1 Декарт
| мысялящая субстанция и бытие
| Что же такое есть я? Исчерпывается ли оно этим своим являемым, или феноменологическим, бытием, относительно которого нет сомнений?
|
| В картезианском спиритуализме субъекту, я,или душе, придано значение как чему-то самостоятельно существующему, безотносительно к самой истине, и эта первая ложь осталась в школе, несмотря на благородные попытки преодолеть ее, сделанные Мальбраншем и Спинозой.
|
2 Локк
| мысль, явление среди других явлений, состояний
| Есть ли оно только одно из множества психических состояний, мысль, как и всякая другая, (мнение английской психологической школы)?
позитивизм
|
|
|
3 Лейбниц
| сущность, или субстанция
| Я есть некоторая сверхфеноменальная сущность, или субстанция, реальный центр психической жизни, имеющий собственное бытие независимо от данных своих состояний.
|
|
|
4 Кант
| общее, формальное условие всех,
«чистый разум»
| Я есть нечто особое и единственное в своем роде, не одно из явлений, а общее, формальное условие всех, априорный связующий акт мысли, соприсущий implicite, хотя бы и незаметным образом, всякому явлению, но не существующий, однако, вне этой своей связующей функции.
|
|
|