Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Натурфилософия: основные этапы развития.

Читайте также:
  1. Cхемы вязания спицами для начинающих: основные узоры и схемы
  2. I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ.
  3. II О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины 1 страница
  4. II О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины 2 страница
  5. II О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины 3 страница
  6. II О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины 4 страница
  7. II О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины 5 страница
  8. II О чем рассказывают мертвые, или этапы развития судебной медицины 6 страница
  9. II. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ
  10. II. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ПОЛОЖЕНИЯ ТЕМЫ

Натурфилософия (природа и философия) - философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в ее целостности, опирающееся на понятия, выработанные естествознанием. Границы между естествознанием и натурфилософией, и ее место в философии исторически менялись. Наиболее значительную роль натурфилософия играла в древности. Она обычно именовалась физикой и физиологией, то есть учение о природе. Фактически натурфилософия явилась первичной исторической формой философии. Стихийно-материалистические тенденции древнейшей философской мысли, стремившейся к вытеснению мифологии и к замене ее понятиями общечеловеческого опыта и естествознания, приобрели форму натурфилософии. Древнегреческие натурфилософы выдвинули ряд гипотез, сыгравших значительную роль в истории науки. Так, в истории философии и науки важное место занимает атомистическая гипотеза. В эллинистическо-римский из натурфилософии выделяется ряд научных дисциплин, однако, поскольку уровень опытно-математического исследования природы был крайне ограничен, натурфилософия, продолжала оставаться основной формой теоретического осмысления природы. В средние века, когда философия должна была обосновывать теоцентрические представления, натурфилософия почти исчезает с философского горизонта, лишь отдельные элементы античной натурфилософии были приспособлены к креационистским (креационизм - сотворение стр 63 биологическая концепция, трактующая многообразие форм органического мира как акт божественного творения) представлениям христианской, мусульманской и иудейской теологии. Например, восходящая к неоплатонизму метафизика света у христианских теологов 13-14 вв., элементы перипатетической натурфилософии и космологии у Фомы Аквинского. Бурный рост интереса к природе - в философии эпохи Возрождения нашел свое выражение в новом расцвете натурфилософии, связанной с именами Бруно, Телезио, Кампанеллы, Кардано, Парацельса, Патрици. Возващение к натурфилософии обусловлено развитием производства и науки. Изобретение книгопечатания, компаса, самопрялки, парохода, доменно-металлургического процесса, возобновление интереса к астрономии, физике, анатомии, физиологии, развитие экспериментального естествознания - все это расширяло человеческий кругозор, укрепляло власть над природой. Итак, философия в эпоху Возрождения воспринималась, прежде всего, как натурфилософия, философия природы. Натурфилософия развивалась на основе пантеизма (все есть бог), динамизма (взгляд на мир и природу, согласно которому вся действительность выступает игра сил или движений) и гилозаизма (рассматривает материю как живую). Особенно широко был использован принцип тождества микрон макрокосмоса. С одной стороны, это привело к злоупотреблению примитивной аналогией между природой и человеческим организмом и к появлению многих фантастических утверждений. С другой же оно усилило принцип целостного природы и порождало ряд глубоких диалектических положений (например, учение о борьбе противоположных начал как источнике изменения. Однако сравнительно неразвитый уровень естествознания обусловил то, что понимание этих связей носило во многом фантастический характер. Оно включало, например, астрологические суеверия. Страстное стремление к овладению силами природы породило увлечение магией, алхимией, каббалистической и пифагорейской мистикой чисел и т.п.).

 

В 17 -18 веках в эпоху бурного прогресса экспериментально - математического и механистического естествознания, когда возобладали аналитические методы и метафизический способ рассмотрения природы, натурфилософия отступает на второй план. В немецкой класс ической философии натурфилософия снова выдвигается в качестве одной из основных философских дисциплин, особенно у Шеллинга, пытавшегося объективно-идеалистически обощить достижения современного ему естествознания. Это был конструктивно-умозрительный период натурфилософии. На идеалистической и телеологической основе Шеллинг выдвигает диалектические идеи о полярности как принципе дифференциации первоначального единства природы и о том, что высшие формы представляют собой как бы возведение в степень более низших. Натурфилософия романтизма (Окен) была хотя и ближе к фактам, но менее плодотворна в отношении выработки понятий, близко к ней стояли Гегель и Шопенгауэр. Исследованиями в сфере органического специально занимались Гете и Карус, стремясь создать натурфилософию, наглядно охватывающую жизненные и полные сил формы. Все большие успехи естественных наук и связанное с этим растущее забвение спекулятивной натурфилософии идеализма и романтизма привели в 19 в. к тому, что натурфилософия скатилась к материализму наконец она исчезла почти полностью. Материалистическую натурфилософию использовал в своих аргументациях марксизм. К началу 20 века в связи с обращением европейской мысли к метафизике возникла новая натурфилософия. Вильгель Оствальд создал натурфилософию неорганического (Энергетизм); Рейнке, Дриш, Паладьи - органического (Витализм). Первая с этого времени стала господствующей, особенно под влиянием интереса, вызванного теорией относительности; при этом натурфилософия принимает все более абстрактную форму.

 




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 82 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Теория отчуждения и социальная философия марксизма. | Философия всеединства В. Соловьёва и её влияние на философию 20 века. | Философские идеи в русской литературе (Ф. Достоевский, Л. Толстой). | Философия русского анархизма (М. Бакунин, П. Кропоткин). | Философия русского космизма. | Философия свободы и творчества Н. Бердяева. | Космоцентризм философия Античности. | Теоцентризм философии Средневековья. | Французский материализм. | Немецкая классическая философия. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.006 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав