Читайте также:
|
|
Социальные взгляды Платона (427-347 до н.э.) были составной частью его философского объективно-идеалистического учения. Социологическое понимание структуры общества и справедливости было изложено им в диалогах "Государство" (70-60-е гг. IV в. до н.э.) и "Законы" (50-е гг. IV в. до н.э.).
Социальную структуру, по Платону, составляли только свободнорожденные мужчины, исполняющие общественно значимые роли. Женщины, дети и рабы не включались им в состав участвующих в общественно-политической жизни полиса (города-государства). Рабов он считал живыми орудиями труда, не имеющими никаких прав в государстве.
По мнению Платона, душа человека имеет три основы: "разумную" (интеллектуальную), "храбрую" (волевую) и "вожделенную" (чувственную). В зависимости от преобладания той или иной основы в душах людей Платон в структуре общества выделял три больших социальных слоя: мудрецы - "философы", воины - "стражи", производители - "земледельцы" и "ремесленники".
Правителями, согласно его представлению, должны быть "философы", достигшие 50 лет, высокообразованные и талантливые, не имеющие частной собственности и ведущие аскетический образ жизни. Главные инструменты воспитания правителей - философия и искусство. Правители призваны устанавливать законы и осуществлять разумное и справедливое управление общественными делами. "Стражам" предписывалось охранять государство и наводить в нем порядок. "Земледельцы" и "ремесленники" были обязаны своим трудом обеспечивать граждан всем необходимым для жизни. Предложенная Платоном социальная структура общества подразумевала строгую иерархию, на высшей ступени которой находились мудрецы-философы.
Перемещение из низшей социальной страты в высшую страту было возможным по решению правителей о преобладающей основе души у человека. Платон утверждал, что в государстве будут царить порядок, процветание и справедливость, если каждый гражданин лучшим образом будет выполнять предназначенные ему обязанности.
В трактовке Платона справедливость выступает в двух видах: этическая - по отношению к частным лицам и социальная - по отношению к социальным слоям. Рассматривая социальную справедливость, философ утверждая, что, с одной стороны, справедливо равенство между гражданами внутри каждого социального слоя, а с другой - также справедливо неравенство между представителями различных социальных слоев. В своей концепции идеального государства Платон трактует проблему социальной справедливости в духе уравнительного ("казарменного") коммунизма. По его мнению, в идеальном государстве будет отсутствовать имущественное неравенство, мужчины и женщины будут равны в правах, а жены и дети будут общими.
27. Аристотель: открытие перспективы «знания» и модуля образа философии.
Аристотель, как и предшественник его Платон, имел самое возвышенное мнение о назначении философии. В первых книгах своей “Метафизики” он говорит: философия есть наука, имеющая предметом исследование первых начал и причин вещей или сущности явлений. Многие науки нужнее философии, но она выше всех наук. Все другие знания имеют целью удовлетворение нужд житейских, а философия чужда всякой корысти.
В “Первой аналитике” Аристотель подробно объясняет образование понятий, суждений и умозаключений и перечисляет их различные виды. Он говорит: каждый предмет или имеет данные свойства, или их не имеет. Эти свойства, или общие понятия, которые мы находим или не находим в данных вещах, Аристотель называет категориями. Во “Второй аналитике” Аристотель дает учение о доказательствах [подразумевается дедукция (выведение)]. Задача науки, по Аристотелю, есть познание причин явлений; объяснять явления — значит выводить их из необходимых причин, служащих им основанием, это и называется доказывать. Наука есть знание, основанное на доказательствах, в которых подлежащему приписывается известное сказуемое на основании причины, почерпнутой из наблюдения. Но знание, основывающееся на доказательствах, требует чего-нибудь несомненного, иначе доказывать пришлось бы без конца. Аристотель различает два рода знания: непосредственное и посредственное; первое относится к высшим началам и к чувственному восприятию, второе состоит в доказательстве с помощью умозаключений. Начала, или аксиомы, не могут быть выведены из чего-нибудь более несомненного; в таком случае они не были бы началами. Однако и для них возможно находить основание — оправдывать их принятие. Наведение [индукция] состоит в восхождении от частного к общему, от известного нам к известному всем и каждому, одним словом, к началу. Доказывание и наведение являются, таким образом, процессами обратными и образуют научное знание. Истина всегда и везде устанавливается не наблюдением, а размышлением, наблюдение же убеждает нас в действительном существовании истины, то есть в присутствии ее в данных явлениях. Из сказанного легко усмотреть, как объяснял Аристотель происхождение знания. Он говорил, что прежде всего необходимо отличать возможность (потенцию) от действительности. В качестве возможности (способности) наш ум содержит в себе все общие понятия; в действительности же он обладает ими, когда их приобретет. Отношение между возможным и действительным знанием Аристотель объясняет примером, сравнивая возможное знание с чистою доской, а действительное с доскою исписанною. Последователи Аристотеля дали ложное толкование этому примеру и заключили, что Аристотель относил происхождение нашего знания исключительно к внешнему миру. Но есть основание думать, что Аристотель своим примером хотел только сказать: мы не родились на свет с готовыми понятиями; они образуются впоследствии, обусловливаясь и свойствами нашего ума, и влиянием внешнего мира.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 1381512 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |