Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Отличие диалектики марксизма от диалектики Г.Гегеля

Читайте также:
  1. Абсолютная монархия в Англии и ее отличие от французской монархии (XV-XVIII вв.)
  2. В генограмме, в отличие от родословной главным является не генеалогическое древо, отображающее родственные связи, а отношения между родственниками.
  3. В отличие от внешних заимствований внутренние заимствования могут осуществлять не только Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, но и органы местного самоуправления.
  4. В отличие от всех других факторов производства предложение земли
  5. В отличие от магнитных дисков лазерный диск имеет всего одну физическую дорожку в форме спирали, идущей от наружного диаметра диска к внутреннему.
  6. Возникновение и развитие марксистской философии. Роль Г.В.Плеханова, В.И.Ленина в развитии и пропаганде философских идей марксизма.
  7. Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.
  8. Вторым законом диалектики является закон перехода коли­чественных изменений в качественные.
  9. Главное отличие обязательного от добровольного страхования, определено в самом названии этой формы страхования.
  10. Главным отличием информационного продукта от информационного ресурса является подготовленность (или неподготовленность) информации для конкретного потребителя.


Гегель создал систему диалектики как теорию и метод познания. А классики материалистической диалектики (равно как и диалектического материализма) – К. Маркс и Ф. Энгельс придали ей целостный и научный характер.
Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир – это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом. Общая схема этого безличного идеального начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. Все, что существует на свете, - лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.
Новизна гегелевской мысли заключалась главным образом в:
- представлении о поступательном, последовательном и закономерном (а не произвольном) движении мирового духа, а следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории, науки, религии, самого индивида;
- усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;
- последовательном и неуклонном проведении принципа историзма ко всем мыслимым областям человеческого знания.
Высоко оценивая диалектику Гегеля как учение о развитии объективного мира, его познания и мышления людей, Энгельс подчеркивает, что «эта диалектическая философия разрушает все представления об окончательной абсолютной истине и о соответствующих их абсолютных состояниях человечества.» Энгельс отмечает, что полностью проявиться этому методу мешает идеалистическая система гегелевской философии, представившая развитие мира и весь общественный исторический процесс в виде саморазвития абсолютной идеи. Эта его система постоянно ставит ограничения диалектическому методу, вынуждает «положить конец» развитию исторического процесса и познавательной деятельности людей.
Порвав с идеализмом Гегеля, Маркс и Энгельс сохранили и развили в своем учении его диалектику как теорию и диалектический метод познания и мышления. Но это была уже материалистическая диалектика, в рамках которой человеческие понятия истолковываются как отражения реальных вещей, их многообразных связей и отношений. Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию новой философии – диалектического материализма.
В качестве первичной признается диалектически развивающаяся объективная материальная действительность, отражением которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей. Это значит, что в «диалектике понятий», то есть в их сложной и противоречивой взаимосвязи и развитии воспроизводится «диалектическое движение действительного мира». Другими словами, в «диалектике понятий» отражается «диалектика вещей».
Таким образом, материалистически истолкованная гегелевская диалектика была как бы перевернута, «поставлена на ноги», ибо прежде, по остроумному замечанию Энгельса, «она стояла на голове». Освобожденная от «идеалистических оболочек», она стала плодотворным методом исследования явлений природы, общества и человеческого мышления.
В своих работах основоположники марксизма ставили и решали проблему распространения диалектико-материалестических воззрений на общество. Это означало придать диалектическому материализму законченный вид, достроить его «доверху». В данном случае диалектико-материалистический метод познания предстает как универсальный, применяемый к явлениям не только природы, но и общества.


Все философские методы находятся между собой в диалектической взаимосвязи и образуют целостную систему, благодаря чему философия выступает как общая методология познания и освоения мира. Люди узнают о мире (природе, обществе, человеке) все больше и больше, постигают сущность явлений и законы их развития. Благодаря этому общество может существовать и развиваться.

 

21.К. Маркс, Ф. Энгельс о социальной сущности человека, сознании и практике, о методе теоретического мышления.

 

 




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 65 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | <== 7 ==> |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав