Читайте также: |
|
Существовании разум приходит в своей познавательной жажде, поскольку он
стремится найти последние основания знания:
«То, что необходимо побуждает нас выходить за пределы опыта и всех явлений, есть
безусловное»62
О мире вещей в себе мы знаем одно — он может быть мыслим только в
Качестве основания, безусловного условия мира явлений. Поэтому в отличие от
Чувственно воспринимаемого мира, являющегося чрезвычайно разнообразным,
он «остается всегда одним и тем же». Так как эта безусловность, свойство быть
Причиной причинности есть единственная известная нам характеристика мира
Вещей в себе, то он является одновременно миром свободы, ибо свобода и есть
Не что иное, как безусловность, произвольная причинность. Мир вещей в себе
Есть ноуменальный (от греч. поитепа, что означает мыслимый) мир. Он лежит
.
62 Кант И. Критика чистого разума // Указ. изд. М., 1964. Т. 3. С. 89. 120
По ту сторону мира явлений или феноменального (от греч. рhаinотепоп,
Означающего являющийся) мира и как первичный, безусловный мир
Представляет собой царство свободы. Та непроницаемая стена, которая
Отделяет мир явлений от мира вещей в себе, тот последний рубеж, достигнув
Которого разум исчерпывает свои возможности, есть таинство свободы.
Как существо чувственное, человек принадлежит миру явлений, включен
В поток времени, ничем в этом отношении не отличаясь от любой другой вещи.
Как существо разумное, он принадлежит умопостигаемому миру вещей в себе.
Человек подчинен необходимости — целиком и полностью, без какого-либо
Изъятия. Человек свободен — и опять-таки в полном и серьезном смысле этого
Понятия, ибо быть свободным неполностью, с изъятиями, нельзя. Кант считает,
Что свобода и необходимость существуют в разных отношениях, они нигде и
Никогда не пересекаются. Это две разные точки зрения на человека, две разные
Его ипостаси. Когда мы говорим о свободе человека, мы отвлекаемся от факта
Его причинной обусловленности. Когда мы говорим о причинной
Обусловленности человека, мы полностью отвлекаемся от факта его свободы.
«Понятие умопостигаемого мира есть, следовательно, только точка зрения, которую
разум вынужден принять вне явлений для того, чтобы мыслить себя практическим» (304).
Говоря иначе, существование особого ноуменального мира (мира вещей в
Себе, мира свободы) есть всего лишь постулат, который необходимо принять
Для того, чтобы ответить на вопрос, как возможна автономия воли, откуда
вытекает обязательность морального закона? Свобода и необходимость — два различных типа причинности. Кант
Дата добавления: 2015-04-20; просмотров: 20 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |