Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БЛОНСКИЙ

Читайте также:
  1. Билет №4 Каролингское возрождение. «Академия» Карла Великого: Павел Диакон, Алкуин, Теодульф.
  2. Георгий Петрович Федотов (1886 – 1951) – русский философ, религиозный мыслитель и историк.
  3. Константин Петрович Победоносцев
  4. Красноруцкий Павел Павлович
  5. Педагогическая мысль в России 1917 по 1945 г.г. (Блонский, Крупская, Пинкевич).
  6. Сергей Петрович Боткин
  7. Щетинин Михаил Петрович
  8. Яков Петрович Полонский (1819—1898).

ЗАДАНИЯ К ТЕКСТАМ ПО ПЕДАГОГИКЕ

 

 

  1. Сопоставьте между собой позиции по нравственному воспитанию Иоанна Златоуста и Митрополита Московского Макария.

Насколько их идеи востребованы современной системой образования и воспитания? Могут ли они быть реализованы в современных условиях? Какие это должны быть условия (педагогические, социальные и т.д.)?

 

2.

1.1. Раскройте суть педагогического кредо Д. Дьюи

1.2. Выделите теоретическую сторону и практическую направленность данного кредо

1.3. Предложите свое педагогическое кредо специалиста

 

 

3. На основе предложенного текста Платона «Законы» (книга шестая) сконструируйте модель Афинской модели воспитания и образования. На какие факты вы опирались? Почему?

 

4.

1.1. Проанализируйтепедагогическую концепцию Я.А. Коменского

1.2. Приведите доводы Я.А. Коменского, которые он использует в обосновании педагогики как науки

1.3. Проанализируйте классификацию учебной направленности учеников. Насколько она схожа с известными вам подобными типологиями?

 

 

5. Сравните между собой педагогические взгляды Томаса Мора и Фомы Кампанеллы. Выделите у них общее и отличительное, представленное во взгляде на социальное воспитание.

 

6.

1.1. Проанализируйте концепцию Дж. Локка, сравнив ее с концепцией Я.А. Коменского. Выделите общее и особенное.

1.2. Приведите примеры из текста, показывающие опору автора в воспитании и образовании на опыт и чувства.

 

 

7. Ответьте на вопросы, представленные в конце текста «Социально-педагогические модели Платона»

 

 

Перед вами представлены тексты П.П. Блонского, А.В. Луначарского, Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева, В.П. Вахтерова, А.С. Хомякова

1.1. Раскройте основную мысль текста.

1.2. Приведите аргументы, которые использует автор отстаивая свою педагогическую позицию.

1.3. Насколько данные идеи актуальны в современной педагогической системе? Обоснуйте свой ответ примерами

 


ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ

ПАВЕЛ ПЕТРОВИЧ БЛОНСКИЙ

ТРУДОВАЯ ШКОЛА

Социальное воспитание

Фабрично-заводская индустрия является источником не только социальных и естественнонаучных знаний как результатов осмысливания ее. Она - не только исходная точка для искусства. Фабрично-заводская индустрия вместе с тем является идеальной школой социального воспитания. Это она соорганизовала трудовые батальоны пролетариата. 1очно так же соорганизует она неизбежно и трудовые отряды работающих в ней подростков. Фабрика есть не что иное, как определенный организм, «расчлененная система машин». Как таковая она является идеальной кооперацией рабочих сил, и режим фабрики - режим дисциплинированной самим процессом производства, максимально социализированной трудовой кооперации. Фабрика создает из отдельных рабочих индивидуумов цельный рабочий организм.

В этом смысле фабрика тесно связывает всех работающих в ней в один общий трудовой коллектив, и уже одно то обстоятельство, что подросток работает на фабрике, в известной мере обеспечивает трудовую спайку и солидарность его с товарищем. Но к этому приводит и еще одно существенно новое обстоятельство. Раньше он входил на фабрику рабом машины, на очень долгое время прикованным к одной какой-либо, однообразной детальной функции ее, и фабрика была «огромным автоматом, составленным из множества механических и сознательных органов, действующих в согласии и без перерыва для производства одного и того же предмета, так что все эти органы подчиняются единой двигательной силе, которая движет сама себя». Теперь же он входит на фабрику организатором ее, постепенно переходящим от одних функций к другим, начиная с подручного, продолжая, хотя бы отчасти, мастером и кончая участием в высших функциях организации фабрики. Так постепенно подросток упражняется в организации работы несложной трудовой группы, затем работы целой мастерской, целого отделения и, наконец, целой фабрики. Таким образом, воспитываясь непрерывно все время как член дифференцированной трудовой кооперации, он в то же время воспитывался и как организатор этой кооперации, как организатор трудового коллектива в различных масштабах его.

Участие, в какой бы то ни было форме, по мере возможности в работах фабрично-заводского комитета выводит подростка за пределы фабрики. Ошибочно было бы думать, что подросток все время заперт в стенах фабрики, словно в монастыре или монастырской школе. Углубление в организацию данного производства уводит его в производственный союз, в котором он проходит определенный образовательно-трудовой стаж, исполняя известные функции практически и знакомясь с соответствующей литературой. Так. пройдя стаж организации данного производства, он далее переходит в Совнархоз, где длительно задерживается на активном ознакомлении с организацией всего народного хозяйства в целом, откомандировываясь временами и в другие учреждения, например кооперативные или транспортные.

Индустрия международна. Уже начиная с фабрики, поскольку речь идет, например, о доставке сырья или машин, и кончая участием в Совнархозе, подростку приходится иметь дело с мировым производством и обменом, т.е. вступать в международные экономические сношения письменно или иногда даже лично. Так он становится активным сотрудником и организатором общего индустриального процесса.

Но мы помним, что вторая половина воспитания подростка происходит в доме подростка. Этот дом нами вовсе не мыслится в виде закрытого самодовлеющего учреждения. Это - культурное учреждение, которое стремится стать активным культурным центром. Было бы прекрасно, я бы сказал, необходимо, чтобы подростки оказались втянуты в просветительно-альтруистическую муниципальную или земскую (т.е. городскую или сельскую. - И. А.) работу. Так, например, они могли бы выступать со своими рефератами, чтениями, декламациями, музыкально-вокальными и театральными исполнениями, просветительными речами и лекциями в качестве работников внешкольного образования. Я бы не видел беды, если бы они приняли участие и в организации детского сада или очага. Не менее важно их сотрудничество и в органах социального обеспечения, например в убежищах для увечных и престарелых, в больницах и т.д. Все это я считаю крайне необходимым, причем подростку важно не только работать в уже налаженном учреждении, но и агитировать за новое и участвовать в организации нового. От всего этого пострадает учение юноши? - Не думаю. Сердце же и характер наверное выиграют.

Говоря об иностранной литературе и новых языках, мы отметили переписку с другими странами и поездки в них. Так завязывается духовное общение между юношеством всего мира на почве общей культуры и закладывается надежный фундамент строительства общей человеческой духовной культуры.

В результате такого социального воспитания работника труда, культуры и братства в последующей своей жизни он, наверное, будет самым полезным членом общества, умеющим трудиться, создавать высшие материальные и духовные ценности и любить.

Я ничего не пишу о том, что дом подростка и с внешней стороны, и со стороны распорядка и содержания занятий в нем строится, по возможности, руками самих подростков. Они организуют студии, читальни и спортивные занятия. Наконец, напоминаем еще раз, что ровно половина всего времени отводится их факультативным занятиям.

Много раз уже подчеркивалось, что руководитель в новой школе не должен спешить и бояться, что чего-нибудь не успеет. Те большие перспективы культурного развития, которые были развернуты в этой книжке, были развернуты вовсе не для возбуждения жадности «все пройти», но для облегчения различных возможностей выбора. Поэтому руководитель не станет наседать на подростков и тем душить их самостоятельность. Задача руководителя - воспитать таких людей, которые были бы способны образовываться и развиваться всю свою жизнь, и потому у него не должно быть панического страха, что если он не успеет что-нибудь пройти, то оно пропадет для юноши безвозвратно. Нет, его задача не так дать образование и воспитание, как развить способность к самообразованию и самовоспитанию. Это - основная методическая проблема для руководителя, и чем больше его юноши будут способны находиться в доме подростка без него, тем больше приблизится он к своей цели.

Мне хотелось бы только еще одно отметить в заключение. Наблюдая сейчас некоторые клубы для подростков, я с ужасом вижу происходящее в них социальное воспитание. Это воспитание начинается с пародии на демократическую республику: выборы, иногда агитационная борьба нескольких списков, затем диктатура председателя и правления и ряд прескучных общих собраний, значительная часть которых отводится треклятому рассмотрению устава и упражнениям в мелочных придирках. Далее самоуправление эволюционирует в комиссионные работы, и... пошла писать канцелярия. Да, к сожалению, это вовсе не шутки, самоуправление в ряде клубов для подростков сконцентрировалось в канцелярии и бумажном делопроизводстве, и из юношей с каким-то диким азартом воспитывают бюрократических крыс. Но это еще не все. Во многих клубах культивируют товарищеские суды по поводу нарушения пунктов устава клуба и пышно расцветает соглядатайство, кляузничество, дух тяжбы, детски-жестокие приговоры, пересуживание и перемывание косточек ближних и т.п. Маленький ребенок слишком анархичен и постепенно лишь входит в общее сотрудничество. Поэтому ему необходимо в известное время I ступени (до 11 лет. - И. А.) пройти школу безусловного подчинения целому. Но юноша, с уже развитой индивидуальностью и индивидуальной совестью, с его духом инициативы и новаторства, должен подчиняться в силу внутреннего убеждения.

Блонский П. П. Избранные педагогические и психологические сочинения. - М., 1979. - С. 160-163.

 

 




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 38 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав