Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Вид и процедура проведения промежуточной аттестации.

Читайте также:
  1. I. Процедура проведення
  2. II. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда
  3. II. Порядок проведения мониторинга
  4. III. Материалы для подготовки и проведения занятия (тексты, информационная справка о методах, реализуемых на занятии)
  5. III. Порядок и условия проведения Конкурса
  6. III. Порядок и условия проведения олимпиады
  7. III. Порядок организации и проведения конкурса.
  8. III. Порядок приостановления срока проведения экспертизы
  9. III. Порядок проведения аттестации травмобезопасности рабочих мест
  10. III. Порядок проведения конкурса

Промежуточная аттестация по дисциплине «Профессиональная этика» проводится в виде зачета. Процедура проведения промежуточной аттестации обусловлена спецификой изучаемого предмета как профессионально ориентированной философской теории нравственности и заключается в выполнении упражнений на самостоятельность мышления – письменном либо устном (на усмотрение преподавателя) ответе на вопросы, каждый из которых предполагает определенную этически значимую ситуацию и ее анализ.

Для надлежащей подготовки к промежуточной аттестации необходимо:

- полностью уяснить, усвоить лекционный материал, сопоставить его с уже имеющимися знаниями в области этики и на этой основе сформировать четкие представления мировоззренческого характера;

- проработать материалы семинарских занятий, обращая особое внимание на ту информацию, которая была дополнением к лекционному курсу;

- активизировать навыки аналитического мышления и развернутого, аргументированного изложения самостоятельных мыслей с использованием житейских примеров.

Комплект упражнений на самостоятельность мышления:

Выполнима ли такая задача этики, как «учить морали»? Можно ли научить морали?

Как Вы оцениваете высказывание А. Швейцера о том, что этика – это безгранично расширенная ответственность перед всем живущим?

Известно библейское изречение: «И так во всем, как хотите, чтобы поступали с вами люди, так поступайте и вы с ними...» Этот принцип, известный на протяжении всей истории человечества, носит название «золотого правила» нравственности. Почему это – «золотое правило»? Готовы ли Вы сами в общении с людьми следовать ему и насколько считаете это целесообразным в наши дни?

И. Кант сформулировал знаменитый тезис: «Во всем сотворенном все что угодно и для чего угодно может быть употреблено всего лишь как средство; только человек… есть цель сама по себе». Что означает этот тезис?

В работе «Задачи союзов молодежи» В.И. Ленин так сформулировал свое представление о нравственных основах человеческих взаимоотношений: «Наша нравственность подчинена вполне интересам классовой борьбы пролетариата» и «В основе коммунистической нравственности лежит борьба за укрепление и завершение коммунизма». Какой характер носят эти принципы? Согласны ли Вы с ними? К чему ведет следование этим принципам?

Согласны ли Вы с идеей П. Кропоткина, что «наше нравственное чувство – природная способность, такое же, как чувство осязания и обоняния»?

Откуда у человека комплекс неполноценности, стыд, жестокость? Врожденные ли это качества или они вырабатываются под влиянием обстоятельств?

Если мораль изменяется с течением времени, то почему остаются неизменными десять библейских заповедей?

Богатство и бедность: какое влияние они оказывали и оказывают на нравственность?

Какие основные нравственные проблемы и тенденции их развития характерны, на Ваш взгляд, для нашего времени? Совпадают ли моральные проблемы личности и общества?

Что, по Вашему мнению, побуждает человека поступать морально? И что заставляет его творить зло?

Как Вы думаете, что дало основание Ф. Ницше утверждать: «Жизнь в сопровождении морали невыносима»?

Противоречивость морального сознания была подмечена еще древнекитайскими мыслителями. Так, Лао-цзы утверждал: «Добрый человек – учитель недоброго человека»; «О несчастье! Оно является опорой счастья. О счастье! В нем притаилось несчастье»; «Справедливость снова превращается в хитрость, добро снова превращается в зло». Объясните, как Вы понимаете эти противоречия.

Индивидуализм, эгоизм, любовь к себе – это одно и то же?

Можно ли быть нравственным, не имея идеала? Может ли человек быть идеалом для самого себя? Может ли вообще быть идеалом реальный человек?

Какое содержание вы вкладываете в формулу «Свобода одного человека заканчивается там, где начинается свобода другого»?

Какие варианты противоречий между «хочу», «могу» и «надо» Вы готовы найти?

«Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон). Как вы понимаете это высказывание?

Можно ли быть нравственным, не будучи свободным? А свободным – не будучи нравственным?

У каждого ли человека есть свобода выбора? Всегда ли у человека есть свобода выбора?

Почему ответственность личности возрастает вместе с ростом свободы? Существует ли предел ответственности?

Помните знаменитую фразу А. де Сент-Экзюпери из сказки «Маленький принц»: «Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил»? Согласны ли Вы с этим? И что значит «приручить» кого-то? А Вы «приручали»? А Вас «приручали»?

Справедлива ли формула «Ты отвечаешь за все?»

Что такое судьба и как соотносится с ней свобода воли?

Всегда ли у человека есть выбор? Зависит ли выбор от места, времени, условий и ситуации?

Какая нравственная коллизия содержится в следующем высказывании Овидия: «Мы всегда стремимся к запретному и желаем недозволенного»? Почему, на Ваш взгляд, так происходит?

Оцените следующие высказывания выдающихся людей о свободе и ответственности.[3] Согласны ли Вы с ними?

Свобода – как воздух горных вершин – для слабых людей непереносима (Акутагава Рюноскэ, японский писатель, 1892 – 1927).

Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один (Ф. Искандер, современный российский писатель).

Свободным я считаю того, кто владеет самим собой (Демокрит, древнегреческий философ).

Существует ли абсолютное Добро? А абсолютное Зло? Что означает выражение «из двух зол выбирать меньшее»? Что значит меньшее или большее добро?

Способны ли Вы подставить левую щеку, если Вас ударили по правой? В чем нравственный смысл такого поступка?

В чем заключается смысл борьбы добра со злом? Как Вы относитесь к мысли о том, что «добро должно быть с кулаками»? Можно ли бороться со злом при помощи зла?

Герой романа П. Уоррена «Вся королевская рать» говорит: «Ты должен сделать добро из зла, потому что сделать его больше не из чего». Какие свойства добра и зла обыгрываются автором в этой фразе?

Что, на Ваш взгляд, гуманнее: поддерживать жизнь мучительно умирающего или обеспечить ему безболезненный уход из жизни (эвтаназию)? Сохранять жизнь неполноценному новорожденному или нет? Где здесь добро и зло?

Смертная казнь в обществе – добро или зло? Приведите аргументы в защиту своей точки зрения.

Существует мнение, что развитие цивилизации и культуры несет с собой зло и беды для человечества. Согласны ли Вы с этим?

Что побуждает человека делать зло?

Является ли добром то хорошее, к чему человека принуждают насильно?

«Лучше горькая правда, чем сладкая ложь...» Всегда ли правда – добро, а ложь – зло? И что означают слова Петрарки: «Важнее желать добра, чем знать истину»?

Возможна ли победа добра над злом?

Можно ли воровать у вора, если воруешь не для себя?

«Что лучше,– спрашивал в свое время Микеланджело,– зло, приносящее пользу, или добро, приносящее вред?» Ответьте и Вы на этот вопрос.

Оцените следующие высказывания выдающихся людей о добре и зле. Согласны ли Вы с ними?

Добро, рожденное пороком, если и бывает добром, то только самой низкой пробы (Л. Вовенарг, французский писатель, 1715–1747).

Добрый человек не тот, кто умеет делать добро, а тот, кто не умеет делать зла (В. Ключевский, русский историк, 1841–1911).

Первый шаг к добру – не делать зла (Ж.-Ж. Руссо, французский философ, 1712–1778).

Зло – стремление к утверждению себя за счет остальных и всего остального (Д. Андреев, русский писатель, 1906–1959).

Только страх и корысть делают человека злым (Г. Рейналь, аббат, французский историк и теолог, 1713–1796).

Зло подкрадывается, как болезнь; добро прибегает, запыхавшись, как врач (Г. Честертон, Английский политик, писатель, 1874–1936).

Всегда ли долг положительно сказывается на выборе человека? Есть ли такие ситуации, в которых нужно или можно «обойти» долг стороной?

Как Вы считаете, есть ли такие люди, которые всегда следуют долгу?

Какой из следующих «вариантов» исполнения долга представляет, на Ваш взгляд, «высшую» и «низшую» его форму:

– из боязни осуждения за его невыполнение;

– с целью заслужить общественное признание;

– в результате понимания необходимости;

– по внутренней потребности?

Каково соотношение между необходимостью, свободой и долгом?

«Хочу» и «должен»... Неизбежно ли противоречие между ними?

Каково соотношение долга и совести? В каких ситуациях возникают конфликты между ними? В чем противоречивость самого долга?

Совесть и стыд. Что чему предшествует?

Как Вы думаете, совесть – это то, что не допускает, или то, что позволяет? Может ли наша совесть: а) не позволить позволительное; б) позволить непозволительное?

«Долг солдата, присягнувшего на верность Родине, – выполнять приказ командира. Как быть со своей совестью, если этот приказ заставляет его стрелять в мирных жителей?»

Как Вы считаете, имеет ли под собой реальную основу высказывание «совесть есть порождение страха»?

В чем, на Ваш взгляд, заключается «сыновний долг»? Предполагает ли он необходимость жертвовать ради родителей своими интересами?

Оцените следующие высказывания выдающихся людей о долге и совести. Согласны ли Вы с ними?

Долг – это то, что ждешь от других и не делаешь сам (О. Уайльд, английский писатель, 1856–1900).

Угрызение совести – это больной зуб, растущий из самой глубины отчаявшегося сердца (Э. Долберг, америк. писатель, историк, философ, 1900–1977).

Бог каждого человека – его совесть (Менандр, древнегреч. поэт, драматург).

Совесть обычно мучит не тех, кто виноват (Э. М. Ремарк, немецкий писатель, 1898 – 1970).

С совестью можно заключить перемирие, но прочный мир – никогда (А. Онсеншерн, шведский канцлер, 1583–1651).

В чем Вы видите различие понятий Честь и Достоинство?

Каким образом адекватная или неадекватная (завышенная или заниженная) самооценка сказывается на чувстве собственного достоинства личности?

Является ли умение уступать другому потерей личного достоинства?

Что значит честь семьи? А честь фамилии?

Честолюбие – хорошо это или плохо? Гордость – это положительное или отрицательное качество?

Актуальна ли сегодня мысль Ж.-Ж. Руссо, что «утрата чести страшнее, чем смерть?»

В чем Вы видите смысл существования и предназначение человечества? Есть ли смысл жизни у каждого человека? Задумывались ли Вы, в чем смысл Вашей жизни?

Говорят, жизнь человека не прошла бессмысленно, если он построит дом, воспитает сына и посадит дерево. Как можно истолковать это высказывание? Согласны ли Вы с ним?

Согласны ли Вы с тем, что счастье каждый понимает по-своему? Существует ли некоторое обобщенное понятие счастья, справедливое для всех?

Считаете ли Вы, что «Счастье – это когда тебя понимают?» Почему?

В чем отличие смысла жизни от цели в жизни?

Правильно ли выражение «бессмысленная жизнь»?

Действительно ли «человек – кузнец своего счастья»?

Поясните высказывание Демокрита: «Счастье и несчастье – в душе».

Действительно ли, «правда – хорошо, а счастье – лучше»?

У каждого человека есть мечта, какое-то сильное желание. Если они не исполнимы, может ли человек быть счастлив?

Что, по Вашему мнению, важнее для счастья – стремление к чему-либо или достижение этого?

Почему «Величайшее несчастье – быть счастливым в прошлом»?

Счастливы ли Вы? Почему?

Отвергает или подтверждает Ваш собственный жизненный опыт следующее утверждение З. Фрейда: «Ненависть является не только неожиданно постоянным спутником любви, не только часто предшествует последней в человеческих отношениях, но … в известных случаях ненависть также превращается в любовь, а любовь – в ненависть»?

Какие специфические особенности юридической деятельности как профессии Вы можете назвать?

Назовите основные принципы юридической этики и выстройте их в порядке значимости для профессии.

В чем может и должен проявляться гуманизм в деятельности юриста?

В чем заключается морально-правовой смысл принципа справедливости?

Что важнее для юриста: соблюдение законности или утверждение справедливости? Может ли закон быть несправедливым, а установление справедливости – незаконным? Как быть в этой ситуации юристу?

Что важнее – исполнение долга или установление справедливости? Как Вы относитесь к высказыванию: «В нашем деле долг и есть справедливость»? Что еще означает понятие долга в юридической практике?

В чем Вы видите специфику борьбы Добра со Злом в юридической практике? Как это сказывается на формировании личностных качеств юриста?

Профессиональная честь юриста как корпоративное качество: выявите его «плюсы» и возможные «минусы». Какую роль играет в деятельности юриста правильное понимание общечеловеческого характера достоинства?

Как соотносится в юридической деятельности принцип истинности с ложью «в интересах следствия»? С ложью «во спасение»? Допустима ли она? Ложь и умолчание: в какой ситуации они могут быть оправданы?

Как Вы думаете, почему именно в юридической этике принцип объективности играет такую большую роль? Назовите возможные проявления субъективизма в профессиональной деятельности юриста.

В чем смысл выражения А.Ф. Кони, что «суд есть не только судилище, но и школа»? Для кого?

 




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 60 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | <== 20 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.012 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав