Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Этапы формирования читателя - школьника

Читайте также:
  1. I и II этапы развития законодательного регулирования рынка рекламы
  2. I. Судебно-следственная практика формирования системы доказательств по уголовному делу (постановка проблемы).
  3. II. 1994 – 2002 годы – период формирования развитой отрасли.
  4. II. Этапы сбора и анализа информации в стратегическом менеджменте
  5. IX. Механизмы и этапы реализации Концепции
  6. L При этом социум является необходимым условием ее формирования.
  7. V-образная модель создания архитектуры ИТС и общие этапы разработки архитектуры ИТС платной дороги.
  8. V1: Этапы становления и развития правовой регламентации медицинской деятельности. Понятие о здоровье и его основных составляющих (1 к.т.)
  9. Адаптация к новой культурной среде. Культурный шок и этапы межкультурной адаптации.
  10. Аккреционная структура Сихоте-Алинь-Сахалинской области, основные тектонические элементы и этапы формирования

Ююбой учитель на протяжение всего процесса обучения изучает и исследует своих учеников для того, чтобы корректировать пробелы в восприятии конкретных художественных текстов, для того чтобы совершенствовать их литературное развитие.

Исследование читателя школьника:

* изучение читательских интересов и начитанности: беседы, анкетирование;

* определение индивидуальных типов восприятия (рассудочного, эмоционально-художественного, смешанного);

*выявление первичного восприятия художественных текстом у учащихся с целью диагностики их читательских умений. При изучении каждого произведения учитель выявляет первичное восприятие текста ученикам для того, чтобы проверить: прочитан текст или нет, как понято школьниками произведение, это исследование позволит найти оптимальные методы в работе, аспекты для анализа произведения.

Приёмы изучения восприятия учениками прочитанного

(выбор приёмов зависит от поставленной задачи)

* при проверке знания текста используется анкетирование или тестирование;

* впечатление учащихся о прочитанном, сила эмоциональной реакции и понимание содержания выявляются в ходе беседы, можно обсудить смысл названия романа выявляя первичное восприятие, иллюстрации к произведению;

* понимание произведения учащимися проверяется с помощью различных письменных работ (самостоятельный анализ эпизода, ответ на вопрос, сочинения);

* проиллюстрировать произведение (внимание к худ детали), сопоставить текст с экранизацией, постановками, критическими статьями.

 

Каким литературным героем хотели бы вы быть?

 

Устойчивые признаки читательского восприятия. Исследуя читателя-школьника учёные выделили устойчивые признаки восприятия литературы у детей разных возрастных групп, так были определены этапы формирования читателя-школьника. Литературное развитие каждого ребёнка индивидуально, оно мб ускоренным или замедленным, но наблюдается общая тенденция для каждого возраста.

Этапы формирования читателя-школьника

* период начальной школы - первый опыт общения с литературой, отношение к литературе как отношение к игре);

* младший подростковый возраст (5-6 классы, 11-12 лет) - период «наивного читательского реализма»;

* старший подростковый возраст (7-8 классы, 13-14 лет) - период «нравственного самоуглубления»

* период ранней юности (9-11 классы).

 

Младший подростковый возраст

Литературное развитие ребёнка связано с психическим и зависит от процесса обучения литературе. Для младших подростков существует одна реальность - окружающий мир. Постичь хужд мир дети, как правило, не могут. Одна реальность - окружающий мир. Они мыслят героев как реальных, живых людей, т.е. в сознании происходит слияние искусства и действительности.

Особенности «наивного читательского реализма»

* в сознании читателя происходит слияние искусства и действительности

* Самым сильным элементом восприятия является эмоциональная реакция - нравственный максимализм, высокий эмоциональный отклик и обеспечивают воспитательное воздействие произведений на подростков, которые стремятся подражать героям книг, ориентируются на них, благодаря такой реакции и осществляется воспитательное воздействие литературы.

*Словесная оценка в этом возрасте неадекватна в этом возрасте - не развита рефлексия, речь.

* осмысление содержания произведения характеризуется схематизмом и фрагментарностью. - центр внимания школьников - герой и его поступки, они видят только то, что происходит.

* читателя интересует герой, его посупки, автор как творец худ текста игнорируется.

* историческая отдалённость произведения ведёт к модернизации героев и событий. - это сковывает работу воображения.

Таким образом наивный читательский реализм является естественным этапом формирования читателя заключает в себе много ценного, но всё таки не позволяет глубоко и полно воспринять художественную реальность. Учитель должен корректирвать наивный читательский реализм опираясь на рекомендации Гуковского. Гуковский Изучение литературного произведения в школе II глава

 

Период нравственного самоуглубления

* главное приобретение подростка - открытие своего внутреннего мира

*в литературе старшие подростки ищут ответы на возникшие у них вопросы

* восприятие становится личностным и субъективным

* сосредоточенность на отдельном мотиве. Близком их внутреннему миру подростка

* авторская позиция сужается до уровня собственных переживаний.

* интерес к характер героя, мотивам поведения, развитию его мысли, диалектике чувств.

* создаваемые воображением читателя картины нередко носят произвольный характер, так как не корректируются авторской позицией.

 

Период ранней юности (9-11 классы)

* «я и мир» - центральная проблема возраста - пытаются понять своё место в мире, юноши определяют свои нравственные приоритеты, формируется их мировоззрение, интерес вызывает не только нравственные или соц проблема, а наблюдается и к эстетическим, философским проблемам, горизонт видения школьников расширяется, пытаются понять целостную картину мира.

* формирование к нравственным, социальным, эстетическим, философским проблемам

* интерес к автору, стремление понять его позицию, что обеспечивает объективность восприятия.

* повышенная интеллектуальная активность. Развитие теоретического мышления ведёт к обобщениям, систематизации прочитанного.

В этом образе читатели пытаются образные представления перевести на язык абстрактно-логических понятий, определить проблему автора.

* восприятие произведений осуществляется на интеллектуальном уровне, что подавляет непосредственные эмоции.

При изучении лирики очень важно пробуждать эмоциональную сферу.

* углубляется внимание к художественной форме произведений искусства и к языку в том числе.

 

Эволюция читателя

* это не поступательное движение вперёд, а сложный процесс развития, где возможно ускорение или задержка в том или ином периоде.

* однако каждый читатель проходит все этапы формирования, не минуя ни одного периода.

 

ШКОЛЬНЫЙ КУРС ЛИТЕРАТУРЫ. ЕГО СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА

Школьное литературное образование включает:

* основной курс, обеспечивающий выполнение ГОСТа.

* факультативные и элективные курсы.

* внеклассную работу по предмету.

 

ГОСТ

* федераьный компонент; дополнительный резерв для углубленного

* региональный компонент

* компонент образовательного учреждения

 

Федеральный компонент ГОСТа на изучение литературы отводит:

По 2 часа в неделю с 5 по 8 классы;

По 3 часа - с 9 по 11 классы;

По 5 часов в 10-11 классах гуманитарного профиля.

 




Дата добавления: 2015-04-12; просмотров: 39 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | <== 3 ==> | 4 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав