Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Билет. Религиозно-философская лирика Г.Р. Державина.

Читайте также:
  1. Билет Анакреонтическая поэзия Г.Р.Державина.
  2. Билет. Лирика Н.М. Карамзина.
  3. Музей-усадьба Г.Р.Державина.
  4. Религиозно-философская драма П. Кальдерона «Жизнь- это сон». Отображение барочного менталитета в произведении.

В философской лирике Державина возникла и трагическая антитеза жизни и смерти («Где стол был яств, там гроб стоит» — в «Оде на смерть кн. Мещерского»), и острое восприятие величия и одновременно ничтожности человека («Я — царь, — я раб, — я червь, — я бог» — в оде «Бог»), и ощущение неустойчивости человеческих судеб («Водопад»). Державин разрешает эти противоречия, обращаясь к вере (ода «Бог» и др.). другой стороной проблемы человека - "человек и мироздание" - связаны философские стихотворения Державина. Крупнейшее из них - завершенная в 1784 г. ода "Бог" - вдохновенный гимн всесилию человеческого разума и в то жe время признание, что человек - лишь звено в общей цепи существ (а ведь религия учила, что человек - совершенно исключительное творение божества и все остальное бог создал для человека). Державин вводит в свое стихотворение идеи современной ему науки о множественности миров, бог приобретает у него черты, свойственные материи: "бесконечное пространство, беспрерывную жизнь в движении вещества и нескончаемое течение времени". По существу, эти положения противоречат религиозным представлениям.Неудивительно поэтому, что ода Державина вызвала решительный протест со стороны ревнителей православия и церковников. Зато стихотворение стало первым произведением русской литературы, получившим поистине всемирную славу... Ратуя за "человека", именно бесчеловечье царей и вельмож обличал Державин в сильнейших своих сатирических произведениях - "Властителям и судиям", "На коварство", "На Счастие", "Вельможа".

Организующим центром поэзии Державина все больше становится образ автора, остающийся единым во всех произведениях. Вместе с образом автора в поэзию Державина входит вполне естественное в устах человека просторечие - живой разговорный язык, то, что сам поэт позднее назвал "забавным русским слогом". Философская ода «Бог» - первое произведение русской поэзии, получившее европейскую известность еще при жизни поэта (оду перевели на многие европейские языки). Ода написана по образцу Ломоносовских «духовных»од. Ода «Бог» писалась несколько лет, она посвящена рассуждению Д. о возникновении мироздания и происхождении человека и отличается глубиной мысли и рационалистической ясностью изложения. Ода «Водопад» названа Белинским «блистательнейшим созданием» поэта. Ее проблематика: человек живет в обществе, его долг – служить отечеству, быть олицетворением гражданских добродетелей. Это глубокое философское размышление о смысле жизни, о человеческом существовании, о праве на бессмертие. Жизнь быстротечна. Державин развивает философские мотивы, которые звучали и раньше в его поэзии (в оде «На смерть князя Мещерского»). Эта ода написана на смерть князя Потемкина. В его поэзии не раз выступают героями полководцы и государственные деятели: Суворов, Румянцев, Зубов и т. д. отношение к Потемкину у поэта сложное.Внезапная смерть Потемкина не могла не поразить воображения поэта. Жизнь низвергается с высот счастья подобно водопаду. В оде описан водопад Кивач, что в Карелии. Помимо всего прочего, водопад символизирует вечность. И на фоне этой вечной красоты природы особенно ощутима непрочность власти и «ложной славы», которой Д. противопоставляет тех, кто был верен истине, общей пользе.

 

 




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 61 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

Билет. Темы и образы басен И.И. Хемницера. | Билет. Темы и образы сатирических повестей И.А. Крылова в журнале «Зритель» («Каиб», «Похвальная речь в память моему дедушке»). | Билет. Кочимеские образы и ситуации в пьесе Я.Б. Княжнина «Хвастун). | Билет. Художественное своеобразие сентиментальных повестей Карамзина «Бедна Лиза» и «Остров Борнгольм». | Билет. Образ автора в "Письмах русского путешественника" Н.М. Карамзина. | Билет. Лирика Н.М. Карамзина. | Билет Тема и стиль оды «Вольность» Радищева | Билет Русское крестьянство в «Путешествии из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева. | Темы, образы и стиль басен И.И. Дмитриева. |


lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.005 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав