Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Эмпиризм и егопредставители: Ф.Бэкон и Т.Гоббс.

Читайте также:
  1. Вопрос 9. Проблема метода познания в философии Нового времени: Ф.Бэкон и Р.Декарта.
  2. Жаңа замандағы эмпиризм мен рационализм
  3. Материализм и эмпиризм Ф. Бэкона.
  4. Номинализм и эмпиризм Ф. Бэкона. Разработка индуктивного метода.
  5. Общая характеристика философии Нового времени. Рационализм, эмпиризм, сенсуализм, монадология.
  6. Основные формы, направления и проблемы философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм
  7. Поиски метода: рационализм и эмпиризм
  8. ПОНЯТИЕ ОПЫТА В ФИЛОСОФИИ Ф.БЭКОНА
  9. Представители и проблематика философии Нового времени. Эмпиризм и рационализм: Ф. Бэкон и Р. Декарт
  10. Проблема метода познания в ф Нового времени. Индуктивный метод Ф.Бекона. Основателем сенсуализма и эмпиризма Нового времени стал Френсис Бэкон (1561 - 1626).

Фр.Бэкон – родоначальник эмпиризма, лорд-канцлер Англии. Два

главных труда – «Новый Органон» и «Новая Атлантида». Бэкон ставил

задачу реформы науки, противопоставляя свое понимание науки и ее

метода тому пониманию, на которое опирался Аристотель в своем

«Органоне». Основанием преобразования науки философ считал

критикусхоластики. Опираясь на логикуАристотеля, схоластика строит

знание вформе силлогизма. Силлогизма состоит из суждений, суждения

– из понятий. Понятия – результат поспешного и недостаточного

обоснованного обобщения. Первым условием реформы науки является

усовершенствование методов обобщения, образования понятий.

Необходима новая теория индукции.

Ф.Бэкон критикует рациональноепознание, т.к. оно недостоверно

и ненадежно – разум очень многое привносит в познание от себя.

Такие привнесения Бэкон называет «идолами» разума. Необходимо

выделить и очистить разум от этих идолов. Их четыре вида – «идолы

пещеры», «идолы пещеры», «идолырода», «идолы площади» и «идолы

театра».

«Идолы рода» - это препятствия (заблуждения), обусловленные

общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии

с собственными свойствами. «Идолы пещеры» - это ошибки, связанные

с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения

человека («пещера») отражаются на его выводах в процессе познания.

Например, одни склонны верить в непогрешимый авторитет древности,

другие напротив отдают предпочтение только новому. «призраки

рынка» - неправильное неточное употребление понятийного аппарата:

слов, определений, выражений. «Призраки театра» - влияют на процесс

познания существующей философии. Зачастую старая философия

мешает проявлять новаторский подход, направляет познание не всегда

нужное русло (например, влияние схоластики на познание в средние

века).

Знание видов препятствий, подстерегающих человека при

исследовании природы, помогает избежать ошибок. Однако это знание

лишь предпосылка при создании научного метода. Необходима его

разработка. Изучая историю науки, Бэкон пришел к выводу, что в ней

четко выступают два пути, или метода исследования: догматический

и эмпирический.Ученый, следующий догматическомуметоду, начинает

свою работу с общих умозрительных положений и стремится вывести

их них все частныеслучаи. Догматик похож на паука, которыйиз самого

себя ткет свою паутину. Ученый, следующий эмпирическому методу,

стремится только к максимальному накоплению фактов. Он похож на

муравья, который беспорядочно тащит в муравейник все, что ни

попадется на пути. Истинный метод состоит в умственной переработке

материалов, который доставляет опыт. Это путь «пчелы», соединяющий

в себе все достоинства «пути паука» и «пути муравья». Необходимо

собрать всю совокупность фактов, обобщив их (взглянуть на проблему

«снаружи»), а, используя возможности разума, заглянуть «вовнутрь»

проблемы, понять ее сущность. Т.о. лучшим путем познания, по Бэкону,

является эмпиризм, основанный на индукции (сбора и обобщение

фактов, накопление опыта) с использование рационалистических

приемов понимания внутренней сущности вещей и явлений разумом.

Главные задачи познания – помочь человеку добиться

практических результатов в его деятельности, способствовать новым

изобретениям, развитию экономики, господствучеловека над природой.

Отсюда известный афоризм Ф.Бэкона: «Знание– сила!».

Томас Гоббс – материалист и эмпирик, продолжатель учения

Ф.Бэкона. Гоббс выступает против учения Р.Декарта о врожденных

идеях. Опыт показывает, что люди, погруженные в сон без сновидений,

немыслят. Значит, уних в этовремя нет никаких идей. Поэтомуникакая

идея не может быть прирожденной: то, что врожденно, должно быть

всегда налицо. Источником познания по Гоббсу могут быть только

чувственные восприятия внешнего мира. Чувственные восприятия в

его понимании – это полученные органами чувств сигналы из

окружающегомира и их последующая переработка. Философ называет

их «знаками». К ним относятся: сигналы – звуки, издаваемые

животными для выражения своих действий или намерений (пение птиц,

рычание хищников, мяукание и т.д.); метки – различные знаки,

придуманныечеловеком для общения; естественные знаки – «сигналы»

природы (гром, молния и т.д.); произвольные знаки общения – слова

различных языков; знаки в роли «меток» - специальная

«закодированная» речь, понятная немногим (научный язык, язык

религии, жаргон); знаки знаков – общие понятия.

Т.Гоббс известен своим учением о происхождении государства

(«Левиафан», что в переводе означает «чудовище»).

Онразличает два состояния человеческогообщества: естественное

и гражданское. Исходный тезис философа – природа человека

изначально зла. Поэтому в естественном состоянии люди действуют,

руководствуясь личной выгодой, эгоизмом и страстями. Каждыйсчитает,

что имеет право на все. Здесь право совпадает с силой, а пренебрежение

чужими интересами приводит к «войне всех против всех». Эта война

грозит взаимным истреблением. Поэтомунеобходимоискать мира, для

чего каждый должен отказаться от «права на все» (добровольно

ограничить свою «абсолютную» свободу). В обществе заключается

договор, и с этого момента оно переходит в гражданское состояние.

Институт, направляющий людей к общей цели и удерживающий их от

действий, нарушающих мир, - государство единой воли. Каждый должен

свою частную волю подчинить какому-нибудь одному лицу или группе

лиц, воля которых должна считатьсяволейвсех. Таквозникает государство.

Наиболее совершенной формой государственной власти Т.Гоббс считал

абсолютную монархию. Государство он называет «Левиафаном» или

чудовищем, которое «пожирает и сметает все на своем пути», оно

всесильно ему невозможно противостоять, но оно необходимо для

поддержанияжизнеспособности общества, порядка и справедливости в

нем.

 

 

Ключевые понятия и слова: рационализм, эмпиризм, индукция,

дедукция, субстанция, врожденные идеи, монада, дуализм, гражданское

общество, «идолы пещеры», «идолы пещеры», «идолы рода», «идолы

площади» и «идолы театра», causa sui, истины разума, истины факта,

Левиафан.

Контрольные задания и вопросы:

1. В чем новизна и особенности философии Нового времени?

2. Объясните значения терминов «эмпиризм» и «рационализм».

Что объединяет эти течения философской мысли ХУ11 в.?

3. Объясните фразу Декарта «Cogito ergo sum».

4. Сравните учения о субстанции Б.Спинозы и Г.Лейбница.

5. Охарактеризуйте учение Ф.Бэкона об «идолах» познания.

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 33 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав