Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Западная философия XX века

Читайте также:
  1. Quot;Восточная" и "западная" модели человека.
  2. Абай философиясындағы Алла және адам болмысы мәселелерін сипаттаныз?
  3. Адам санасы мен рухани дүниесі туралы философиялық,діни және ғылыми талдау жасаңыз.
  4. Адам философиясы,өмірдің мәнін ашыңыз
  5. Азақ философиясының қалыптасу ерекшелігін талдаңыз.
  6. Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.
  7. В) Философия в психопатологии
  8. Вопрос 28. Немецкая классическая философия. Общая характеристика
  9. Вопрос 37. Философия человека Ф.М.Достоевского.
  10. Глава 1. История и философия

Цель изучения темы: сформировать представление о содержательном разнообразии современной западной философии.

Основные вопросы: оценка духовной ситуации времени, кризиса культуры и наследия классической философии ведущими мыслителями XX столетия. Основные тенденции, направления, проблемы и перспективы современной западной философии.

 

Поиск новых интенций, установок сознания, форм и стилей мышления, стратегий и направлений современной философии осуществлялся на фоне великих научных открытий, а также социальных и политических потрясений трагического XX века (две мировые войны, противостояние государственных идеологий, холодная война, гонка вооружений, тоталитаризм, технократизм, глобализация и проч.). Человечество оказалось заложником собственных изобретений. Кризис культуры - результат развития ее самой. Оценка духовной ситуации этого времени, кризиса культуры и ценностных ориентиров, споры о метафизике, современная критика разума и проч. занимали важное место в философской мысли XX века: «Закат Европы» (О. Шпенглер); «Кризис европейской культуры» (М. Вебер); «Кризис европейских наук» (Э. Гуссерль), «Духовная ситуация времени» (К. Ясперс); «Преодоление метафизики» (М. Хайдеггер); «Страх в XX веке» (Э. Мунье), «Ситуация постмодерна» (Ж.Ф. Лиотар) и др. Как говорил М. Бубер, суть кризиса одна, а проявления различны: кризис человека, веры, рационализма и проч. Все эти вопросы становятся общей темой для представителей самых разных направлений: современной философии жизни (О. Шпенглер, А. Бергсон), прагматизма (Н.Гудмен, У.Куайн, Р.Рорти), марксизма (А. Грамши, Д. Лукач, Л. Альтюссер), феноменологии (Э. Гуссерль), философской антропологии (М. Шелер, М. Бубер и др.), экзистенциализма (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж-П. Сартр, А. Камю, Г.Марсель, Унамуно, Х. Ортега-и-Гассет,), персонализма (Э Мунье, Ж. Лакруа), герменевтики (М. Хайдеггер, Х.-Г. Гадамер, П. Рикёр, К.О. Апель), аналитической философии (Б. Рассел, Дж.Э. Мур, Л. Витгенштейн),структурализма (Ф. Де Соссюр, С. К. Леви-Стросс, М. Фуко, Ж. Лакан, Р. Барт), постмодернизма (поздний Фуко, поздний Р. Барт, поздний Лакан, Ж. Деррида, Ф. Гваттари, Ж. Делёз, Ж.Бодрийяр, Ж. Батай), неотомизма (М. Маритен).

В контексте осмысления опыта тоталитаризма, кризиса, «заката» Европы, опыта «предела» особую актуальность приобретают проблемы смысла истории, свободы, нравственного выбора, ответственности, насилия и ненасилия в общественной жизни, диалога, коммуникации, толерантности, культуры границ. Разные оценки научно-технического прогресса имели своим результатом технократические и антитехнократические утопии. Предложен целый ряд теорий мировых цивилизаций (М. Вебер, Э. Дюркгейм, А. Тойнби и др.). В современной философии ярко выражен исторический подход в исследовании тенденций и логики развития философии и науки (постпозитивизм). Подчеркивается исторический характер культуры, общественной жизни, вводится понятие «осевого времени культуры» (К. Ясперс) и т.д.

В горизонте времени рассматривается проблема смысла бытия, восстанавливается авторитет традиции (пред-расудков, пред-понимания). Здесь стоит обратить особое внимание на фундаментальный труд М. Хайдеггера «Бытие и время», опубликованный в 1927 году и посвященный Э. Гуссерлю. Основной пункт герменевтической традиции– временная дистанция, которая отделяет нас от предмета нашего понимания. Мы находимся внутри социально-исторического опыта, который нас продуктивно ограничивает. В герменевтике – это принципиальный момент. Такое переосмысливающее чтение снимало классическую «жесткость» границ между онтологией, гносеологией, аксиологией и антропологией. Лишь в горизонте времени бытие становится понятным. Бытие и есть время, а понимание – фундаментальный способ бытия человека. В этом состояла хайдеггеровская «революция» в понимании онтологической проблематики.

Новая постановка проблемы человека – существование «человека в мире». Это - основная тема экзистенциальной философии, которая видела свою задачу в том, чтобы в изменившемся мире, в изменившейся ситуации (Ясперс: «пограничной»; Камю: «абсурдной») наполнить человеческое существование новым смыслом. Именно эта философия дает разнообразие онтологических проектов, поднимает проблему подлинного и неподлинного бытия, подлинной коммуникации, свободы перед лицом смерти, онтологической тайны и др.

Та же проблема - специфика бытия человека в мире – обсуждается в религиозной философии католической традиции (К. Ранер, Дитрихфон Гильдебранд, Г. Марсель, Ж. Маритен) и протестантской традиции (К. Барт, П. Тиллих, Р. Бультман, Д. Бонхоффер). Неотомизм - официальная философская доктрина католической церкви, эклектически соединившая основные элементы учения Ф. Аквинского (принцип гармонии веры и разума и др.) с отдельными положениями идеалистических систем XYIII-XIX вв. и современного философского идеализма.

Фактор времени объясняет новые интерпретации духовного наследия классической философии. Декарт, Кант, Гегель, Маркс и др. занимают прочное место в философской мысли не только начала, но и конца XX века. Сложившиеся в классической науке и философии традиции, парадигмы сознания и познания подвергаются критике в контексте современной ситуации, с учетом того самого фактора времени. В самой этой критике следует учитывать два момента: во-первых, неисчерпанный до конца эвристический потенциал классической философии, в которой ведущие мыслители XX века черпали идейные истоки для своей новой философии. Во-вторых, конструктивный характер самой критики, желание освободиться от груза устаревших традиций, поставив перед философией новые цели и задачи в контексте изменившейся современной ситуации.

А Бергсон, например, критикует механицизм в биологии и выдвигает идею «творческой эволюции», создает проект виталистической «онтологии» и философии истории. Вторая волна позитивизма связана с ситуацией кризиса механико-материалистического обоснования физики: у Э. Маха критике подвергаются основные понятия классической механики, у Р. Авенариуса - метафизический материализм.

Эдмунд Гуссерль(1859-1938)– основатель феноменологии, которая была задумана как философское учение, стремящееся очистить сознание от установок, выявить изначальные основы познания, человеческого существования и культуры. В поздних работах он проявляет интерес к проблемам «жизненного мира», «интерсубъективности», «горизонта», кризиса «европейского человечества» и «европейских наук». Именно эти идеи позднего Гуссерля стали причиной изменения в концепции феноменологии, появления новых направлений ее развития, ее влияния на экзистенциализм, герменевтику и др. (М. Хайдеггер, М. Шелер, Ж.-П. Сартр, М. Мерло-Понти, П. Рикёр, К. Ясперс, Э. Левинас и др.).

М. Хайдеггер водит понятие «картина мира», связывая его с философией Нового времени, с характерным для нее субъектно-объектным видением мира. Именно эту гносеологическую парадигму, «теоретическую установку» он подвергает жесткой критике. Г. Марсель – говорит о гносеологической ограниченности картезианского cogito. М. Фуко – о необходимости «четырехкратного сдвига» кантовского вопроса (см. ниже). С картезианского «Cogito ergo sum», провозглашенного в 1637 году, началась эра естественных наук. Почти двести лет спустя, с выхода в свет «Курса позитивной философии» О. Конта в 1830 году, начинается расцвет общественных наук, которые тоже взяли на вооружение картезианский метод. Парадоксальность этой ситуации не могла не привлечь к себе внимания, а ее осознание в конце XIX – начале XX вв. имело своим следствием обоснование «наук о духе», разработка методологии исторического, гуманитарного познания, специфику которой многие связывали с живыми формами человеческой речи, языка (Г. Риккерт, В. Дильтей, О. Розеншток-Хюсси, позднее – М. Фуко, Ж. Деррида и др.). Математический, объективный метод Декарта в сфере гуманитарных наук обнаружил свою ограниченность.

Современная философия в отличие от классической философии не обладает универсальным, системным характером, поэтому ее сложно классифицировать. Близость тематики экзистенциализма, персонализма и философской антропологии затрудняет проведение между ними четко установленной границы, поэтому существует мнение рассматривать их как варианты экзистенциальной философии. Сами философы оспаривали данные им характеристики и не всегда принимали точку зрения тех, кто называл себя их последователями. Всякий великий философ всегда шире рамок философского направления, к которому его относят. Поэтому, наряду со знанием доминирующей тенденции в существующих интерпретациях его философии, не следует исключать возможность других подходов. Из числа тех, кого причисляют к структуралистам, только Клод Леви-Стросс сам называл себя структуралистом. Поспешное приклеивание ярлыка «религиозных и даже еврейских мыслителей» Розенцвейгу и Буберу, отмечал К. Гарднер, имело своим следствием «сравнительно малое влияние на академическую науку». Чтобы избежать «навешивания ярлыков», необходимы обращение к первоисточникам и попытка их собственной интерпретации, для этого и предлагается большой список литературы, в котором представлены основные произведения ведущих мыслителей XX столетия.

Творческая мысль великих философов эволюционирует под влиянием многих факторов, среди которых фактор времени является основным. «Ранний» и «поздний» Гуссерль, Хайдеггер, Витгенштейн, Фуко и др. - такое деление, конечно же, является условным, как в ряде случаев условным является и приписывание их к какому-то одному направлению. М. Хайдеггер, например, синтезировал в своем творчестве идеи феноменологии, экзистенциализма и герменевтики. Ж.-П. Сартр – феноменологии, экзистенциализма и марксизма. П. Рикёр ставил перед собой задачу «прививки герменевтики к феноменологии». Немецкий философ Апель Карл Отто соединил идеи трансцендентальной философии, феноменологии, герменевтики, аналитической философии. Французский философ-марксист Альтюссер Луи рассматривал марксизм с позиций экзистенциализма, персонализма, феноменологии. В творческой эволюции американского философа Ричарда Рорти (1931 г. р.) соединяются мотивы аналитической философии, постмодернизма, неопрагматизма. Одним словом, выдающиеся мыслители XX века соединили в себе множество разнородных интересов и устремлений. Очень показательна в этом отношении характеристика Жоржа Батая (1897-1962): «Кто он, этот писатель – автор романов, поэт, эссеист, экономист, философ, мистик? Ответ был бы столь сумбурным, что обычно Батая предпочитают не упоминать в учебниках литературы, хотя на самом деле Батай написал много текстов, а в прочем, может быть всего один или один и тот же» (http://www.highbook.narod.ru/philos/bataile/buntman.htm).

Современная философия, особенно начала XX века, имеет прочную идейную связь с философией второй половины XIX века: неокантианство, неогегельянство, позитивизм (вторая и третья волна), философия жизни и экзистенциализма, фрейдизм, философия марксизма, философия прагматизма, герменевтика. Философское осмысление основных идей, озвученных в рамках этих многочисленных школ и направлений, имело своим результатом совмещение, например, психоаналитического метода с философско-антропологическими, экзистенциальными, структуралистскими, герменевтическими, феноменологическими проектами. То же самое можно сказать и в отношении других методов: диалектического, феноменологического, герменевтического, аналитического.

Общность переживания глубокого экономического, политического и духовного кризиса в современных условиях во многом определила содержание современной философии, диалогичной, а не монологичной по своей сути. Этим объясняется синтез идей феноменологии, герменевтики, экзистенциализма, психоанализа, структурализма и т.д. В центре внимания оказывается не столько различие, сколько сходство, казалось бы, трудно совместимых, например, психоанализа и дзен-буддизма (см.: Фромм Э., Судзуки Д., Р. де Мартино. Дхен-буддизм и психоанализ / Пер. с англ. М., 1997). XX век дает множество примеров оригинальных концепций, построенных на идее «синтеза практик»: «позитивный экзистенциализм» (Н. Аббаньяно), «экзистенциальный психоанализ» (Э. Фромм), «психоаналитическая герменевтика» (А. Лоренц, Ю. Хабермас), «структурный психоанализ» (С.К. Леви-Стросс, Ж. Лакан), «структурная лингвистика» (Ф. Де Соссюр), «структурная антропология» (К. Леви-Стрсс), «фундаментальная антропология» (Р. Жерар) и др.

Предметом критики философской мысли XX века явились не только основания классической философии, как уже было отмечено ранее, но и теоретические ограничения внутри существовавших школ и направлений. Так, например, если в 30-е годы XX в. позитивистское движение (логический позитивизм «Венского кружка», логический эмпиризм в США) достигает своего апогея, то со временем неудачи в реализации программ его сторонников, обострение имевших в них место противоречий стали поводом для критики. Представителям постпозитивизма свойственна была совсем другая философская установка: не на разграничение науки и метафизики, а на снятие проблемы демаркации научных и вненаучных форм знания; не на «чистый» опыт как базис науки, а на теоретически нагруженный факт; не на бессмысленность философии, а на крушение догм радикального эмпиризма, демифологизацию науки (что вовсе не означало отрицательного отношения к науке), и, соответственно, на философскую ограниченность сциентизма с его «ориентацией исключительно на науку как на важнейший общественный фактор и высшую духовную ценность» (М.С. Козлова).

Основные тенденции современной философии нашли выражение в так называемых «поворотах»: онтологическом, антропологическом, лингвистическом, социологическом. Хотя И.Т. Касавин оценивает их как «пресловутые» повороты, и это дает повод задуматься над проблемой корректности оценок в философском дискурсе, которые часто противоречат друг другу, особенно в отношении философии постмодернизма.

У М. Бубера можно найти объяснение «антропологическому бунту» после философии Гегеля и описание истории антропологического вопроса, который, по его мнению, поставил не кто иной, как И. Кант. Антропологическая тема представлена во многих направлениях философии XX столетия, особенно в персонализме, экзистенциализме и герменевтике. С точки зрения французского персоналиста Жана Лакруа приоритетным антропологический вопрос является в персонализме, экзистенциализме и марксизме, поэтому он считал перспективным объединение их позиций.

М. Фуко, напротив, «антропологическому бунту» противопоставил тезис «смерти человека». Эта его идея нашла признание в структурализме и постмодернизме (Р. Барт: «смерть автора»). Возможно, что отрицание идеи антропоцентризма позволило структуралистам содержательно обновить понятия «опыт», «социальность», «история». Обретение существенно нового понимания социальной природы человека и опыта индивидуального сознания – важное приобретение западной философии XX века, а начало было положено социологией Макса Вебера и особенно Георга Зиммеля.

С М. Хайдеггера начинается онтологический поворот в решении герменевтической проблемы понимания. Эта линия имеет продолжение у Гадамера, Рикера и др. М. Фуко говорит о «четырехкратном сдвиге кантовского вопроса», и этот сдвиг предполагает переход от гносеологического субъекта, «чистой» мысли и «чистого» опыта к проблемам онтологии на стыке с антропологией, аксиологией, эпистемологией: «…речь идет уже не об истине, но о бытии; не о природе, но о человеке, не о возможности познания, но о возможности первоначального непонимания, не о необоснованности философских теорий перед лицом науки, но об охвате ясным философским сознанием всего того мира необоснованного опыта, где человек не узнает себя» (Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. М., 1977. С. 244). Ярким примером онтологических проектов является экзистенциальная философия: «фундаментальная онтология» Хайдеггера, «феноменологическая онтология» Сартра, «конкретная онтология» Марселя. Даже в отношении постмодернизма, который вызывает самые противоречивые мнения, встречается онтологическая оценка; ему приписывается «инновационный подход»: «возвращение онтологии в политическую теорию» (См.: Штёкль Кристина. Сообщество после субъекта. Православная интеллектуальная традиция и философский дискурс политического модерна // Вопросы философии. № 8. 2007).

Изменение в установках сознания и смещении акцентов Х.-Г. Гадамер обозначил как «переход от мира науки к миру жизни» (1991 г.). С этих позиций следует оценивать и виталистическую «онтологию» А. Бергсона, в творчестве которого представлен французский вариант философии жизни, а также философию жизни и историю О. Шпенглера. Оба они оказали сильное влияние на культурную мысль XX века, также как и Э. Гуссерль.

За счет «переноса» научных и философских проблем в более широкий жизненный контекст стали происходить изменения внутри уже существовавших школ и направлений. Эта же причина объясняет и эволюцию во взглядах выдающихся мыслителей XX столетия. Как жизненная ориентация сохраняет свои позиции прагматизм в США, Великобритании, Китае и др. странах. Прагматический подход представлен в семиотике, логике, методологии науки (Ч. Пирс, У. Моррис, П. Бриджмен, Н. Гудмен, Н. Решер, У. Куайн, Р. Рорти и др.).

Исторические потрясения сознания, дезориентировавшие его, «опрокидывание» классических норм, вызвали серьезные изменения в строе мышления и новый взгляд на смысл общения, диалога, речевой деятельности, коммуникации. Несколько раньше Хайдеггера («Бытие и время» - 1927г.) критика «теоретической установки» и обращение к проблеме языка, к новому, речевому, мышлению была предпринята уже в 20-е годы XX столетия. Здесь следует назвать имена Ойгена Розенштока-Хюсси («Речь и действительность», «Я – не чистый мыслитель»), Франца Розенцвейнга («Звезда спасения»- 1921 г., «Новое мышление» - 1925 г.), Фердинанда Эбнера («Слово и духовные реальности») и Мартина Бубера («Я и Ты» - 1923 г.). В 60-е годы начинается волна герменевтического и постструктуралистского «поворота» к языку. Хайдеггер выдвигает и обосновывает тезис «язык – дом бытия», дает пример яркого индивидуального философского стиля и языка. Гадамер, представляя герменевтическую философию, углубляет в содержательном плане тему языковой природы понимания. В ситуации человеческого общения, коммуникации (К. Ясперс, Ю. Хабермас), диалога (Ж. Лакруа: «Смысл диалога») многие увидели фундаментальный феномен бытия.

Особое внимание следует обратить на исследования в области языка науки Б. Расселом, А. Уайтхедом, Р. Карнапом, концепцию «языковых игр» Л. Витгенштейна и те аспекты проблемы языка, которые рассмотрены в структурализме, постструктурализме и постмодернизме. Новый подход к проблеме языка заметен в известной метафоре Ж. Батая: «По правде говоря, несогласие так и осталось бы бессильным внутри нас, если бы ограничилось речью и драматическим экзорцизмом. Песок, в который мы погружаемся, чтобы не видеть, состоит из слов, и если я перейду от одного образа к совершенно другому, несогласие, вынужденное использовать слова, вызывает ассоциацию с барахтающимся человеком, погружающимся тем глубже, чем сильнее его усилие выбраться: действительно, в словах <…> есть что-то от забытых песков» (Bataille G. Oeuvres completes. T.V.P.26)

Постмодернизм имеет самые различные толкования и оценки. Известным теоретиком постмодернизма является Ж. Деррида, который к наиболее значимым работам постмодернизма отнес книгу Ж. Делеза «Различие и повторение» (1969). «Ситуацию постмодерна» описывает Лиотар в книге под таким же названием, которая выходит в 1979 году. С ее появлением связывают «моду» на термин «постмодернизм» в философии. Очевидно, что постмодернистское увлечение философии что-то говорит об изменившемся статусе самой философии, и мы опять возвращаемся к необходимости связывать изменившийся образ философии, ее стиль с учетом фактора времени. Но как всякая новая форма мышления, тем более, если она приобретает популярность (как в положительном, так и в отрицательном смыслах), постмодернизм является реакцией на те изменения, которые происходят в современном мире. Ж. Делез назвал его миром, «сорвавшимся с петель». Представители постмодернизма выражают свое восприятие состояния европейской культуры, которая продолжает переживать кризис традиционных представлений о мире и человеке.

 

Контрольные вопросы и задания

  1. Приведите примеры конструктивного диалога между представителями разных философских направлений XX века.
  2. Как представлены идеи Декарта, Канта и Гегеля в современной философии?
  3. В какой степени язык современной философии отражает предмет ее мысли, содержание, характер проблем и наоборот?
  4. На Ваш взгляд, существует ли проблема исторической «вины» мыслителя? Феномен Маркса, Ницше, Хайдеггера и др. в восточной и европейской культуре.
  5. В чем состоят сложности перехода «от мира науки к миру жизни» (Гадамер), от понимания как способа познания к пониманию как способу существования (Рикер)? Можно ли считать, что этот переход завершен?
  6. Какие идеи и понятия современной философии наиболее значимы для дальнейшего ее развития?

 

 

Вопросы к зачету для заочной формы обучения

 

  1. Общая характеристика социокультурного контекста философской мысли XX века.
  2. Оценки духовной ситуации времени.
  3. Основные направления современной зарубежной философии (общая характеристика).
  4. Наследие классической философии и новые ориентации современной западной философии.
  5. Как представлены идеи И. Канта и Г.В.Ф. Гегеля в западной философии XX века?
  6. В какой степени язык современной философии отражает предмет ее мысли, содержание, характер проблем?
  7. Какие идеи и понятия современной философии наиболее значимы для дальнейшего ее развития?
  8. В чем состоят сложности «перехода от мира науки к миру жизни»? Можно ли считать этот переход завершенным?
  9. Сциентизм и антисциентизм.
  10. Как соотносятся между собой философия персонализма и экзистенциализма?
  11. Сравните понятие «пограничная ситуация» (К. Ясперс) с понятием «абсурд» (А. Камю).
  12. В чем отличие феноменологической онтологии Ж.-П. Сартра от фундаментальной онтологии М. Хайдеггера?
  13. В чем экзистенциализм видит сущность свободы? Прокоментируйте следующие слова Г. Марселя: «Чем более целостно я вступаю в деятельность, тем менее законно я могу назвать себя автономным; в этом смысле философ менее автономен, чем ученый, ученый менее автономен, чем практик. Самое автономное существо в известном смысле является самым связанным. Но не-автономия философа или великого художника не является гетерономией так же, как любовь не является гетероцентризмом. Она укоренена в бытии, то есть вне себя (или по ту сторону от себя), в зоне, которая трансцендентна по отношению ко всякому возможному обладанию, в зоне, которой я достигаю в созерцании, в поклонении. Для меня это означает, что эта не-автономия и есть сама свобода» (Марсель Г. Очерк феноменологии обладания // Марсель Г. Быть и иметь. Новочеркасск, 1994. С. 152).
  14. Как связаны мышление и язык? Возможно ли внесловесное мышление?
  15. Согласны ли Вы с мнением М. Бубера, что именно «из школы и методологии Гуссерля вышли самые серьезные в наше время опыты построения самостоятельной философской антропологии», хотя сам Гуссерль антропологическими проблемами как таковыми не занимался?
  16. Попробуйте ответить на вопрос Ж. Делёза: «Смысл – выраженное предположения, но что такое выраженное?» (Ж. Делёз. Различие и повторение. СПб., 1998. С. 193). И считаете ли Вы необходимым к классическим ценностям истинного и ложного добавлять, по выражению Делёза, «новую ценность бессмыслицы или абсурда»?
  17. В чем П. Рикёр видел сложность перехода от понимания как способа познания к пониманию как способу существования?
  18. В чем заключается философское значение фрейдизма?
  19. Специфика проблем философской герменевтики.
  20. «Философия жизни» А. Бергсона и О. Шпенглера.
  21. Проблема интерпретации у М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера и П. Рикера.
  22. Проблема «жизненного мира» Э. Гуссерля.
  23. Позитивизм и неопозитивизм (общая характеристика).
  24. Теория языковых игр Л. Витгенштейна.
  25. Французский структурализм.
  26. Проблемы аналитической философии.

 

Вопросы к экзамену

для очной и заочной формы обучения

 

  1. Оценка классического наследия и новые тенденции в современной западной философии.
  2. Основные направления и проблемы современной зарубежной философии (общая характеристика).
  3. Проблемы кризиса науки, культуры и гуманизма в представлениях современных западных философов.
  4. Программы нового мышления в философии XX столетия.
  5. Природа и сущность онтологического поворота в философском мышлении XX столетия.
  6. Причины и содержание «антропологического бунта» в философии XX века (М. Бубер и др.). Основные темы философской антропологии.
  7. М. Фуко о «четырехкратном сдвиге кантовского вопроса».
  8. Споры о метафизике в современной зарубежной философии (К.-О. Апель, Ю. Хабермас и др.).
  9. Современная философия языка (М. Хайдеггер, Г.-Г. Гадамер, Л. Витгенштейн, М. Фуко и др.).
  10. Немецкое неогегельянство. Критическая онтология Н. Гартмана.
  11. Итальянское неогегельянство: Б. Кроче и Дж. Джентиле.
  12. Неомарксизм: А. Грамши, Д. Лукач и др.
  13. «Философия жизни» А. Бергсона.
  14. «Философия жизни» О. Шпенглера.
  15. Значение «философии жизни» для современности.
  16. Классический психоанализ З. Фрейда.
  17. К. Юнг: учение об архетипах.
  18. Экзистенциальный психоанализ Э. Фромма.
  19. Психоаналитическая герменевтика: А. Лоренц, Ю. Хабермас.
  20. Феноменология Э. Гуссерля. Основные идеи, понятия.
  21. Феноменологическая философия: основные направления.
  22. Немецкий экзистенциализм: М. Хайдеггер, К. Ясперс (общая характеристика).
  23. Французский экзистенциализм: А. Камю, Ж.-П.Сартр, Г. Марсель (общая характеристика).
  24. Фундаментальная онтология М. Хайдеггера.
  25. Феноменологическая онтология Ж.-П. Сартра.
  26. Философия А. Камю.
  27. Экзистенциализм К. Ясперса.
  28. История становления философской герменевтики.
  29. Основные проблемы и понятия философской герменевтики.
  30. Герменевтика: отношение к традиции, сущность действенно-исторического сознания, оценка роли «исторической дистанции».
  31. Герменевтические идеи в философии М. Хайдеггера: «онтологический поворот» в решении проблемы понимания.
  32. Г.-Г. Гадамер: «универсальная герменевтика».
  33. П. Рикёр: «прививка» герменевтики к феноменологии.
  34. Идеи и методы аналитической философии.
  35. Л. Витгенштейн: эволюция воззрений философа.
  36. Религиозная философия XX века.
  37. Французский структурализм. Имена, основные понятия, проблемы.
  38. Структурная лингвистика Ф. де Соссюра.
  39. Структурная антропология К. Леви-Строса.
  40. Структурный психоанализ Ж. Лакана.
  41. Структурализм Р. Барта.
  42. Теоретические истоки философии постмодернизма. От структурализма к философии постмодернизма. Основные идеи, понятия, современные оценки.
  43. Идея концепта в философии Ж. Делеза и Ф. Гваттари. Поиск новых смыслов философии.
  44. Герменевтика и постмодернизм о проблемах текста.
  45. Грамматология Ж. Деррида. Метод деконструкции.

46. Р. Рорти: «от религии через философию к литературе».




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 52 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
От автора| Аналитическая философия. Избранные тексты. М., 1993.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.011 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав