Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Тема 17. Конструктивный технический орнамент XX столетия

Читайте также:
  1. I. Визначення поняття орнамент.
  2. III. Рапортний орнамент
  3. Анімалістичні орнаментальні мотиви.
  4. АРАБСКИЙ ОРНАМЕНТ
  5. АССИРО-ВАВИЛОНСКИЙ ОРНАМЕНТ
  6. В) Технический аспект исследований
  7. Ветхий Израиль столетиями был единственным благословенным светильником человечеству – избранным сосудом Божиим, надежную защиту которого Бог вверил Моисееву Закону.
  8. Виды и значение казахского орнамента.
  9. Виды орнамента
  10. Виды орнаментальных композиций

Завершая обзор истории орнаментальных стилей, нельзя оставить без внимания еще один период в развитии орнаментального искусства. Появление орнамента конструктивного и орнамента технического находится в непрерывной связи с теми изменениями, которые произошли в XX столетии во всех сферах жизни человеческого общества.

Перемены, наступившие в культурной жизни России, вызванные Октябрьской революцией, нашли свое отражение и в декоративном искусстве. В начале 1920-х гг. был очень популярен лозунг «Художник - в производство!», суть которого заключалась в необходимости преодолеть старый быт, изменить «буржуазные» и «мещанские» вкусы. А поскольку традиционный цветочный орнамент казался художникам провозвестником враждебного быта, перед ними встала задача найти новые орнаментальные формы, соответствующие духу времени.

На смену классическим орнаментам приходит новый, в котором декоративное использование поверхности сменилось конструктивным построением из цветных пятен.

Основу такого орнамента составляли четкие, простые геометрические элементы, навеянные абстрактной живописью. Нашедший свое наиболее яркое воплощение в искусстве текстиля, этот узор, бесконечно продолженный в любую сторону, равномерно и ритмично заполняющий орнаментируемую поверхность, создавал ощущение четкой конструкции. В нем господствуют прямые, параллельные и пересекающиеся, иногда ломаные полосы, создающие систему резких остроугольных зигзагов.

Часто такой узор дополняется окружностями, квадратами, треугольниками, образующими жесткую конструкцию с разнообразно закомпонованными линиями.

Для большинства конструктивистских орнаментальных композиций характерно почти полное отсутствие фона; их отличают лаконичность цветовых контрастов и жесткая четкость ритмов.

Почти параллельно с работами художников-конструктивистов появились изображения, в основе которых лежал определенный сюжет. В отличие от конструктивистских, именуемых в литературе того времени «абстрактными», или «геометрическими», эта разновидность узоров получила название тематических и агитационных. В 1927 -1931 гг. такие орнаменты стали преобладающими.

В то время технику считали знаменем эпохи, а потому совершенно уместным и своевременным было появление орнамента, составленного из изображений шестеренок, пропеллеров, электрических лампочек, тракторов и фабричных труб. По ироничному выражению одного из критиков, «заменяя розу трактором», технические формы в этом орнаменте становились символами прогресса.

Век тематического орнамента, как и конструктивистского, был недолог, поскольку художникам трудно было органически соединять сложную тему с законами орнамента, подчинять развернутый сюжет и пропагандистско-идеологические задачи декоративной природе орнаментального искусства.

Однако несмотря на ряд существенных недостатков, этот период в развитии орнамента следует рассматривать как попытку создать не имеющий аналогий новый советский стиль и через него воплотить основные черты эпохи.




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 41 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Тема 9. Культурная идентичность и художественные особенности византийского орнамента | Тема 10. Культурная идентичность и эстетические особенности древнерусского орнамента | Тема 11. Особенности орнамента раннего средневековья | Тема 12. Орнамент эпохи возрождения | Тема 13. Орнамент барокко и его эстетические характеристики. Стилистические особенности орнамента рококо. | Тема 14. Эстетические особенности орнамента классицизма | Тема 15. Эстетические особенности орнамента стиля ампир |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав