Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Этические нормы ислама

Читайте также:
  1. I. Орфоэпические нормы
  2. II . ПОРЯДОК ЗАПОЛНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ НОРМЫ, ТРЕБОВАНИЯ И УСЛОВИЯ ИХ ВЫПОЛНЕНИЯ ПО ВИДАМ СПОРТА
  3. II. Лексические нормы
  4. Административно-правовые нормы, их действие и реализация.
  5. Административно-правовые нормы, их характерные особенности. Материальные и процессуальные нормы.
  6. Административно-правовые нормы: понятие, виды
  7. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения.
  8. Акцентологические нормы
  9. Аравия накануне возникновения Ислама
  10. Биопсихосоциальная модель нормы и патологии.

Шариа́т (араб. شريعة‎‎ [ʃariːʕa(tun)] — (правильный) путь, образ действия) — совокупность правовых, канонически-традиционных, морально-этических и религиозных норм ислама, охватывающая значительную часть жизни мусульманина и провозглашаемая в исламе как «вечное и неизменное» Божественное установление; одна из конфессиональных форм религиозного права.

Время и место появления — VII—XII века, Халифат.

Шариат опирается на Коран и сунну; включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические и поведенческие нормы (нормы вежливости) без сколь-либо подробного разделения.

Наказания, предусмотренные законами шариата (араб. حدود‎‎ — худуд)

Основанные на тексте Корана:

80 ударов плетью за недоказанное обвинение другого в прелюбодеянии. (24:4)

100 ударов плетью за прелюбодеяние для женщины или мужчины (при обязательном присутствии верующих свидетелей). (24:2)[2]

Возмездие за предумышленное причинение инвалидности или увечий в равной мере (по принципу «око за око») (но жертва или семья инвалида имеют право отказаться от своего права). (5:45)

Дийа (араб. دية‎‎ — вира‎) — денежное возмещение за непредумышленное убийство. (4:92)

Основанные на Хадисах:

Отсечение руки за воровство (в случае кражи на сумму в четверть денария и более) (книга 10 «виды наказания», глава 3 из сборника Хадисов «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам» («Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право»). Составитель: Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани.

Побиение камнями (раджм) за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины (для этого обязательное наличие не менее четырёх свидетелей) (книга 10 «виды наказания», глава 1 из сборника Хадисов «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам» («Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право»). Составитель: Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани). Данное наказание некоторыми мусульманскими авторами осуждается как не соответствующее первоначальному шариату[3].

80 ударов плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих веществ. (книга 10 «виды наказания», глава 4 из сборника Хадисов «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам» («Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право»). Составитель: Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани).

Смертная казнь за вероотступничество[4]. Данное наказание некоторыми мусульманскими авторами осуждается как не соответствующее первоначальному шариату[5].

Наказания, предусмотренные законами шариата (араб. حدود‎‎ — худуд)[править | править исходный текст]

 

Основанные на тексте Корана:

80 ударов плетью за недоказанное обвинение другого в прелюбодеянии. (24:4)

100 ударов плетью за прелюбодеяние для женщины или мужчины (при обязательном присутствии верующих свидетелей). (24:2)[2]

Возмездие за предумышленное причинение инвалидности или увечий в равной мере (по принципу «око за око») (но жертва или семья инвалида имеют право отказаться от своего права). (5:45)

Дийа (араб. دية‎‎ — вира‎) — денежное возмещение за непредумышленное убийство. (4:92)

Основанные на Хадисах:

Отсечение руки за воровство (в случае кражи на сумму в четверть денария и более) (книга 10 «виды наказания», глава 3 из сборника Хадисов «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам» («Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право»). Составитель: Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани.

Побиение камнями (раджм) за прелюбодеяние для замужней женщины или женатого мужчины (для этого обязательное наличие не менее четырёх свидетелей) (книга 10 «виды наказания», глава 1 из сборника Хадисов «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам» («Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право»). Составитель: Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани). Данное наказание некоторыми мусульманскими авторами осуждается как не соответствующее первоначальному шариату[3].

80 ударов плетью за употребление опьяняющих и одурманивающих веществ. (книга 10 «виды наказания», глава 4 из сборника Хадисов «Булуг аль-Марам мин Адиллат аль-Ахкам» («Достижение цели в уяснении священных текстов, на которые опирается мусульманское право»). Составитель: Ибн Хаджар Аль-‘Аскалани).

Смертная казнь за вероотступничество[4]. Данное наказание некоторыми мусульманскими авторами осуждается как не соответствующее первоначальному шариату[5].

Основные требования к нравственному поведению, запреты на недозволенное содержатся в сурах Корана, в Сунне и в сборниках хадисов, в которых зафиксированы устные рассказы о Мухаммеде (с.г.в.) хорошо знавших его людей. Приведем отдельные хадисы, посвященные личности мусульманина.

 

· "Мусульманин приветствует словом и рукой".

 

· "Верующий не должен быть грубияном, сквернословом, беспутным и безнравственным человеком" (об этом рассказал Муслим).

 

· "Кто пришел к нам с оружием, тот не из нас" (Муслим).

 

· "Тот, кто обманывает, тот не из нас" (Муслим).

· "Человек, лишенный мягкости, недобрый человек" (Муслим).

 

· "Посланник Аллаха проклял дающего взятку и берущего взятку" (аль-Тимризи).

 

· "Того, кто утаивает знание, Аллах обуздает в аду" (Ахмад).

 

· "Боже, избавь меня от бесполезного знания" (Муслим).

 

· "Старайся не ссориться с людьми, будь добр к тем, кто плохо с тобой обошелся, и говори правду даже в том случае, если она не в твоих интересах" (Ибн аль-Наджар).

 

· "Несчастен раб денег и вещей. Когда ему подают, он доволен, а если не подают, он недоволен" (аль-Бухари).

 

· "Подсказать ли вам то, за что вы полюбили друга: распространяйте салам между собой" (Муслим).

 

· "Будь в этом мире таким, как будто ты странник или прохожий" (аль-Бухари).

 

· "Не поднимайте человека с его места, чтобы самому сесть, а старайтесь расширить и всем дать место" (Муслим).

 

· "Не завидуйте друг другу, не испытывайте друг к другу ненависти, не прислушивайтесь к беседующим, не будьте скаредными эгоистами и стяжателями. Не выискивайте недостатки у других людей, не преувеличивайте цену товара, который вы не хотите покупать, не покидайте друг друга, не ссорьтесь, не ропщите по поводу сделок других из вас. Будьте братьями, рабы Аллаха! Он повелел вам: мусульманин - брат мусульманина, он не притесняет его, не оставляет без своей помощи и не презирает его" (Муслим).

 

·

 

Что дозволено и что запрещено мусульманину, распространяется на все сферы жизни, но наиболее важно выяснить, каковы требования халала и харама в социальной жизни общества. Ислам строит отношения в обществе между членами его на двух принципах: на основе братства и уважения прав личности. Любое высказывание или действие, оскорбляющие эти принципы, Ислам считает харамом.

 

Исходя из этого, Ислам запрещает мусульманину порывать связи с братом своим по вере или изгонять его, не проявляя снисходительности к нему и не выждав 3-х дней для усмирения гнева своего и чувств.

 

Самое главное, что отличает Ислам это

·Девять "нельзя" в этикете мусульманина

 

Аллах запретил многие вещи, подрывающие братство между людьми.

 

1. Запрещены насмешки и издевательства над людьми. Верующему, признающему Аллаха, запрещено насмехаться над кем бы то ни было или превращать людей в объект своих издевательств, высокомерия и замаскированного тщеславия, презрительности по отношению к другим.

 

Сказал Всевышний: "Пусть одни люди не издеваются над другими: может быть, они - лучше их!" (Сура "Комнаты", аят 11).

 

2. Запрещено мусульманину хулить, злословить, высмеивать другого и выискивать недостатки у другого.

 

Сказано: "Стягиваются раны от копья, но не заживут те, что язык нанес".

 

3. Ислам запрещает обзывать друг друга, давать клички и прозвища. Допускающий этот харам подвергает опасности братство, отрицая мораль, такт, приличие.

 

4. Ислам порицает подозрительность и недоверие друг к другу, ибо он хочет, чтобы общество его было основано на душевной чистоте, взаимном доверии, а не на подозрительности, злых мыслях, недоверии друг к другу.

 

5. Ислам требует от мусульман чистоты внутренней и внешней. Поэтому так же, как недоверие, отвергается выслеживание и подозрительность.

 

6. Исламом отвергается поклеп и хула. "И пусть одни из вас не поносят за глаза других" (Сура "Комнаты", аят 12).

 

7. Клевета и сплетня - более страшный харам, нежели поклеп и напраслина. Коран осудил этот порок, говоря: "Не повинуйся же всякому любителю клятв, презренному хулителю, бродящему со сплетнями" (Сура "Письменная трость", аяты 10-11).

 

8. Запрещено обвинение целомудренных мусульманок в разврате, ибо в этом - великий вред для их репутации, для репутации их семей и опасность для будущего их.

 

9. Запрет наложен на кровь, то есть на убийство. Ислам освятил жизнь человеческую, наложив запрет на души. Покушение на душу Ислам расценивает как самое тяжкое преступление перед Аллахом! Запрет усилен, если убиенный - из уверовавших в Аллаха. Однако это вовсе не значит, что убийство немусульманина есть халал. Ислам защищает жизнь любого человека, если он не воюет с мусульманами. А если он муагьид, то есть не принявший Ислама и живущий на территории мусульман, то не дозволено никому покушаться па него.

 

Об этом сказал пророк Ислама (с.г.в.): "Кто убил муаг'ида, тот и запаха рая не почует, для него ароматы его - на расстоянии в сорок лет" (приводит аль-Бухари).

 

В Исламе нет места фанатикам

 

С первых же дней своего возникновения Ислам не оставил никакой почвы для фанатизма, он запретил мусульманам возвышать какую бы то ни было идею Ислама.

 

Пророк Мухаммед (с.г.в.) сказал:

 

"Не было из нас никого, кто призвал бы к фанатизму, не было из нас никого, кто воевал бы за фанатизм и не было из нас никого, кто умер бы за фанатизм".

 

Всякий призыв мусульман к региональному, этническому фанатизму есть призыв к невежеству и безбожию, от которых избавляется Ислам, посланник Его и книга Его.

 

Два аята из Книги Аллаха дают наиболее полное представление о том, как относится Ислам к немусульманам.

 

"Не даст вам Аллах запрета о тех, которые сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ, благоденствовать им и быть справедливыми к ним - ведь Аллах любит справедливых! Дает вам Аллах запрет о тех, которые сражались с вами за религию, и изгнали вас из ваших жилищ, и помогали вашему изгнанию, чтобы вы не брали их в друзья. А кто возьмет их в друзья, те - нечестивые" (Сура "Испытуемая", аяты 8-9).

 

К людям Писания, евреям и христианам, независимо от того, живут они среди мусульман или нет, у Ислама отношение особое. Они - люди небесной религии, между ними и мусульманами - родство и близость, которые выражаются в основах одной религии, с которой послал Аллах всех своих пророков.

 

"Он узаконил для вас в религии то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрагиму, и Мусе, и Исе: "Держите прямо веру и не разделяйтесь в ней!" (Сура "Совет", аят 11).

 

Относительно назарян (христиан) следует сказать особо. Их Коран ставит ближе к сердцам мусульман.

 

Сказал Всевышний: "И ты, конечно, найдешь, что самые близкие по любви к уверовавшим те, которые говорили: "Мы - христиане!" Это потому, что среди них есть иереи и монахи и что они не превозносятся". (Сура "Трапеза", аят 85).

 

Моральные ценности, выработанные на заре мусульманской религии, определявшие содержание жизни великой уммы пророка Мухаммеда (с.г.в.), не потеряли своего значения и в наши дни. Знание халала и харама "поможет нам не только на пути нравственного и духовного очищения, но поможет и обойти обиды, которые портят кровь и укорачивают жизнь нам и братьям нашим и сестрам..." (Аль-Кардави Юсеф, "Ислам: дозволенное и запретное")




Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 37 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав