупность процессов, благодаря которым человек получает, перерабатывает и использует информацию о мире и о себе. Основными "сторонами" выступают субъект (тот, кто познает) и объект (то, на что познание направлено).

26. Процесс познания включает в себя использование всех способностей человека и прежде всего - органов чувств, благодаря которым мы получаем ощущения, восприятия и представления, выступающие основными формами чувственного познания. Не только мир, но и сам человек дан себе, в первую очередь, чувственным образом. Он осязает, видит, слышит - и каждое из его ощущений представляет собой субъективный образ объективного мира.

Чувственное отражение - это не дар природы. С самого начала оно имеет специфически человеческий, социально-исторический характер. Можно сказать, что это: непосредственно-исходная, наглядно-чувственная, чувственно-конкретная форма отражения действительности.

27. Существует также рациональное познание (ratio-разум), основными формами которого выступают понятие, суждение, умозаключение. Практика, как мы говорили, вызывает к жизни человеческие чувства, она же устанавливает предел их возможностей, ограниченность, она же порождает рациональное познание. Многократные превращения вещи - а это происходит в процессе труда - обнажают скрытую от чувств общность различных форм действительности, вскрывают всеобщие связи, единство многообразия. В основе рационального познания лежит понятийное абстрактное мышление. Природа познания такова, что мир познается и чувственно, и рационально, и практически. Познание движется от явления к сущности, от простого к сложному, от конкретного в действительности к абстрактному и от него к конкретному в мысли и т.д.

28. Результатом познания выступает знание - общественная форма идеального отражения людьми материального мира и самих себя в нем, которая объективно проявляется в их действиях, а субъективно - в понимании и оценке окружающей действительности. Из характеристики познавательного процесса, как отображения реальности, вытекает, что истинным знанием (истиной) будет лишь верное, адекватное ее отображение. Если по каким-либо причинам адекватность нарушается, результат познания принимает форму заблуждения. Познавая, мы делаем объективное содержание вещей и процессов нашим собственным субъективным содержанием. Вот это объективное в нашем сознании и есть истина. Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Как видим, истина относится как к субъекту, так и к объекту; она как бы "связывает" их. Объективность истины обусловливает ее абсолютность, то есть, неопровержимость.

29. Объективность истины обусловливает ее абсолютность, то есть, неопровержимость. Раз открытое и доказанное остается вечным достоянием человечества, будучи основанием всего дальнейшего развития знаний; оно войдет в качестве необходимого момента во все последующие представления. Однако абсолютная истина существует не в качестве неизменного зерна знания, а в форме истины относительной: верного, но неполного знания. Любая вещь бесконечно богата содержанием, неисчерпаема. Поэтому наше знание ее будет ограниченным в силу несовершенства приборов, способов и приемов познания, отсутствия необходимой теоретической базы и т.п. Подобная ограниченность, неполнота и является источником наших заблуждений. Развитие человеческого познания есть постоянная смена одних относительных истин другими. Процесс познания представляет собой все более полное и точное познание объективной истины. Здесь и кроется одна из самых значительных трудностей продвижения человечества к истине. Это и есть противоречие, которое постоянно разрешается в процессе познания и постоянно возникает вновь.

30. Будучи специфической составляющей объективной реальности, в которой все материальное опосредовано духом, общество представляет собой целостный организм, социальную систему, элементы которой не просто взаимосвязаны друг с другом, но и находятся в "соподчинении", т.е. в отношении первичное - вторичное, определяющее - определяемое. Исходя из представления об общественном производстве как единстве деятельности (живой и опредмеченной) и общественных отношений людей (подразделяющихся также на два вида: общественные отношения "по поводу" живой и "по поводу" опредмеченной деятельности), в нем можно вычленить следующие основные сферы: 1. Сфера индивидуального производства (семейно-бытовая); 2. Сфера материального производства; 3. Сфера социального производства (производство "социальности", социальных связей людей); 4. Сфера духовного производства. Выделение в общественном производстве именно этих составляющих, последовательность их расположения жестко определены объективной логикой развития человека и общества по пути становления их социальных сущностей все более высокого порядка, историческим генезисом происхождения и совершенствования видов потребностей людей.

31. основные сферы: 1. Сфера индивидуального производства (семейно-бытовая); 2. Сфера материального производства; 3. Сфера социального производства (производство "социальности", социальных связей людей); 4. Сфера духовного производства. Так, сфера индивидуального производства - это область непосредственного удовлетворения физических потребностей людей и опосредованного - материальных, социальных и духовных; сфера материального производства - область непосредственного удовлетворения материальных потребностей и опосредованного - социальных и духовных; сфера социального производства - область непосредственного удовлетворения социальных потребностей и опосредованного - духовных; и, наконец, сфера духовного производства - это область удовлетворения духовных потребностей людей.

32. Если проанализировать историко-философский материал, посвященный разработке рассматриваемой проблемы, то нетрудно заметить, что разные философские школы отдавали приоритет разным сферам общественного производства как системообразующим факторам человеческой истории. Если исключить из анализа биологизаторские концепции, ставящие на первое место сферу индивидуального производства, то "картина предпочтений" выглядит следующим образом: материальному производству отдают приоритет материалисты: прежде всего марксисты, но также и некоторые революционные демократы социология (все больше и больше сознает необходимость принять за свое существенное средоточение экономические) хозяйственные (отношения общества.

33. Общество не может суще­ствовать без производства необходимых для жизни материальных благ. Производительные силы — совокупность средств производства и людей, занятых в производстве, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. Главная производительная сила общества — это сами люди, участники общественного производства — рабочие, трудящиеся массы. Если рассматри­вать структуру производительных сил, то ее элементами, общими для всех обществен­но-экономических формаций, являются средства производства и люди, владеющие производственным опытом и приводящие в действие средства производства. Главной производительной силой является человек.

34. Производственные отношения – отношения, которые складываются между людьми в процессе производства средств жизни. Связи людей, складывающиеся между ними в процессе производства, образуют сложную структурно-функциональную и иерархически-соподчиненную систему производственных отношений.

Вторую группу производственных отношений составляют связи субъектов материального производства по поводу его вещественного элемента - экономические отношения.

Как деятельность и общественные отношения в структуре общественной жизни в целом, так и производительные силы и производственные отношения в структуре способа производства взаимосвязаны как содержание и форма. СОБСТВЕННОСТЬ – исторически определенный способ присвоения людьми предметов производственного и непроизводственного (личного) потребления. Собственность связана с вещью (материальной и идеальной) – предметом присвоения, но одновременно она представляет собой и отношение между людьми по поводу вещи.

35. Одни авторы видят причину развития способов производства «в диалектическом взаимодействии между собой в процессе труда людей и орудий производства», другие — «в классовых материальных интересах, определяемых состоянием производственных отношений». Третьи первичным моментом развития производительных сил считают развитие личного элемента. Ведущая роль в преобразовании производственной системы «человек — техника» принадлежит, по их убеждению, общественным индивидам. Сторонники этой точки зрения решительно выступают против тезиса, длительное время безраздельно господствовавшего в нашей литературе: изменение и развитие способа производства начинается с изменения и развития орудий производства. Человек, говорят они, по мере накапливания производственного опыта и трудовых навыков, вносит изменения в орудия труда, совершенствует их. Взаимодействие средств и предметов труда неотделимо от взаимодействия вещных и личных элементов производительных сил. Главным результатом этого взаимодействия как раз и является соответствие средств труда и рабочей силы. В этом плане можно сказать, что источник развития производительных сил лежит в самой активности человека по отношению к природе, в активности его трудовой деятельности.

 

 

36. Духовная сфера представляет собой самую возвышенную сферу жизнедеятельности общества и человека. Здесь рождается и реализуется дух, духовность; рождаются духовные потребности, развертывается производство идей и их потребление. Возникая как подсистема социума, духовная жизнь достраивает его сверху.

Духовная жизнь — это сфера общественной жизни, связанная с производством и распределением духовных ценностей, удовлетворением духовных потребностей человека. Изучение духовной жизни общества следует начинать с рассмотрения духовных потребностей, а они есть не что иное, как нужда людей и общества в создании и освоении духовных ценностей, т.е. потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном постижении окружающего мира. Для удовлетворения таких потребностей формируется и функционирует отрасль духовного производства. Духовное производство — производство сознания в особой общественной форме, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятых квалифицированным умственным трудом. Результатом духовного производства являются идеи, теории, духовные ценности, в конечном счете сам человек.

37. Если в идеализме (как объективном, так и субъективном) общественное сознание рассматривается как абсолютно независимое от общественного бытия, более того, как определяющее последнее, то в материализме эта проблема решается более гибко, диалектично. Так, считая общественное сознание особым элементом общественного бытия, который, с одной стороны, кардинально отличается от всех других его элементов, а с другой, - существует исключительно в структуре общественного производства, материалисты полагают, что общественное сознание по своей форме есть идеальное отражение общественного бытия людей в разнообразных чувствах, представлениях, идеях, взглядах, теориях о человеке и обществе, а также о природе в ее связи с человеком и обществом. В то же время, по их мнению, зависимость духовного от материального в обществе не абсолютная, а относительная, т.е. проявляющаяся лишь в "конечном счете". Структура общественного сознания очень сложна и определяется в конечном счете структурой общественного бытия, т.е. взаимодействием всех разновидностей деятельности и отношений людей в обществе.

38. В качестве оснований структурирования общественного сознания выступают следующие: 1) историческое (раскрывает этапы эволюции общественного сознания от эпохи к эпохе); 2) гносеологическое (анализирует общественное сознание как отражение общественного бытия); 3) социологическое (показывает место и роль общественного сознания в системе общественного производства). В историческом аспекте общественное сознание делится на: 1) исторические типы (либо формационные - например, первобытный, рабовладельческий, феодальный типы сознания, либо цивилизационные - например, аграрный, индустриальный типы сознания), выявляющие "набор" общих черт сознания, присущих всем людям, живущим в данную историческую эпоху, и 2) подтипы (либо классовые, либо национальные, либо какие-то иные), выявляющие групповую специфику сознания людей, живущих в одном отрезке времени.

В гносеологическом аспекте общественное сознание расчленяется на: 1) обыденное и научное (основание их выделения, как отмечалось в предыдущей лекции, - степень адекватности и глубины отражения действительности), и 2) общественная психология и идеология (основание - преобладание в процессе отражения действительности эмоционально-чувственного либо рационального моментов).

 

39. Общественная психология - это эмоционально-чувственная сфера общественного сознания, воплощающаяся в обычаях, нравах, привычках, традициях, чувствах, настроениях и т.д. Идеология - это сфера общественного сознания, которая преимущественно в теоретической форме выражает коренные интересы, идеалы классов или других общностей людей, существенно влияющих на социальный процесс. Идеология есть наиболее яркий показатель самоопределения социальной группы в качестве субъекта исторического творчества. Если "носителями" идеологии выступают все или большинство членов социальной группы, то ее "создателями" может быть очень небольшой круг теоретически подготовленных лиц либо из числа членов этой группы, либо из иных групп. Идеологизация всех процессов общественной жизни остается необходимой (и неизбежной) до тех пор, пока в обществе сохраняется групповое деление людей.

40. В социологическом аспекте общественое сознание разделяется на:

1) общностное и индивидуальное (основание членения - различие носителей общественного сознания), и 2) формы (основание выделения - функционирование в различных сферах человеческой деятельности и отношений).

Нравственное сознание представляет собой отражение общепринятых нормативов и оценок поведения и деятельности, регулирующих межличностное общение людей в целях обеспечения единства личных и коллективных интересов.

Эстетическое (художественное) сознание представляет собой выражение ценностного отношения человека к миру и отражение художественной деятельности людей и выступает тем духовным фундаментом, который обеспечивает гармоническое единство и внутреннюю взаимосвязанность различных проявлений духовной жизни человека и общества в целом.

Религиозное сознание есть отражение тех внешних сил, которые господствуют над людьми в их повседневной жизни, в их (сил) сверхъестественном воплощении.

Политическое сознание выступает отражением общественных отношений социальных групп по поводу осуществления государственной власти и функционирования политической системы общества в целом.

Правосознание, неразрывно связаное с существованием политического сознания, есть форма общественного сознания, в которой выражается знание и оценка принятых в данном обществе в качестве юридических законов нормативов общественной деятельности различных субъектов права.

 

41. Движущие силы общественного развития (ДСОР) – это существенные, необходимые, длительно действующие причины, обеспечивающие функционирование и прогресс общества. В целом, сторонники идеалистического понимания истории сводят ДСОР к идеальным побуждениям, мотивам исторической деятельности людей, к политическому насилию, усматривают их в неизменной природе человека, во внешней природе, в сверхъестественных или иррациональных силах, в механической комбинации различных факторов. Классики марксизма-ленинизма утверждали первичность и определяющий характер материальных ДС в развитии общества по отношению к политическим и духовным, а также активность, относительную самостоятельность последних, раскрыли роль народных масс как решающей движущей силы истории. К ДСОР относятся общественные противоречия, прогрессивная деятельность социальных субъектов, направленная на их разрешение, побудительные силы этой деятельности (потребности, интересы и др.).

42. Субъектом общественного развития является личность, которая выступает как социальный проявление каждого человека, выраженный в конкретной индивидуальной характеристике. Особое место в социальной философии занимает проблема выдающихся и исторических личностей. Историческая личность, ее роль является своеобразным итогом двух составляющих: социальных условий, общественных потребностей, с одной стороны, и качеств конкретной личности - с другой. Еще Гегель отмечал, что "поступательное движение мира происходит только благодаря деятельности огромных масс и становится заметным только при весьма значительной суммы созданного", то есть благодаря творческой деятельности народных масс.

43. Между понятиями «этнос» и «нация» часто ставится знак равенства. В отечественной литературе, посвященной этому вопросу, обычно уточняли, что нация есть не просто этнос, а высшая его форма, пришедшая на смену народности.

Тем не менее, некоторые исследователи чётко формулируют отличия нации от этноса, указывая на разную природу происхождения понятий «этнос» и «нация». Так, для этноса, по их мнению, характерна надиндивидуальность и устойчивость, повторяемость культурных образцов. В противоположность этому, для нации определяющим становится процесс собственного осознания на основе синтеза традиционных и новых элементов, и собственно этнические идентификационные критерии (язык, быт и пр.) принадлежности отходят на второй план. У нации на первый план выходят те аспекты, которые обеспечивают надэтничность, синтез этнических, межэтнических и иноэтнических компонентов (политическая, религиозная и др.)

44. Общественные классы или Социальные классы — общности, выделяемые по отношению к собственности и общественному разделению труда. Кла́ссовая борьба́ — столкновение и противодействие интересов классов общества. Наибольшее значение классовой борьбе придавалось в марксизме. С точки зрения марксистов классовая борьба будет всегда и везде, в любом обществе, где существуют антагонистические классы. Следует понимать в том смысле, что классовая борьба вызывает в обществе изменения, освобождающие его от всего устаревшего, реакционного и способствующие утверждению нового, прогрессивного.

45. Особое место среди субъектов исторического процесса занимают народные массы - широкая общность, объединяющая те социальные группы, которые по своему объективному положению заинтересованы в поступательном развитии общества. Роль народа в историческом процессе определяется тем, что он составляет главную производительную силу общества и в этом смысле является подлинным творцом истории. Однако деятельность народных масс не ограничивается одним лишь материальным производством. Трудящиеся создают основу и духовной культуры — произведения народного искусства, образцы народного архитектурно-строительного творчества; развивают национальные языки, являются носителями и создателями важнейших духовных ценностей, добросовестного отношения к труду, патриотизма, национального самосознания и т. д. Исторический материализм не отрицает роль личности в истории и общественной жизни. В. И. Ленин подчеркивал, что «история вся и состоит из действий личностей...». Мы видим, что само противопоставление личности народным массам является продуктом того этапа общест­венного развития, когда отсутствуют объективные экономические, социальные и культурные условия для активной творческой жизни и полной самореализации каждого человека.

46. прогресс есть поступательное восхождение от низкоорганизованных социальных систем к высокоорганизованным, а регресс есть тенденция упрощения общественной организации, распада и деградации сложившегося социального устройства. В своих действиях и оценках люди руководствуются интересами, и то, что одни люди или социальные группы считают прогрессом, другие нередко оценивают с противоположных позиций. Отсюда очень важно определить четкий критерий прогресса. Мировая философская мысль изобилует предложениями такого критерия: здесь и уровень свободы и творчества, и мораль, и уровень правового, гражданского устройства, и наука и техника, и уровень производительных сил и т.д. По мнению автора, все эти критерии действительно могут служить показателем прогрессивности общества, однако при всем при том есть один критерий, который "снимает" в себе все другие, выступая интегральной характеристикой достигнутого обществом уровня развития - это производительная сила человека (реализуемая не только в сфере материального производства, но и во всех других сферах) как уровень всесторонности, гармоничности, целостности, свободы личности.

47. Формацию же, по мнению автора, следует понимать как "отношенческий" компонент цивилизации, т.е. систему отношений между людьми по поводу результатов их деятельности во всех сферах общественного производства. Общественно-экономическая формация (а значит, и ее элементы) включает в себя не все отношения, существующие в реальном обществе, а лишь доминирующие, господствующие в нем. Понятие общественно-экономической формации отражает подчиненность всех общественных явлений материальным отношениям производства. Теория общественно-экономической формации помогает понять общество как цельную социальную систему, функционирующую и развивающуюся по своим специфическим и объективным законам на основании объективно сформировавшегося способа производства.

48. Основной структурной единицей процесса развития общества, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Цивилизация - это система опредмеченной деятельности и общественных отношений по ее поводу во всех сферах общественного производства (совокупность материального, социального и духовного богатства общества). Таким образом, культура и цивилизация выступают как соотносительные понятия, раскрывающие феномены общественной жизни, которые принимают на определенных исторических этапах специфическое выражение.

Методологии формационного подхода в современной науке в какой-то мере противостоит методология цивилизационного подхода. В целом, цивилизационный подход представляет человека ведущим творцом истории, большое внимание уделяет духовным факторам развития общества, уникальности истории отдельных обществ, стран и народов. Прогресс относителен. Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.013 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав