Читайте также:
|
|
Продолжает исследование диалог «О свободе выбора». Вместо обычной для христианской мысли постановки проблемы - совместимость свободы человека и благодати бога - Ансельм ставит вопрос о том, что есть свобода человека. Решается он через развитие учения о воле. Рассматривая различные акты воли, Ансельм разводит понятия выбора как действия воли и свободы этого выбора. Схоласт выступает против определения Августина свободы как способности грешить. Автор говорит о двух способностях человеческой воли - грешить и не грешит (быть праведным), между которыми и делается нравственный выбор. Но сам выбор как действие воли не называется свободным, но «спонтанным» (буквально - совершенным «sponte»). Определения действия «sponte», однако, не дается. На спонтанность воли как на отличие неприродного действия Ансельм указывал и в диалоге «Об истине». Спонтанность воли рассматривается как основание всякого волевого акта. Подход к определению свободы у Ан-сельма таков: более свободным следует признать более «приличное и подобающее», и свободной нужно называть не грехопадение, и не сам выбор, но сохранение праведности. Противоположное же действие воли должно рассматриваться как несвобода. Свобода и несвобода вводятся как качества выбора, действия воли, и в этом можно усмотреть новацию. Ансельм оперирует в диалоге, фактически, понятием о подлинной, совершенной свободе, в которой воля достигает самостоятельности и самораскрытия.
Другая важная проблема диалога - всегда ли человек обладает свободой выбора. Ансельм показывает, что свободу выбора человек имеет всегда, называясь поэтому свободным. Одновременно, но в ином отношении, человек может быть назван и рабом - рабом греха. Автор особо подчеркивает, что ни свободная, ни просто движущаяся из самой себя воля не может быть принуждена действием никакой причины извне (например, силой искушения). Она грешит сама и оценивается соответственно. Ансельм повторяет учение Августина о дарах благодати: от себя человек праведности не имеет, и она была дарована ему благодатью, но в силу собственного хотения (дарованное ему благодатью прежде) человек ее не удержал, и вновь праведность может получить только следующим, особым действием благодати. В ряде набросков Ансельм рассматривает волю -в специфических терминах «орудие» и «работа» или «употребление» этого «орудия», а также в связи с понятием «способности» (potestas). Появляется оно и в определении свободы - как ее род: «Свобода - способность сохранятьправильность воли ради самой этой правильности». Заканчивается диалог классификацией видов свободы.
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |