Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Ф-фия Античного мира, ее периодиз. и основные проблемы.

Читайте также:
  1. A)простые, синтетические, аналитические, основные
  2. I. Историко-философский анализ понятий «виртуальность» и «виртуальная реальность» с античного периода до XX века.
  3. I. Основные богословские положения
  4. I. Основные положения
  5. I. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
  6. I. Основные формы исследования ППО
  7. I. Основные характеристики финансовых активов
  8. II. Основные положения по организации практики
  9. II. Основные права и обязанности обучающихся
  10. II. Основные принципы и правила служебного поведения государственных служащих

Мн-во фил. учений и школ начинает складываться в VIIв. до н.э. Формируется под влиянием восточн. мифологии и фил. учений. Своим хар-ом, содерж. и направленностью отличается от них, т.к. явл. истор-ки 1ой попыткой сформировать рацион.картину мирозда-ния. В развитии 4осн.этапа:1.Досократовский(VII—VIвв. до н.э.);2.Классич.(V—IVвв.до н.э.);3.Эллинистич.(III-IIвв.до н.э.);4.Римский(Iв.дон.э.-529н.э.).1ые попытки фил.осмысления мира обнаруживаются уже у Гомера.В поисках мирового начала он выделяет 3 его первопричины:Нике-универсальная потенция всех состояний мира,Океаное-некое праморе и Тетис-жизн. сила. Причины возникновения мира пытается объяснить и Гесиод.Основой всего является Хаос,содержащий в себе всевозможные потенции.Из него возникли все сущие формы бытия:с одн.стор.-земля и жизн.сила,с др.-тьма и ночь.Эти правящие силы создали все остальные божества.Стремление ответи-ть на?,что же является основой мира, постепенно привело к возникновению фил. школ. Существовали 4 разные школы:1)Фалес, Анаксемандр, Анаксемен, Гераклит - Милетская 2) Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс - Элеаты. 3) Пифагор, Алкмеон-пифагорейцы.4)Демокрит,Левкипп-анатомисты.Все они были натуралисты.Материальное начало,кот.они брали за основу имело бож.сущ-ть.Фалес считал первоначалом воду(напр., питание всех вещей “влажно”). Анаксемандр-апейрон(безграничное,вечно движущееся,кот.опред-ся поср-вом воздей-я на него некой высшей субстанции (происхожд-е кот.не требует док-ств)).Анаксемен-воздух (вечный,подвижный.Сначала сгущаясь образует облака, затем воду,землю,камни и разрежаясь превращается в огонь).В его учении видна идея перехода кол-ва в кач-во. Гераклит-огонь(1ый подме-тил то,что мир находится в бесконечном изменении,движении,и отсюда вывод,что огонь наиболее подвижный,способный к изменению элемент бытия).Ксенофан-в своих поэмах критиковал антропоморфное понимание сущ-ти бога(приписывание ему чел.качеств и св-в.Прогресс этого был в том, что он 1ый понял, что бож-во-безразличная миру сущность, кот. не м.б.наделена св-ами, присущими тем, кто его пытается рассм-ть).Парменид-основа-тель онтологии(учение о бы-тие).Все его учения были в поэмах.Его учение было направлено против учения Гераклита о том,что бытие подвижно, изменчиво.Считал,что бытие конечно, непод-вижно.Все движение,кот.сущ-т-лишь иллюзорная види-мость.1ый встал на путь чистого рационализма,т.е. он говорил,что познать мир возможно только рацион.путем (путем умозаключений)и все чувственное относил к лож-ному.Отрицал сущ-ие небытия. Зенон-последователь Парменида.На доводы оппонентов, утверждавших, что мир подвижен и изменчив приводил“парадоксы”, ставившие в отриц. форме диалект.?? движения. Для него бытие непротиворечи-во. Пример “парадокса”:стрела,выпущен-ная в др.точ-ку пространства в каждый момент времени находится в состоянии покоя относительно какого-то участка пространтсва.В итоге сумма мн-ва состояний покоя может дать только покой, хотя визуально она изменила свое положение относительно начальной точки. Пифагорейцы пришли к выводу о том, что колич. отнош-я являются сущностью вещей. Считали первоосновой число. Пытались отобразить сущность мира с помощью геометр. фигур. Анатомисты считали, что все тела состоят из атомов(конечная неделимая единица).Атомы+пус-тота-основа всего сущего. Так,по своей природе атом неизменен,то и сущность всего неизменна.Поср-вом столкновения атомов возник весь мир.2столетия позже-Эпикур.Отрицал вмешательство богов в дела мира и исходил из при-зн-я вечности материи.Внес изменения в анатомизм: для объяснения возможности столкновения атомов вводит понятие внутр-е обусловленного откло-нения движение атома от прямой линии,что явилось основой более глуб.взгляда на соотнош-е необходимости и случайности.

 

7.Номинализм и реализм.Средневек. Ф.-ф-я западноев-роп феод общ-ва,развивавшаяся в эпоху от крушения Рим империи(5в.)до возникн-я ранних форм капит.общ-ва(14-15вв.).Падение ант рабовладе-льч.общ-ва сопровож-далось упадком ф-и.Ант.фил. наследие было ут-рачено и оставалось до 2пол 12в.неизвестным ученым Зап.Европы. Господств. идеологией ста-ла религиозная:в Передней Азии, Аравии и арабояз-ых странах-мусульманская,в Евро-пе- хр-ая в 2-х разновидностях (римский католицизм и византийское православие). Школа, просвещение перешли в руки церкви,догмы кот. лежали в основе всех представлений о природе,мире и челе.Развитие школ(светских и дух-ых),а с сер12в.и осн-е 1-ых универов(в Италии,Анг,Чехии,Фр)поставили пе-ред ф-ей задачу помочь церкви в фил-ом объяснении и даже обосновании догматов веры. Фил-ия на несколько веков стала “слугой богословия”.Роль эту она исполняла уже в дея-ти апологетов-защитников хр-ва против яз-ва, затем в соч.“отцов церкви”.Крупн.из них на Западе- Августин ввел в систему уч-й хр.ф-ии ряд идей неоплатонизма.Др.-для Запада-источником влияния нео-платонизма, приспособленного к задачам хр.идеологии, стали вост.неоплатоники,в их числе так называем.Лже Дионисий Ареопагит(5в.).Важн.роль в формировании ср.фил-ии сыграл Иоанн Скот,или Эригена.При объяс-нении догм веры перед средневек.фил-ми возникли слож.?? об отн-и единичного к общему и о реальности общего.В зависимости от способа их решения школьная ф-я,получившая название схоластики,выработала ряд точек зрения,осн.среди кот.стали вступившие в борьбу м/д собой уч-я реализма и номинализма.Реализм-направление в средневек схоластике,утверждавшее,что общие понятия(универсалии)имеют реальное сущ-е и предшествуюто сущ-ю ед.вещей.Реализм фактически продолжал линию Платона в решении? о соотн-ии понятия и объект.мира,общего и ед-го.Р.служил фил.ба-зой католицизма.Виднейшими его пред-лями были Кен-терберийский и Вильгельм из Шампо.К этому же направлению примыкал и Фома Аквинский.Против реализма вели борьбу пред-ли номинализма.Эта борьба была выражением борьбы 2-х тенденций в ф-и- материалой(номинализм)и идеалистической(реализм). Номинализм-направление в ср.фил-ии,считавшее общие понятия лишь именами ед-ых предметов.В противопо-ложность реализму номиналисты утверждали, что реально сущ-ют только отд.вещи с их индивид. кач-ми.Общие понятия, создаваемые нашим мышлением об этих вещах,не только не сущ-ют независимо от вещей, но даже не отражают их св-в и кач-в.Номинализм был связан с материал-ми тенденциями в признании первичности вещи и вторичности понятия. Однако,номиналисты не понимали,что общие понятия отражают реальные кач-ва объективно сущ-их вещей и что ед.вещи не отделены от общего, а содержат его в себе. Виднейшими номиналистами в 11-14вв.были Росцелин,Дунс,Скотт, Оккам.

 

10 Развитие естествознания и проблема метода в ф-фии Нового времени. Дилемма эмпиризма и рационализма (Ф. Бэкон, Р. Декарт). Развитие фил. мысли в Нов. время было тесно соп­ряжено с утверждением и развитием капитализма.Последний возник в регионе,очерченном географией основных процессов, связанных с его генезисом.Итал.Возр-е,герман­ская Рефор-я,революции в Нидерландах, Анг.,Фр.вступали,как инструменты в оркестре,дополняя друг друга и сливаясь в одну общую симфонию.В ожесточенной борьбе были сломлены мощь феод.двор-ва и дух. диктатура церкви,расчище­ны пути для невиданного доселе развития промыш-сти и торговли.Европ.чел постепенно освобождается от средне­век.связанности,вследствие чего рождаются его субъекти­визм и индивидуализм.К сущностным явлениям Нов.време­ни,по справедливому замечанию нем.ф-фа Хайдеггера,принадлежат также наука,машинная техника и ис­кусство,к-ое выдвигается в горизонт эстетики.Чел.дея-сть понимается в целом как культура.Ускоряющееся развитие буржуазных отн-й предъяв­ляло новые требования к отд.наукам и к методологии.Именно в данный период возникает "наука Нов.времени", т.е. наука в собственном смысле этого слова.В16-17вв.выделяется в самостоятельную науч.дисциплину астрономия,в 17-18-физика,химия, био­логия и др.В 17-18вв.появляется плеяда видных ученых и мыс­лителей,сыгравших огромную роль в борьбе с религ.схоластикой,в разработке науч.и фил.проблем.Особое место среди них принадлежит Ньютону,от­крытия к-ого произвели подлинную революцию.Его трудами был заложен фундамент механ.картины мира и механис­т.мировоззрения.Содержание науч.метода Ньютона составили принципы(осн.понятия и з-ны),устанавлива­емые на основе опыта путем индукции.Цель этого метода-про­тивопоставление достоверного естественнонауч.зн-я домыслам натурфил.хар-ра.Знаменитый девиз уче­ного "гипотез не измышляю" стал лозунгом такого противостоя­ния. В эпоху Нового вр. сформир.: 1) философско-методолгич. прогр. Эмпиризма (Ф. Бэкон). Бэкон считал, что следует задавать вопросы самой природе, руковод. научным методом, чтобы построить «в человеч. поним. истинный образ мира» В основе научного исследования лежит опыт как лечшее из всех док-в, поэтому теория полностью зависит от него. Методология научного поиска основывается на эмпирико-индуктивном методе исследования. объективно-истинные знания, лишенные субъективных примесей, возможны лишь в процессе очищения сознания от заблужд. чувств и заблужд разума. Эмпиризм развивался в концепциях Дж. Локка, Дж. Беркли и Д. Юма. 2) философско-методолгич. прогр. рационализма (Р. Декарт). Цель философств. Декарт видит в познании истины, основание которой находится в самодостоверности «Я», т. е. критерий истинности находится в сознании. Субъект познания может сомневаться в существовании всего сущего, но он не может усомниться в существовании своего собственного мышления. Единств., что несомненно, это то, что мы мыслим: «Cogito ergo sum» (Я мыслю – след., я существую). Принцип методич. сомнения и поиск универсального метода и ф-фии и науки – важные составл. дедуктивно-рациональной методологии Декарта. Согл. ей, чувственный опыт не явл. источником познания, познават. деят-ть организ. в соотвеств. с универс. предпосылками – «врожденными идеями», новое знание выводится дедуктивным путем.

 




Дата добавления: 2015-01-30; просмотров: 23 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== 1 ==> | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав