Читайте также:
|
|
Проблема свободы считается этической, однако Кант придает ей и онтологическое измерение. Именно оно является ключом к кантовскому решению данной проблемы.
В «Критике чистого разума» философ обосновывает жесткий детерминизм лаплассовского толка: «Закон природы гласит, что все происходящее имеет причину, что каузальность этой причины, т.е. действие, сама не могла существовать всегда, а должна быть произошедшим событием, и потому она также имеет свою причину среди явлений, которой она определяется, и, следовательно, все события эмпирически определены в некотором естественном порядке; этот закон, благодаря которому явления составляют некую природу и делаются предметами опыта, есть рассудочный закон, ни под каким видом не допускающий отклонений и исключений для какого бы то ни было явления» [2].
Такое рассуждение приводит к не приятным выводам о детерминированности человеческого поведения. Чтобы избежать подобных выводов Кант создает свое знаменитое учение об эмпирическом и умопостигаемом мирах.
Логика Канта проста и в тоже время необычна: если наш эмпирический мир полностью подчинен закону причинно – следственной связи, то свободы в нем быть не может. Однако отрицать свободу воли невозможно, ибо это требование морального закона: «моральный закон, который мы сознаем непосредственно (как только мы намечаем себе максимы воли), предполагает себя нам прежде всего, и так как разум показывает его как определяющее основание, не преодолеваемое никакими чувственными условиями и даже совершенно независимо от них, то он прямо ведет к понятию свободы» [1, 146]. Следовательно, свобода – это «вещь в себе», то есть она коренится в ином (умопостигаемом) мире. Более того, именно свобода и открывает этот мир: «Одно только понятие свободы дает нам возможность не выходить за пределы самого себя, чтобы для обусловленного и чувственного находить безусловное и умопостигаемое. Ведь именно сам наш разум познает себя через высший и безусловный практический закон и [познает] существо, которое сознает этот закон (нашу собственную личность) как принадлежащее к чистому умопостигаемому миру» [1, 212].
Таким образом, Канту удается «спасти» свободу, выведя ее за рамки действия закона причинно – следственной связи. Человек так же, как носитель свободы, принадлежит у философа одновременно к двум мирам: эмпирическому и умопостигаемому.
Таким образом, свобода и мораль в философии Канта оказываются взаимозависимыми и взаимоопределяемыми. Без свободы нет морали и наоборот. Поэтому мы можем сказать, что «не только поиск свободы в области морали, но необходимость допущения свободы для непротиворечивого осмысления последней заставляла Канта прибегать к сложным умозрительным построениям».
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 16 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |