Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Времени.

Читайте также:
  1. Анализ обеспеченности организации персоналом. Анализ использования рабочего времени.
  2. Билет 4. Философия нового времени.
  3. Билет № 23 Организация управления по фактору экономии времени.
  4. Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в период от поздней античности до Нового времени.
  5. Вопрос: Европа в начале Нового времени (XVI – XVII вв.). Предпосылки Нового времени. Эпоха Возрождения.
  6. Вопрос№13:Смута: социальная катастрофа или время альтернатив? Причины и последствия смутного времени. Начало династии Романовых.
  7. Групповая (бригадная) фотография рабочего времени. Метод моментных наблюдений (ММН).
  8. Гурьянова 28. Развитие традиции рационализма в философии Нового времени. Своеобразие онтологического и гносеологического обоснования картезианской философии.
  9. Движение, как способ существования материи. Представления о пространстве и времени.

Основные проблемы и направления философии Нового

времени.

Философия Нового времени охватывает периодХУ1-ХУ111 вв.

Это время становления и оформления естественных наук,

выделившихся из философии. Физика, химия, астрономия, математика,

механика, превращаются в самостоятельные науки. Линия, намеченная

в эпоху Возрождения, получает свое дальнейшее развитие. Вместе с

тем возникают новые задачи и приоритеты в философии. В центре

внимания новой философии – теория познания и выработка общего

для всех наук метода познания. Нельзя познавать Бога, природу,

человека, общество, считают философы Нового времени, не выяснив,

прежде всего законы познающего Разума. В отличие от других наук

философия должна изучать именно мышление, его законы и методы, с

которого начинается построение всех наук. Этим вопросом занимаются

Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Р.Декарт, Дж.Локк, Г.Лейбниц.

Для философии данного периода характерен ряд установок:

1. Выдвижение науки в ранг важнейшего занятия человечества.

Именно наука (=разум) способна обогатить человечество, избавить

его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития,

обеспечить общественный прогресс (Ф.Бэкон).

2. Полная секуляризация науки. Синтез науки с религией, веры с

разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме

авторитета самого разума (Т.Гоббс).

3. Развитие наук и конечное подчинение человеком природы

возможно тогда, когда будет сформулирован главный методмышления,

метод «чистого разума», способного действовать во всех науках

(Р.Декарт).

При поисках нового «суперметода» произошло разделение

философов на сторонников эмпиризма («эмпирио» - опыт) и

рационализма («рацио» - ум).

Эмпирики (Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что

единственный источник знания – это опыт. Опыт связан с ощущениями,

восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или

человечества сводятся к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не

содержалось в ощущениях» - таков девиз эмпририков-сенсуалистов

(«сенс» - чувство, ощущение»). В душе и разуме человека нет никаких

врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека

первоначальночисты, как вощеная табличка (tabula rasa - чистая доска),

а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои

«письмена». Поскольку ощущения могут обмануть, мы их проверяем

посредством эксперимента, который корректирует данные органов

чувств. Знание должно идти от частного, опытного к обобщениям и

выдвижению теорий. Это индуктивный метод движения ума, наряду с

экспериментом, он и есть истинныйметод в философии и всех науках.

Рационалисты (Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц) считали, что

опыт, основанный на ощущениях человека, не может быть основой

общенаучного метода. Восприятия и ощущения иллюзорны. Мы

можем ощущать то, чего нет (например, боль в потерянной

конечности), и можем не ощущать некоторые звуки, цвета и проч.

Опытные данные, как и данные экспериментов всегда сомнительны.

Зато в самом Разуме есть интуитивно ясные и отчетливые идеи. Главное

то, что человек, несомненно мыслит. Это основная - интуитивная

(доопытная) идея – такова: «Я мыслю, следовательно, существую»

(Декарт). Затем по правилам дедукции (от общего к частному) мы

можем вывести возможность существования Бога, природы и других

людей. Вывод рационалистов: в разуме человека содержится

независимо от опыта, ряд идей; эти идеи существуют не на основании

ощущений, а до ощущений. Развивая заложенные в уме идеи, человек

может получать истинное знание омир. Конечно. Сведения о мире мы

черпаем из ощущений, поэтому и опыт, и эксперимент – важные

составляющие знаний о мире, но основуистинного метода надо искать

в самом уме. Истинный метод всех наук и философии похож на

математические методы. Последние даны вне непосредственного

опыта; начинаются с общих, но предельно ясных и четких

формулировок. Математика пользуется обычным методом, следуя от

общих идей к частным выводам, в ней нет эксперимента.

2.Рационализм и его представители: Р.Декарт, Б.Спиноза,

Г.Лейбниц.

Р.Декарт – дуалист. Весь мир философ делит на два вида

субстанций - духовную и материальную. Основное свойство духовной

субстанции– мышление, материальной– протяжение. Модусы первой:

чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй: форма, движение,

положение в пространстве и т.д. Человек состоит из двух субстанций.

Он является единственным существом, в котором они соединяются и

существуют обе одновременно, что позволяет ему возвыситься над

природой.

Однако, это субстанции с оговорками. Субстанция в философии

определяется как то, что для своего существования ни в чем не

нуждается кроме самой себя. С этой точки зрения очевидно, что

подлинной субстанций является только бог - вечный, неуничтожимый,

всемогущий, источник и причина всего. По Декарту получается, что

субстанция – это то, что для своего существования нуждается лишь в

существовании бога. Сотворенные субстанции самодостаточны лишь

по отношению друг другу, по отношению к высшей субстанции - богу

– они производны, вторичны и зависят от него.

Декарт – рационалист. Он пытается найти точку отсчета познания

человека – первое абсолютно достоверное положение, которое является

началом любой науки. Можно усомниться абсолютно во всем, что

существует. Единственное, что не подвергается сомнению – это

собственное существование. Невозможно считать несуществующим

то, что осуществляет акт сомнения. Сомнение– свойствомысли. Отсюда

известный тезис Декарта: «Я мыслю, следовательно, существую»

(Cogito ergo sum). Сам факт сомнения и мысли - самое очевидное и

достоверное, что имеется в распоряжении человека. Поэтомуименно

мысль человека, разум составляет отправную точку познания.

Декарт в качестве идеального научного метода познания

предлагает дедуктивный (от общего к частному). Суть его сводится к

следующим четырем принципам:

1. Допускать при исследовании в качестве исходных положений

только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не

вызывающее никаких сомнений знание («ясное и отчетливое») –

аксиомы;

2. Каждую сложную проблемуразделять на частные задачи;

3. Последовательно переходить от известных и доказанных

вопросов к неизвестным и недоказанным;

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 21 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав