Читайте также:
|
|
ЛИТЕРАТУРНАЯ ТЕОРИЯ И КРИТИКА СТРАН ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В XVII ВЕКЕ
XVII век — эпоха развития капиталистических отношений в странах Западной Европы, время обострения и усложнения социальных противоречий, расцвета абсолютистских государств. Революции в Нидерландах (1566—1609) и в Англии (1640-1688) были первыми ударами по феодализму.
Философские основы французского классицизма
XVII век — эпоха интенсивного развития европейской философской мысли. Рационалистическая теория Декарта, материалистические взгляды Бэкона и Гоббса оказывают существенное воздействие на развитие литератур во Франции и Англии, занимающих ведущие места в Западной Европе. В литературе и искусстве получают почти одновременное развитие художественные направления классицизма и барокко, а также тенденции реалистического искусства.
Наиболее значительный вклад в развитие литературной теории и критики в эту эпоху внесли представители французского классицизма. Во Франции имелись особо благоприятные условия для формирования этого направления как целостной эстетической системы.
Мировоззренческой основой классицизма XVII в. послужил философский рационализм, наиболее полно разработанный в трудах Р е н е Д е Карта (1596—1650). В своем труде «Рассуждение о методе» (1637) он сформулировал следующие четыре правила «для руководства ума»: «Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью. Второе — делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько это возможно и нужно для лучшего их преодоления... Третье — придерживаться определенного порядка мышления, начиная с предметов наиболее простых и наиболее легко познаваемых и восходя постепенно к познанию наиболее сложного... И последнее — составлять всегда перечни столь полные и столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений» [56, 271].
Структура разумного, по Декарту, вполне совпадает со структурой реального мира. Рационализм — идея принципиального взаимопонимания, «разумного всеведения». В письмах к Гезу де Бальзаку Декарт сформулировал основные принципы классицизма: искусство должно быть подчинено строгой регламентации со стороны разума; ясность, четкость анализа должны определять композицию и внутреннюю структуру художественного произведения; главная задача художника - убеждать силой и логикой мысли.
Абсолютизация рационального у Декарта способствовала развитию в литературной критике нормативности оценок.
2. Теоретические основы французского классицизма
Одним из первых теоретиков и практиков классицизма во Франции был Франсуа де Малерб (1555—1628). При дворе Генриха IV он имел огромный авторитет и репутацию реформатора французской поэзии, идеолога нового политического режима, поставившего литературу на службу своим задачам. Малерб организовал кружок последователей своей доктрины, в котором осуществлялось критическое изучение стихов Ронсара, Дю Белле, Депорта. Во время работы в кружке создавались его комментарии на полях книги стихов поэта-маньериста Депорта, изученные и опубликованные значительно позднее.
Малерб ратует за строгую рационалистическую форму, устанавливает незыблемые правила стихосложения. Тематика и проблематика для него не имеют столь же существенного значения, как вопросы поэтики. Он утверждает существование универсальных правил, единых для всех народов, эпох, поэзии и прозы, ведет борьбу с индивидуализмом и эмоциональностью эпигонов «Плеяды». Малерб рассматривает творчество не как порыв, а как реализацию правил поэтического мастерства, противопоставляет понятия «гений» и рационалистическая «норма» поэтики. Искусство он понимает как профессиональное владение ремеслом. Творчество определяется им как труд, знание и умелое применение правил грамматики и стилистики. Тот, кто просвещен, обладает высокой культурой языка и мысли, усвоил правила поэтики, — тот может творить.
В качестве языковой нормы Малерб утверждал язык парижского дворянского общества и решительно защищал его от влияния провинциальных наречий, архаизмов. Он любил говорить, что его задачей является «дегас-конизировать» двор, т.е. научить многочисленных гасконцев, состоявших при дворе Генриха IV, говорить на чистом французском языке. Однако нельзя не отметить, что ревнитель норм поэтического языка рекомендовал поэтам также прислушиваться к языку «крючников с сенного рынка», не отрываться от живой народной речи, обрабатывая ее и приспосабливая к языку аристократии. Критикуя вольности Депорта, Малерб ввел во французскую метрику ряд ограничений и запретов. Он требовал отказаться от синтаксического переноса из стиха в стих, столкновений гласных (зияния), боролся за смысловую нагрузку рифмы.
Малерб был сторонником строгой жанровой иерархии. Наиболее разработанным жанром у него была ода. Он рассматривал ее как речь в стихах о каком-либо важном событии современной политической жизни, построенную по закону симметрии, без эпических и мифологических отступлений в стиле Ронсара, с лирическим настроением религиозного гимна или боевой песни. Основной тематикой од Малерб считал воспевание величия абсолютной монархии, несущей стране мирное процветание и порядок.
Деятельность Малерба — реформатора французского литературного языка — определила его критическое отношение к наследию античности и Возрождения. Его уже не устраивает латинская норма, принятая в Италии XVI в., так как литературный язык, по Малербу, должен формироваться на основе общенародной языковой практики.
Защитником античной и итальянской традиций во французском классицизме выступил литературный теоретик и критик Жан Шаплен (1595-1674), которого в эпоху Ришелье и Людовика XIV называли «арбитром литературной республики». Вклад его в формирование принципов французского классицизма значителен. Известное «Письмо о правиле двадцати четырех часов» Шаплена (1630) — это своеобразное утверждение программы театра классицизма в форме частного письма другу-поэту. Автор развивает в нем положение о «совершенном подражании». Подражание понимается Шапленом не как простое копирование жизненных событий и характеров, а как художественный порядок и правдоподобие: «Правдоподобие — неотъемлемое качество поэзии, призванное сопровождать ее при всех обстоятельствах, и подражание само по себе бессильно, если правдоподобие не подаст ему руку помощи» [100, 270]. Такому правдоподобию, по Шаплену, служат наставления древних о единстве фабулы, месте действия и его истинной протяженности. «Древние... ограничили себя правилом двадцати четырех часов, считая, что распространение действия за пределы естественного дня превратит произведение в неправдоподобное для аудитории» [100, 266]. Оправдывая единство места, Шаплен сравнивает драматическое произведение с картиной, в которой художник всегда воплощает лишь основное событие, потому что «глаз может объять одновременно лишь одну вещь, а его способность видеть ограничена определенным пространством».
Шаплен принял участие в знаменитом споре о «Сиде», ставшем важнейшим этапом формирования французского классицизма. Ему принадлежало авторство «Мнения французской Академии по поводу трагикомедии «Сид» (1637). Как известно, вокруг постановки этой пьесы Корнеля в 1637 г. разгорелась острая дискуссия. Романист и драматург Жорж де Скюдери в своих «Замечаниях» критиковал Корнеля за отступления от правил единств, стилистические погрешности и плагиат, выдвигая идею утилитарного искусства. «Мнение» создано как ответ на «Замечания». Их объединяет стремление установить законы для художественного творчества, подчинить логическому началу («правдоподобию») сюжет, отдельные эпизоды, характеры персонажей, их поступки. Все это приводит к однолинейности характера, не способствует выявлению сложной диалектики внутреннего мира человека. Сложность духовной жизни героев, их «могучие порывы», по Шаплену и его соавторам, могут произвести впечатление лишь на массового зрителя, а не на «ученых людей» — единственных достойный судей литературы и искусства. Автору «Сида» делались предложения убрать некоторые сюжетные линии, упразднить отдельные образы.
Библией теории драмы классицизма называют трактат аббата Франсуа д'Обиньяка (1604—1676) «Практика театра» (1657). Следуя за Шапленом, он выступает не столько как комментатор Аристотеля, сколько как теоретик, выдвигающий основные законы театра. Взгляды д'Обиньяка на театральное искусство связаны со зрительским восприятием.
«Чернь», в его представлении, не способна наслаждаться высоким искус-(том «правильного» театра. Ратуя за реальность сюжета, д'Обиньяк предписывает обращаться к событиям, отдаленным от политических бурь своего времени, чтобы не разжигать народных страстей. Политическая гема для него не может быть тираноборческой. «Мы же испытываем к нашим государям уважение и любовь, которые не позволяют нам допустить, чтобы публике преподносились столь ужасающие зрелища... чтобы подданные, пусть даже притесняемые, посягали на их священные персоны и восставали против их власти, хотя бы и только на сцене» [100, 335-336]. Поэтому д'Обиньяк не считает предметом изображения в драме «подлинное» (ибо многое из него показать нельзя) и «возможное» (которое может быть маловероятным) и допускает лишь «правдоподобное», которому должно подчиняться и подлинное, и возможное. Защищая принцип единства действия, места и времени, автор трактата «Практика театра» исходит из отождествления драматургии и изобразительного искусства, театральной пьесы и картины. Он выступает также против термина «трагикомедия», считая, что в подобных пьесах нет ничего от комедии, и предлагает обозначать их как «драматическую поэму со всецело героическим сюжетом и счастливым концом», т.е. как разновидность трагедии, весьма распространенную у древних [100, 359].
В труде д'Обиньяка содержится множество наглядных примеров, полемических выводов, исторических экскурсов. Под его пером литературная критика начинает обретать известную самостоятельность.
Следующим этапом развития литературной теории и критики французского классицизма становится драматургическая теория крупнейшего представителя классицистской трагедии Пьера Корнеля (1606-1684). Она получила выражение в предисловиях драматурга к его трагедиям с обстоятельным их разбором - «Речи о драматической поэзии» и «Рассуждениях» (1660). Особое место среди многочисленных статей и трактатов Корнеля занимает разбор трагедии «Никомед», раскрывающий своеобразие трагедийной системы писателя, его понимание категории героического.
В практике и теории автора «Сида» вырисовывается герой нового типа. Этот герой превосходит окружающих, он самостоятелен, ищет опору не в потустороннем мире, а в себе самом, в своей доблести и способностях. Это героическая, целеустремленная личность, наделенная спокойным предвидением опасности, осознанием своих преимуществ перед враждебным миром.
Для драматургической теории и практики Корнеля имело значение его участие в острых и продолжительных дискуссиях о «трех единствах». Нужно ли ограничивать время действия пьесы двадцатью четырьмя часами, заключать его в пределы одного помещения и концентрировать вокруг одного события? Эти проблемы привлекали французского драматурга не потому, что он хотел следовать теории Аристотеля, а потому, что стремился по-новому изобразить человека и его отношение ко внешнему миру. Единства, по Корнелю, были необходимы для показа внутреннего мира человека, главенствующей роли его сознания в мире. Так создавались условия для более детального и дифференцированного раскрытия психологии, духовной жизни, эмоций, страстей, идей и принципов персонажей.
В лирике эту линию проводил Малерб. Душа человека понимается и изображается Корнелем как мир не менее сложный, чем внешний. Драматург раскрывает ее, предельно выделяя из окружающего и подчеркивая независимость от этого окружения. Но здесь были и отрицательные моменты. Корнель отдалял на второй план материальный мир, так полно и многосторонне представленный в ренессансном мироощущении. В этом проявилась характерная черта рационалистической философии Декарта - противопоставление двух начал человеческой природы - материального и духовного. Этот дуализм был незнаком гармоническому и целостному мировоззрению Ренессанса.
Корнель вводит в обиход литературной критики новый жанр - рассуждения. Вместе с комментариями Малерба рассуждения и письма - основные теоретические и литературно-критические работы раннего французского классицизма. Французская академия, не без давления всесильного Ришелье, стремилась ограничить творческую индивидуальность КорнеЛи, повернуть его к ортодоксальному классицизму. Все это заставило автора «Сида» строже соблюдать нормы классицизма и избавиться от влияния барочной трагикомедии.
3. Трактат Буало «Поэтическое искусство»
Наиболее полно изложить правила и нормы классицизма смог крупнейший теоретик этого направления Никола Буало-Депрео (1636-1711) в трактате «Поэтическое искусство». Трактат был задуман по образцу «Науки поэзии» Горация и завершен в 1674 г., когда авторитет Буало в литературной теории и критике стал уже общепризнанным.
Значительное место в трактате Буало уделяет оценке общественной функции литературы, вопросу об ответственности поэта перед обществом. Продажной и бессодержательной поэзии, услаждающей знатных и капризных меценатов, автор «Поэтического искусства»противопоставляет литературу, полезную обществу, воспитывающую читателя. Эстетическая функция поэзии при этом неразрывно связывается с этической. Отношение Буало к современным писателям определялось морально-общественными, а не художественными критериями:
Так пусть всего милей вам добродетель будет! Ведь даже если ум и ясен и глубок, Испорченность души всегда видна меж строк.
В поэме четко декларируется основное правило классицизма - при создании произведения следовать разуму. Это прежде всего выражается в подчинении формы содержанию, способности художника мыслить последовательно, логично и ясно:
Так пусть же будет смысл всего дороже вам,
Пусть блеск и красоту лишь он дает стихам!
Буало выступает против оригинальничания в лексике, рифме, синтаксисе — всего того, что затемняет смысл. Разуму принадлежит направляющая роль в композиции произведения, в искусстве «сочетать разрозненные части». Другим важным принципом эстетики и поэтики Буало является требование следовать природе в духе рационалистической философии: Коль вы прославиться в Комедии хотите, Себе в наставницы природу изберите [27, 92].
Буало рекомендует изучать нравы различных стран, «различных климатов», советует учитывать и время, и изменения, происходящие в мире. Он считает, что только разумно мыслящий человек в его взаимоотношениях с другими людьми может быть предметом художественного изображения. В связи с этим центральное место в поэтике должны занимать жанры, в которых общественные и нравственные связи человека раскрываются в действии: трагедия, эпопея и комедия. Лирике отводится подчиненное место. Рационалист и теоретик классицизма не ценит индивидуальное переживание как проявление единичного, случайного. Анализируя лирические жанры, Буало почти не касается их содержания, а разбирает лишь стилистику и лексику таких жанровых форм, как идиллия, элегия, ода, мадригал, эпиграмма, сонет. Исключение сделано им для излюбленного жанра — сатиры. Здесь Буало отходит от классицистской традиции, относящей сатиру к «низким» жанрам, а оду — к «высоким»:
Не злобу, а добро стремясь посеять в мире, Являет истина свой чистый лик в Сатире [27, 72].
Теория Буало декларирует нерасторжимое единство этического и эстетического начал, утверждает героя, способного вызвать моральное сочувствие, настаивает на том, чтобы высокий этический идеал ясно выражался в характерах персонажей наряду с их жизненностью:
Герой, в ком мелко все, лишь для романа годен.
Пусть будет он у вас отважен, благороден.
Но все ж без слабостей он никому не мил [27, 81 ].
Одной из важнейших проблем «Поэтического искусства» является вопрос о соотношении реального факта и художественного вымысла. Буало противопоставляет понятия правды (vrai) и правдоподобия (vraisemblable). Еще ранние теоретики классицизма Шаплен и д'Обиньяк выступали против неправдоподобного, хотя и подлинно свершившегося факта и высказывались в пользу правдоподобного вымысла. Понятие «правдоподобный» при этом сводилось к повседневному, привычному. В противоположность этому Корнель предпочитал «правду» факта, хотя и невероятного, перед банальным правдоподобием. Для Буало критерием правдоподобного служит не обыденность, а соответствие универсальным законам логики и разума:
Мы холодны душой к нелепым чудесам,
И лишь возможное всегда по вкусу нам
Он отрицает необычное, из ряда вон выходящее, характерное для позднего творчества Корнеля. Трактовка характеров и сюжетных событий должна соответствовать канонам разумного, этическим нормам.
По сравнению с ренессансным пониманием характера классицизм стремится к более статичному его выражению в условиях ведущего конфликта между «долгом» и «чувством» («Герою своему искусно сохраните черты характера среди любых событий»). Здесь проявляется известная ограниченность рационалистического мировоззрения Буало. Законы разума он объявляет общезначимыми и автономными, что неизбежно ведет к абстрактному изображению действительности, нередко игнорирующему реальные факты. Рационализм Буало тем не менее решительно отвергает христианскую мифологию как материал поэтического произведения. Религия строго отделяется им от искусства.
Целью и задачей литературной критики Буало считает воспитание и развитие вкуса читающей публики на лучших образцах античной и современной поэзии. Он требует от критика глубокой осведомленности, высочайших нравственных качеств и разумности. В критических оценках французской литературы у Буало ощущается известная ограниченность классицистской мерки. Ронсара он критикует за своеволие в правилах, засоренность языка и «смешные стороны его ученой музы». Высоко оценивает «простой и строгий стих» Малерба, очистивший язык «от грубости и скверны» и запретивший перенос строки. Оценивая Мольера, Буало проводит резкую грань между его «высокими» комедиями, лучшей из которых он считал «Мизантропа», и «низкими» фарсами, написанными для простого народа.
В своем трактате автор «Поэтического искусства» остро иронизировал
над барочными остротами и каламбурами:
У слова был всегда двойной коварный лик. Двусмысленности яд и в прозу к нам проник: Оружьем грозным став судьи и богослова, Разило вкривь и вкось двусмысленное слово
Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 85 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав |
<== предыдущая лекция | | | следующая лекция ==> |
Материалы активации студентов во время изложения лекции | | | Тенденции барочной литературы во Франции и их критика |