Читайте также:
|
|
Великобритания являлась наиболее экономически развитой страной в первой половине XIX в., а также крупнейшей колониальной державой. Несмотря на последствия наполеоновских войн, развитие промышленности, экономической науки (Д. Риккардо), философии (Р. Оуэн) и естествознания (Ч. Дарвин) вывело британскую науку на передовые рубежи и способствовало росту книгопечатания.
Крупными издательскими центрами в это время оставались Лондон, Эдинбург, Бристоль, Глазго. Продолжали действовать старые и возникали новые «семейные» издательства. К середине столетия появились издательские компании и акционерные общества. Для Великобритании также характерно начало отделения издательского дела от типографской промышленности.
Среди семейных издательств можно упомянуть издательство «Лонгмэн», где печатались поэты «озерной школы», а также первые произведения В. Скотта, Дж. Байрона, Т. Мура. В начале XIX в. одним из крупных было издательство «Муррей», выпускавшее исторические, литературоведческие сочинения, художественную литературу, переводные произведения (например, романы мадам де Сталь), иллюстрированные книги о путешествиях, учебники и справочники. В 30-е гг. XIX в. начало работу издательство «Чапмен и Холл»; первым его изданием был сборник очерков молодого Ч. Диккенса; позже «Чапмен и Холл» стало его постоянным издательством.
Самое старое из существующих ныне издательств «Макмиллан» («MсMillan») было основано братьями Александром и Даниэлем Макмилланами в 1843 г. в Лондоне, в 1869 г. открылся его филиал в США.
Предприятие начало свою деятельность с издания книг по геологии и математике, позже в состав репертуара вошла художественная литература. В итоге «Макмиллан» превратилось в универсальное издательство, рассчитанное на все категории читателей; по форме собственности оно являлось акционерным обществом. В результате поглощения ряда издательских фирм (в том числе крупнейшего канадского предприятия «Кроуэлл – Кольер») оно стало практически межнациональной корпорацией.
Следует отметить также издательство Уильяма Пикеринга (1796–1854), выпускавшего произведения как классиков, так и современных писателей в прекрасном полиграфическом исполнении. Пикеринг употреблял издательскую марку Альдов – дельфин и якорь. В Великобритании также имело место движение за издание «дешевых книг».
Так, Чарльз Найт был известен как издатель дешевых книг; особым успехом пользовалась его «шиллинговая серия». Он издавал также художественную, энциклопедическую литературу. Найт и сам был писателем; известны его книги «Полчаса с лучшими авторами», «Тени старых книготорговцев».
Великобритания. Время правления королевы Виктории (1837–1901) являлось довольно благоприятным для развития экономики страны; темп развития начинает снижаться лишь к 1870-м гг. Происходят изменения в колониальной политике: в 1887 г. наиболее экономически развитым колониям был предоставлен статус доминионов, которые стали членами Британского содружества наций (в него вошли, в частности, Канада, Австралия, Индия, Новая Зеландия и др.). Для рассматриваемого периода характерно также развитие науки и образования.
Во второй половине столетия в Великобритании возникает ряд крупных книгоиздательских фирм («Хатчинсон», «Хейнеман» и др.). Появляются издательства, возглавляемые крупными художниками создание шедевров оформления книги. Их продукция была очень дорога, но сыграла свою роль в создании эстетики книги.
Уильям Моррис, художник и писатель, основал типографию в 1891 г. в Кельмскотте, недалеко от Лондона. Он поставил своей задачей создание книжных шедевров, ориентируясь при этом в плане оформления книги на ксилографию XVI в. Его издания были богато орнаментированы, шрифты стилистически близки к рамкам, обрамляющим текст. Всего Моррис выпустил 53 издания; наиболее известны из них «Золотая легенда» и «Рассказы о Трое». «Кентерберийские рассказы» Дж. Чосера, изданные Моррисом, считаются одной из самых прекрасных книг за всю историю книгопечатания.
В техническом плане Моррис и его коллеги стремились подражать средневековой цеховой организации и соответствующим технологиям, что существенно удорожало их издания. Искусство, с точки зрения Морриса, представляло собой «выражение человеческой радости в труде». Взгляды и работы У. Морриса нашли последователей в плане возрождения высокого искусства книги уже в начале XX в. Моррис также являлся одним из первых английских социалистов и входил в число основателей Социалистической лиги.
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 75 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |