Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Классификация слов-цветообозначений в «Затесях» В. П. Астафьева

Читайте также:
  1. FAB-классификация острых лейкозов
  2. II. Типологии характера, их классификация
  3. А19.Классификация химических реакций в неорганической и органической химии
  4. Активные операции коммерческого банка и их классификация.
  5. Альтернативная классификация гостиниц
  6. Билет №30.Механические св-ва металлов. Классификация сталей.
  7. Биологические следы: классификация, обнаружение, изъятие и использование в раскрытии преступлений.
  8. Бренд как инструмент маркетинга. Классификация и модели брендов
  9. Бухгалтерский баланс, классификация балансов
  10. В отечественной практике принята классификация, предложенная Стражеско и Василенко.

«...Название таёжных мет врубилось в мою память так прочно и так надолго, что по сию пору, когда вспомню поход «по метам», у меня сердце начинает работать с перебоями, биться судорожно…» — пишет В. П. Астафьев в первом рассказе «Затесей» — «Поход по метам». Это своеобразное предисловие ко всей книге, которое помогает читателям с первых же строк погрузиться в разноцветный художественный мир писателя. В каждой строке обозначены основные творческие устремления В. П. Астафьева, «размышления о жизни, назначении человека на земле и в обществе, о народном русском характере» []. В писателе живёт необыкновенное ощущение цельности, взаимосвязанности всего живого на земле, настоящего и будущего, сегодняшнего и завтрашнего. Он всегда выступает с позиции добра. Его «Затеси» вызывают восхищение. Богатство красок, размах, буйство и удаль языка, дар реалистического описания создают высшую достоверность.

Анализ «Затесей» показывает, что источником цветообозначений для В. П. Астафьева являются три тематические группы «Человек», «Явления и предметы природного мира», «Отвлеченные понятия».

Самой обширной оказалась тематическая группа «Явления и предметы природного мира», в ней представлено широкое разнообразие цветовых оттенков и насчитывается 157 слов-цветообозначений (42%) из 375 охваченных нашим исследованием. Это связано с любовью и интересом В.П. Астафьева к природе родного края, вниманием к её особенностям, в том числе и в области цвета. Но все-таки в этой тематической группе наблюдаются определённые цветовые предпочтения. Так как в лирических миниатюрах действие происходит как летом, так и зимой, автор широко использует как белый, так и зелёный цвет как возрождение жизни, символ белизны, чистоты и лиственная одежда всего растительного царства:

- «Белые стволы берёз пестрели…» («Родные березы»)

- «В листьях этих зажато по пяти белых цветочков» («Марьины коренья»)

- «Зеленые ладошки кувшинок».

Так же в данной тематической группе автор широко использует жёлтый и рыжий цвета, что связано с описанием осени:

- «Эти желтые цветы на Урале и в Подмосковье называют купавами, а в Сибири - жарками, потому что в Сибири они огненно - яркого цвета» ( «Ах, ты ноченька»);

- «жёлтая хвойная опадь с лиственниц» («Мелодия»);

Часто используется черный цвет при описании картин приближающейся грозы, умирания природы:

- «Я вырос на кромке енисейского берега, черной нахмуренной бровью вдавшегося в реку…» («Змей»);

- «Перестали цвести и рожать черемуха, обуглились, почернели ее ветви и стволы; не полыхают белые цветы – они вытоптаны или вырваны с корнем» («Хвостик»);

- «Чёрная, обнажённая в полях земля под горою» («Мелодия»).

В таматической группе «Человек» насчитывается 133 слова-цветообозначения (35%) и не наблюдается цветовых предпочтений, кроме черного цвета, который часто имеет негативное наполнение:

- болезни, тяжелой доли («… одежда на ней того же цвета, что и земля, - серовато–черная, с разводами выступившей на ней соли» («Паруня»);

- несчастья, скорби, порчи («Глянешь в пустой черный ствол дерева… кто-то убегает вглубь ствола, в темень – от страшного человеческого глаза» («Гнездышки»);

- символа горя, печали («Бабушка строга, почти сурова, всегда одета в черное – на ней вечный траур по мужу, по сыновьям и родным…» («Просьба пионерки»));

- страха («Грозный дядька, явившийся из тьмы, и сам, как тьма черный», «тяжело и долго ставил меня на ноги тот, черный и «страшный» - доктор Иван Иванович Сабельников» («Запоздалое спасибо»).

Белый цвет активно используется в данной тематической группе при описании внешности героев. С особой, любовной интонацией автор использует белый цвет при описании детей:

- «Беленькая, вся какая-то вроде бы насквозь пропитанная светом»;

- «Я дотронулся до беленьких, в косу заплетённых, мягких волос девочки» (о маленькой племяннице Капе). При описании взрослых белый цвет – это чаще всего или седой:

- «В нимбе седых, архангеловых вихров» (об Абросимове), или сниженный белобрысый:

- «Ведал лечебным заведением молодой белобрысый парень» (о фельдшере).

Реже в этой тематической группе В. П. Астафьев использует жёлтый и серый цвета, которые выражают слабость, болезненность, упадок в его героях:

- «лицо впрожелть от нездоровой печени или желудка» (о Мише);

- «Что папа умирал, было достаточно одного взгляда – сделался весь жёлтый, почти коричневый»;

- «бельё присыхало к сплошь поражённому телу, из-под серых пластушин выдавливалась нездоровая кровь» (об отце).

В тематической группе «Отвлечённые понятия» насчитывается 85 слов-цветообозначений (23%). Цвет в данной группе не выполняет свою прямую функцию, а используется в переносном значении, для передачи оттенка настроения, эмоционального видения мира и является показателем психологического состояния писателя и его героев:

- «Я наполнялся чёрным гневом», «чувствую, какой я ещё зелёный»; «вытаращив жёлтым страхом налитые глаза».

Таким образом, исследование цветописи в «Затесях» В. П. Астафьева показало, что цветообозначения используются писателем не только для точного определения цвета предмета, но и в переносном, метафорическом значении, являясь образным средством художественной выразительности,
обозначающим разнообразные реалии мира, принадлежащие к трем основным тематическим группам «Человек», «Явления и предметы природного мира», «Отвлеченные понятия», так как они отражают все области действительности как вещественной, так и связанной с отвлеченными объектами [].

 

 

 

Заключение

Итак, цветопись как способ передачи национального мировидения в художественном произведении обогащает культурный опыт человека, расширяет знания его о мире.

Слова-цветообозначения являются носителем индивидуально-авторского видения, представляют мир во всем его многообразии.

В данной работе выделены две основные функции цвета в художественном произведении, показывая мир во всем его многообразии; раскрыто значение цвета в применении к человеку и природе в цикле рассказов В. П. Астафьева «Затеси», Цветопись у В. П. Астафьева не только передает буйство красок в изображаемой ситуации, но и раскрывает ценность человека в мироздании. Представлена классификация слов-цветообозначений в «Затесях» В. П. Астафьева как компонента авторской картины мира, отражающего присущее только автору восприятие действительности.

Определено значение цветописи в литературном творчестве – быть показателем усиления авторской выразительности, увеличения образно-смысловой глубины речи.

Таким образом, использование слов-цветообозначений в «Затесях» В. П. Астафьева имеет огромное значение для понимания эволюции творчества писателя, подготавливает читателя к восприятию художественного текста, так как цветопись придает речи особую выразительность, эмоциональность.

 

 

Список литературы

1. Астафьев, В. П. Гусь пролетный /В. П. Астафьев. – Иркутск. – 2007. – 427с.

2. Астафьев, В. П. Рассказы /В. П. Астафьев. – М. – 2003. – 613 с.

3. Астафьев, В. П. Затеси / В. П. Астафьев. – Красноярск. – 2003. – 687 с.

4. Астафьев, В. П. Повести. Рассказы/ Астафьев, В. П. – М. – 2007. – 510 с.

5. Курбатов, В. Я. Миг и вечность /В. Я. Курбатов. – Красноярск. – 1983. – 168 с.

6. Литературный энциклопедический словарь. / Под ред. М. В. Кожевникова и П. А. Николаева. М. – 1987. – 345 с.

7. Литература и искусство: Универсальная энциклопедия школьника. /Сост. А. А. Воротников. Минск. – 1995. – 167 с.

8. Словарь литературоведческих терминов. / Под ред. Л. И. Тимофеева/ – М. – 1974. – 215 с.

9. Справочник школьника по литературе./ Под ред. Н. Г. Быковой/ – М. – 1999. – 574 с.

10. Яновский, Н. Н. Виктор Астафьев. Очерк творчества/Н. Н. Яновский. – М. Советский писатель. – 1982. – 272 с.

 

Приложение 1. Классификация слов-цветообозначений в «Затесях» В. П. Астафьева

         
 
 
   


 

       
   

 


 


 




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 32 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Глава 2. Роль и значение цветописи в произведениях В. П. Астафьева| ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.008 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав