Читайте также:
|
|
Определяя ответственность как ценность, мы исходили из понимания, что:
- между осознанием личностью ответственности и ее реальным поведением существует прямая связь;
- ответственность выражает способности и возможности личности выступать в качестве субъекта своих действий (субъектная позиция – основная цель личностно - деятельностного подхода в образовании);
- ответственность как качество личности – это субъективные положительные отношения к людям, к обществу. К труду, к себе, (а это качество личности как гражданина);
- ответственность совпадает с понятием личного и общественного долга;
- понятие «ответственность» синонимично с понятием «совесть». Ответственность как совесть – одна из важнейших категорий духовного мира человека;
- целенаправленное формирование личной ответственности предполагает предупреждение и профилактику инфантилизма;
- способность нести ответственность – это главная составляющая социальной зрелости.
Критерии сформированности ответственности:
- наличие внутреннего контроля;
- достаточно сильно развитая рефлексивная позиция и стремление к самоанализу.
Быть свободным, самостоятельным -- значит быть ответственным. Более того, свобода и ответственность находятся в прямой зависимости: чем шире свобода, тем больше ответственность.
Эта связь и дала основание философам называть свободу не благом, а трудной участью человека.
В некоторых этических концепциях, а иногда и в нашем сознании связь между свободой и ответственностью разрывается: свобода относится к области прав личности, без нее невозможно счастье, а ответственность воспринимается как одна из нелегких и малоприятных обязанностей.
Нередко люди смешивают стремление к независимости с желанием избежать ответственности, а свой поступок оправдывают, объявляя его своим личным делом.
Вместе с тем не существует противоречий между свободой и ответственностью: существуют разные виды и разная мера ответственности.
Виды ответственности определяются тем, перед кем/чем и за что человек несет ответственность.
В этом смысле можно выделить:
*ответственность человека перед самим собой:
-я делаю выбор и в конечном итоге «выбираю себя», свою жизнь, свою судьбу и поэтому несу за нее ответственность;
-этот вид ответственности проявляется в наших сомнениях, чувствах вины, страха, сожаления, раскаяния и др.
*ответственность человека за свои конкретные действия и поступки перед другими людьми, особенно если затрагиваются их интересы; такая моральная ответственность (угрызения совести, боязнь общественного мнения) зачастую совпадает с правовой и административной ответственностью;
*ответственность человека перед миром и человечеством, проявляющаяся, пользуясь терминологией экзистенциализма, как забота о мире, вызванная тревогой о нем.
Это наиболее сложный вид ответственности, выражаемый обычно формулой «Я отвечаю за все».
Здесь не может быть ни административной, ни правовой ответственности, более того, эта ответственность может отрицаться и не осознаваться человеком.
Наиболее распространенным и общепринятым является второй вид ответственности -- он конкретнее, понятнее и привычнее.
Попытки внушить человеку ответственность первого и третьего вида часто вызывают негативную реакцию.
Быть ответственным -- значит уметь думать о других, о последствиях своих действий -- не будут ли они в ущерб другому. Основанием здесь выступает «золотое правило» нравственности.
Мера моральной ответственности у разных людей в различных ситуациях неодинакова. Зависит она прежде всего от самостоятельности совершаемого действия.
Однако наличие принуждения не снимает ответственности с человека. И если он совершает низкий поступок под принуждением, то все равно должен нести за него моральную ответственность.
Поэтому сфера моральной ответственности не совпадает со сферой личной безопасности: даже угроза смерти не может, например, оправдать предательство, совершенное ради спасения собственной жизни.
Моральная расплата за него -- презрение, осуждение, моральная изоляция, нравственное падение.
Мера ответственности зависит также от значимости совершаемого деяния для судеб других людей.
Так, в экстремальной ситуации, когда нужно немедленно принять решение, от которого может зависеть жизнь людей, мера ответственности намного выше, чем в обычное время.
Трагические последствия чернобыльской катастрофы в значительной степени результат безответственности людей, которые обязаны были в критический момент принять соответствующие решения, но побоялись, побоялись за свое благополучие и тем самым подвергли людей дополнительной опасности.
Мера ответственности определяется и масштабами принимаемых решений: она будет различной в зависимости от того, идет ли речь о судьбе отдельного предприятия или о судьбе государства (например, принятие решения о начале военных действий).
Мера ответственности определяется также влиятельностью, авторитетом, общественным положением или должностью личности, принимающей решения: ответственность президента страны намного выше, чем ответственность трамвайного диспетчера.
Вместе с тем моральная ответственность -- не придаток к должности или служебному положению.
Каким бы ответственным не было дело, порученное человеку, оно не способно автоматически наделить его чувством ответственности, ибо это особое качество личности: у одних людей развитое, у других находящееся в зачаточном состоянии.
КАНТ
____________________________________________________________________
Обозначая своеобразие своей этики, Кант писал:
«Все понимали, что человек своим долгом связан с законом, но не догадывались, что
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 42 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |