Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основной вопрос философии и две его стороны.

Читайте также:
  1. I. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
  2. II. Требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  3. III. Основной этап
  4. III. Требования к разделам обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования
  5. IV. Основные виды вопросов и правила их постановки и формулирования.
  6. L Выводы должны следовать из содержания основной части работы, отвечать целям и задачам работы, сформулированным во введении.
  7. V. перечень вопросов к экзамену
  8. VI. ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ И СПИСОК ОСНОВНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
  9. VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЭКЗАМЕНУ
  10. VI. Прочитайте текст и переведите его письменно на русский язык, используя словарь. Поставьте к тексту 7 вопросов разного типа.

1) Основным в философии традиционно считается вопрос об отношении бытия и мышления, материи и сознания, природы и духа. Важность данного вопроса заключается в том, что от его достоверного разрешения зависит построение целостного знания об окружающем мире и месте человека в нем, а это и является главной задачей философии.

2) Материя и сознание (дух) – две неразрывные и в то же время противоположные характеристики бытия. В связи этим существуют две стороны основного вопроса философии – онтологическая и гносеологическая.

3) Онтологическая (бытийная) сторона основного вопроса философии заключается в постановке и решении проблемы: что первично (абсолютно) – материя или сознание?

Онтологическую сторону основного вопроса философии представляют: материализм; идеализм; дуализм и деизм.

1. Материализм (так называемая «линия Демокрита») – направление в философии, сторонники которого считали, в отношениях матери и сознания первичной является материя.

Следовательно:

· материя реально существует;

· материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто-либо или нет);

· материя является самостоятельной субстанцией – не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

· материя существует и различается по своим внутренним законам;

· сознание (дух) есть свойство (модус) высокоорганизованной материи отражать саму себя (материю);

· сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

· сознание определяется материей (бытием).

К материалистическому направлению принадлежали такие философы, как Демокрит; философы Милетской школы (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен); Эпикур; Бекон; Локк; Спиноза; Дидро и иные французские материалисты; Герцен; Чернышевский; Маркс; Энгельс; Ленин.

2. Идеализм («линия Платона») – направление в философии, сторонники которого в отношениях материи и сознания первичным считали сознание (идею, дух).

В идеализме выделяются два самостоятельных направлениях: объективный идеализм (Платон, Лейбниц, Гегель и др.) и субъективный идеализм (Беркли, Юм).

Основателем объективного идеализма считается Платон. Согласно концепции объективного идеализма:

· реально существует только идея;

· идея первична;

· «мир идей» (эйдосов) изначально существует в Мировом Разуме (Божественном Замысле и т.д.);

· «мир вещей» - материальный мир не имеет самостоятельного существования и является воплощением «мира идей»;

· каждая единичная вещь – воплощение идеи (эйдоса) данной вещи (например, лошадь – воплощение общей идей лошади, дом – идеи дома, корабль – идеи корабля и т.д.);

· большую роль в преобразовании «чистой идеи» в конкретную вещь играет Бог-Творец;

· отдельные идеи («мир идей») объективно существуют независимо от нашего сознания.

В противоположность объективным идеалистам субъективные идеалисты (Беркли, Юм и др.) считали, что:

· все существует только в сознании познающего субъекта (человека);

· идеи существуют в разуме человека;

· образы (идеи) материальных вещей также существуют только в разуме человека через чувственные ощущения;

· вне сознания отдельного человека на материи, ни духа (идей) не существует.

3. Дуализм как философское направление был основан Декартом. Суть дуализма заключается в том, что:

· существуют две независимые субстанции – материальная (обладающая свойством протяжения) и духовная (обладающая свойством мышления);

· все в мире производно (является модусом) либо от одной, либо от другой указанных субстанций 9материальные вещи – от материальной, идеи – от духовной);

· в человеке соединяются одновременно две субстанции – и материальная, и духовная;

· материя и сознание (дух) – две противоположные и взаимосвязанные стороны единого бытия;

· основного вопроса философии (что первично – материя или сознание) в действительности не существует, так как материя и сознание взаимодополняют друг друга и существуют всегда.

4. Деизм – направление в философии, сторонники которого (преимущественно французские просветители XVIII в.) признавали наличие Бога, который, по их мнению, единожды сотворив мир, уже не участвует в его дальнейшем развитии и не влияет на жизнь и поступки людей (то есть признавали бога, практически не имеющего никаких «полномочий», который должен лишь служить нравственным символом). Деисты также считали материю одухотворенной и не противопоставляли материю и дух (сознание).

4) С гносеологической стороны основного вопроса философии связан вопрос: «познаваем ли мир?» и понятия «гностицизм и агностицизм».

Представители гностицизма (как правило, материалисты) считают, что:

· мир познаваем;

· возможности познания неограниченны.

Противоположной точки зрения придерживаются агностики (как правило, идеалисты):

· мир непознаваем;

· возможности познания ограничены познавательными возможностями человеческого разума.

4. Понятие метода в философии: диалектика и метафизика.

1) Основными методами философии (путями, средствами, с помощью которых осуществляется философское исследование) являются:

1. диалектика;

2. метафизика;

Также методы: догматизм; эклектика; софистика; герменевтика.

2) Диалектика метод философского исследования, при котором вещи, явления рассматриваются гибко, критически, последовательно с учетом их внутренних противоречий, изменений, развития, причин и следствий, единства и борьбы противоположностей.

Аристотель считает изобретателем диалектики Зенона Элейского, который подверг анализу противоречия, возникающие при попытке осмыслить понятия движения и множества.

 

3) Метафизика метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются:

1. Обособлено, как сами по себе (а не с точки зрения их взаимосвязанности);

2. Статично (игнорируется факт постоянных изменений, самодвижения, развития);

3. Однозначно (ведется поиск абсолютной истины, неуделяется внимания противоречиям, не осознается их единство).

 

4) Проблема учета связей исследуемой вещи с другими вещами занимает важное место в диалектическом методе познания, отличая его от метафизического.

1. метафизический метод: явления рассматриваются изолированно друг от друга, диалектический метод: причина явлений - взаимодействие противоположностей, порождающих друг друга.

2. метафизический м: абсолютизация несущественных связей,

диалектический м: сначала анализ поверхностных связей, затем глубинных.

3. метафизический м: источником развития является внешняя сила, толчок,

диалектический м: источник саморазвития - в самом явлении, состоящем из противоречий.

4. метафизический м: развитие - простой рост, количественное увеличение,

диалектический м: развитие - количественное увеличение качественные скачки.

5. метафизический м: развитие в виде замкнутой окружности,

диалектический м: развитие в виде разомкнутой окружности (новое отличается от старого).

5. Философия Древней Индии: основные философские идеи и школы.

1) Веды (санскр. Véda — «знание», «учение») - сборник древних (25 тыс.л. до н.э.) священных писаний индуизма на санскрите по методу Шрути (от услышанного).

2) Структура (разделил Веды древнеиндийский поэт и мудрец Вьяса)

1. Самхиты (религиозные песнопения об обрядах)

2. Брахманы (книги, которые написали служители Брахмы)

3. Араньяки (лесные тексты песен отшельников)

4. Упанишады (изложена основная суть Вед (концепции Брахмана и индивидуальной души - Атмана) — поэтому их также называют «веданта» (конец, завершение Вед) и они являются основой ведантического индуизма)

Виды Упанишад: классические (VIIв.до н.э.) и ложные (неклассические)

3) Основные идеи




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | <== 2 ==> | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.009 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав