Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Основной вопрос философии и две его стороны. Основные направления философии.

Читайте также:
  1. A)простые, синтетические, аналитические, основные
  2. B. Основные приложения метода координат на плоскости.
  3. C.) Документ, занимающийся вопросами регулирования труда педагогических работников называется ...
  4. I. Основные богословские положения
  5. I. Основные положения
  6. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  7. I. Основные формы исследования ППО
  8. I. Основные характеристики финансовых активов
  9. I. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену
  10. II. Задачи и направления деятельности методического объединения

Философия как особая форма общественного сознания. Предмет, структура и функции философии. Философия и медицина.

Философия – это наука о наиболее общих законах природы, общества, мышления и познания.

Философия – одна из форм общественного сознания:

1) Наука

2) Искусство

3) Религия

4) Мораль

5) Политика

6) Право

7) Философия

Предмет: наиболее общие законы мира

Структура философии включает в себя ряд компонентов:

1) Онтология – учение о бытии, о законах внешнего отношения к человеку мира (общества, природы)

2) Гносеология – учение о познании.

3) Логика – наука о законах и формах человеческого мышления.

4) Аксиология – наука о человеческих ценностях.

5) Этика – наука о формах поведения людей, об отношениях людей в обществе.

6) Эстетика – наука о прекрасном, об эстетическом отношении человека к действительности.

7) Социальная философия

8) Философские учения о природе, обществе, о мышлении и познании.

Функции философии:

1) Онтологическая (вооружает человека знаниями о наиболее общих законах мира)

2) Гносеологическая (дает наиболее общую теорию познания)

3) Логическая (знание законов и форм человеческого мышления)

4) Аксиологическая (знание о системе человеческих ценностей)

5) Инструментальная (наиболее общая функция, философия – инструмент познания и преобразования мира)

Философия – всеобщая методология науки и практики, частные науки наполняют философию частными знаниями. При развитии философии предмет её меняется от науки наук до науки о наиболее общих законах природы, общества, мышления.

Философия вооружает специалиста-медика знанием основных законов и форм познания этого мира. Медик имеет дело с самым сложным объектом познания – человеком. Познание патологических процессов – сложный диалектический процесс. Философия дает знание об основных формах и методах познания человека.

 

Основной вопрос философии и две его стороны. Основные направления философии.

Основной вопрос философии поставлен самой жизнью. Хотя и не все философы признавали существование этого вопроса.

2 стороны основного вопроса:

1) Что первично: материя или сознание?

2) Правильно ли наше сознание отражает мир? Познаваем ли мир?

Решение первой стороны делит всех философов на 2 направления: материализм и идеализм.

Материалисты: первична природа, материя; сознание, дух – производны, сознание есть функция высокоорганизованной материи отражать мир в идеальных образах.

В Античной Греции существовала четко выраженная материалистическая тенденция. Философы Милетской школы: Фалес, Анаксимандр, Анаксемен полагали, что первоосновой мира является некое первовещество – субстанция (первоооснова) – наивный (стихийный) материализм. Фалес: первовещество – вода, сгущаясь, она образует камни, металлы, разжижаясь – воздух, огонь, эфир. Вода для Фалеса и др. древ.философов – архэ (субстанция) и стойхейнон (стихия). Анаксимандр создал более сложное учение о субстанциях: субстанция – апейрон (бесформенная, неопределенная материя), вечный, нестареющий. Он есть и субстанция, и стихия. Анаксимен: архэ – воздух. Дух и воздух равнозначны.

Атомизм: Левкипп, Эпикур, Демокрит, Тит Лукреций Кар.

Атомистическое учение Левкипп привез в Элладу из Египта. Греческие мудрецы особым образом трансформировали знание, полученное у египетских жрецов. Атомизм – учение о том, что материя состоит из мельчайших неделимых частиц – атомов.

В Ср. Века материалистические учения ослабли. Мтериализм возрождается в Новое время, принимая различные формы.

1) Вульгарный материализм (Кабанис): нет никакой разницы между материей и сознанием. Мысль – выделение мозгового вещества, как желчь – печени, моча – почек.

2) Механистический материализм (после классической механики Ньютона) – связан с метафизическим методом. Метафизика – метод мышления, упрощенно понимающий мир.

3) Диалектический материализм (высшая форма) – Маркс, Энгельс, Ленин.

 

Идеалисты: первичен дух, материя производна.

Объективный идеализм: сознание, творящее мир, независимо от человеческого.

Субъективный идеализм: человеческое сознание само творит мир.

Объективный идеализм = религия, возник в странах Др. Востока, окончательно сформировался в Греции. Платон: существует 2 мира: вечный, прекрасный мир идей – эйдосов, его эманацией (истечением) является материя – вещи, окружающие нас. Мир вещей – призрак мира идей. Мир идей – подлинная природа человека. Теория метапсихоза – душа воплощается в материи, обретает тело и так существует. Воплощаясь и обретая тело – темницу своего существования, душа теряет свои божественные качества, забывает о мире идей. Душа в физическом теле неполноценна. Анамнесис – особый метод, с помощью которого душа вспоминает о мире идей, т.о. душа может понять истинную сущность вещей в сложном медитативном процессе.

Гегель: субстанцией является объективный мировой дух – абсолютная идея, которая проходит сложный процесс самореализации, проходя три закона триады:

1) Тезис – абсолютная идея существует в себе самой, материи нет.

2) Антитезис – материализация, превращение в природу.

3) Синтезис – абсолютная идея превращается в общество, и в обществе происходит осознание её самой себя.

Общее у объективных идеалистов: признание субстанцией объективного мирового духа.

Субъективный идеализм: человек своим сознанием творит окружающий мир.

Джордж Беркли: мы сами творим мир своими восприятиями. Существовать – значит быть воспринимаемым. «Что происходит с вещью, если человек перестает её воспринимать? Она обретает существование в сознании других людей. А если и эти люди перестают её воспринимать? Она обретает существование в сознании Бога». Последовательно развитый субъективный идеализм ведет к солипсизму – существую только я, один во Вселенной, все остальное – продукт моего мышления.

Философские течения, считающие субстанцией одно начало – монизм. Большинство учений монистические. Рене Декарт считал первичными сразу 2 начала – и материю, и дух – дуализм. Плюрализм – признает множественность субстанций (Лейбниц).

2 сторона основного вопроса:

1) Большинство считает, что мир познаваем

2) Агностицизм – отрицание познаваемости мира.

Д. Юм: я имею дело только с моими ощущениями, что за этим стоит – я не знаю и знать не хочу.

И. Кант: теория «вещи в себе». Можем ли мы познать вещь в себе? Нет, так как транцензус – переход от теории к сущности невозможен (только для веры).

 




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав