Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Материалы к занятию

Читайте также:
  1. V. Информационный блок для самостоятельной подготовки студента к практическому занятию
  2. VI. Самоконтроль подготовки студента к практическому занятию
  3. Аналитические материалы, выпускаемые на основе наблюдений по строительству, инвестициям и основным средствам
  4. АРХИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (Масонские коллекции и собрания документов) орргб.
  5. В. Делопроизводственные материалы
  6. Вопр.3 Лакокрасочные материалы на основе полиуретановых пленкообразователей
  7. Г. Статистические материалы
  8. Документальные материалы
  9. Документы и материалы
  10. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Лодовико Кастелъветро. «Поэтика» Аристотеля, изложенная на народном языке и истолкованная

Действующие лица трагедии занимают царственное положение, возвышенны духом, горды, желания их не знают меры, и если им нанесено оскорбление или они полагают, что оно им нанесено, то они не обращаются в суд с жалобой на оскорбителя и не терпят безропотно оскорбление, но сами выносят приговор, как им заблагорассудится, и убивают из мести и дальних и близких родичей оскорбителя, а отчаявшись, решаются и на самоубийство. Над теми, кто занимает царственное положение, что единодушно считается вершиной человеческого счастья, и кто способен отплатить обидчику, никто не глумится и не потешается, понести имущественный ущерб они не могут, да его и не почувствуют, браком или исполнением любовных желаний не умножится их веселье, ибо они что ни день, то свершают браки и постоянно пребывают в любовных услаждениях, и потому радость может родиться лишь при [временном] уменьшении их блаженства либо когда нечто грозило уменьшением их благополучию, а горе рождается, когда некая достопамятная катастрофа низвергает их до жалкого и низкого состояния.

Действующие лица комедии малодушны, привыкли жить, повинуясь судьям и соблюдая законы, привыкли к оскорблениям и убыткам, привыкли обращаться к государственным чиновникам, да восстановят они согласно своим уложениям их честь и да возместят им убыток, – сами же не вершат приговор, не прибегают к кровной мести, не решаются на самоубийство, а если и решаются, то по иным причинам, нежели цари. И поскольку положение их бедно и скромно, нет нужды лишать их благополучия, дабы потом породить радость: их благополучию есть куда возрастать, его может умножить нежданная удача, или желанный брак, или прочее в том же роде, а с другой стороны, даже не слишком серьезный урон, нанесенный их имуществу или чести, легко порождает в них горе. Таковы причины, почему конечные радость и горе трагедии отличны от радости и горя комедии.

Если нас спросят, отчего в комедии нельзя вывести частное лицо, с помощью благоприятных обстоятельств получившее царскую власть, раз из истории известно, что были такие, кто из низин частной жизни поднимался до царских высот, я отвечу, во-первых, что такая фабула подобает не комедии, а трагедии и необходимо брать ее из истории, ибо вымысел здесь неуместен, как явствует из сказанного. Во-вторых, подобная фабула, будь она представлена в народном государстве, где правят сообща, никого бы не усладила и не была бы никому приятна, ибо те, кто возлюбил свободу и жела­ет ее сохранить, не хотят, чтобы граждане брали пример с частных лиц, захвативших власть; а будь она представлена в государстве, где правит царь и все подчиняются его власти, усладила бы еще меньше, ибо царь трепещет за свое положение и остерегается выставлять перед худородными людьми и частными лицами примеры, которые могут пробудить в их душах желание новизны и возбудить в них стремление к перемене власти. Более того, поскольку царям известно, как простой народ веселит и радует злая судьба великих мира сего, они никогда не дозволяют открытые представления трагедий – трагедии находят путь на подмостки только там, где народ никому не подчинен [...]

Пер. М. Л. Андреева

Вопросы и задания

 

1. Прочитайте эпизод из трактата предшественника классицизма Лодовико Кастельветро (1505-1571).

- Как итальянский теоретик литературы объясняет требование Аристотеля к соблюдению единства действия?

- Кто, по его мнению, может и должен стать персонажем комедии? Трагедии?

- Почему, по мнению Кастельветро, монарх не может и не должен становиться персонажем комедии?

2. Обратитесь к материалам практического занятия по творчеству Грасиана. Что дает для прояснения позиций классицистической эстетики сопоставление эстетических позиций Грасиана, Хогарта и Буало?

3. Обратитесь к материалам занятия по поэме Лафонтена «Амур и Психея». Вспомните, какие эстетические позиции выражали члены кружка любителей древности из пролога к поэме.

 

Вопросы для самоконтроля

1. В каких основных литературоведческих значениях употребляется термин «классицизм»?

2. Дайте общую характеристику классицизма как литературного направления.

3. Дайте характеристику классицизма как художественного метода.

4. Охарактеризуйте основные особенности классицистического стиля.

5. Как связан классицизм с рационалистической философией Р. Декарта?

6. В чем выражаются принципы «иерархии жанров» и «чистоты жанров»?

7. Чем отличается просветительская трагедия от трагедии XVII века?

 

Литература

Тексты

1. Корнель П. Сид.

2. Расин Ж. Андромаха. Федра.

3. Мольер Ж.-Б. Тартюф. Дон Жуан. Мизантроп. Мещанин во дворянстве. Скупой.

4. Лафонтен Ж. Басни.

5. Буало Н. Поэтическое искусство.

Учебно-критическая

1. Западноевропейская литература ХVII века: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Высшая школа, 2002. - 686 с.

2. История зарубежной литературы ХVII века / Под ред. М.В. Розумовской. – М.: Высшая школа, 1999. – 254 с.

Дополнительная

1. Наливайко Д. Искусство: направления, течения, стили. – К.: Книга, 1981. – 289 с.

2. Обломиевский Д. Д. Французский классицизм. – М.: Высшая школа, 1968.

См. также литературу, указанную в «Краткой литературной энциклопедии», «Словаре литературоведческих терминов», «Литературной энциклопедии терминов и понятий».




Дата добавления: 2015-09-10; просмотров: 29 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Консультация| Изолированный стеноз легочной артерии.

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.007 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав