Студопедия  
Главная страница | Контакты | Случайная страница

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатика
ИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханика
ОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторика
СоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансы
ХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника

Художественный метод

Читайте также:
  1. D Метод getHelpMenu: public Menu getHelpMenu () .В данной реализации
  2. D Метод isSelectionEmpty: public boolean isSelectionEmpty().Возвра­щает True,если на момент вызова метода ни один элемент дерева не вы­делен пользователем или программно.
  3. I. Организационно - методический раздел
  4. I.Организационно-методический раздел
  5. II. Рыночные методы установления цены на товар
  6. III. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
  7. IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ, СИСТЕМА ОЦЕНОК
  8. IV. Эконометрические методы определения цен
  9. IX. Учебно-методическое обеспечение курса.
  10. Mix-методики маркетинговых исследований

Господствующий метод натуральной школы – критический реализм. Реализм натуральной школы полемически отграничил себя от романтизма. Еще Пушкин, Лермонтов и Гоголь отдавали дань романтизму как обязательной стадии творческого роста. Реализм натуральной школы 1840-х гг. 1) сближался с повседневной правдой действительности, 2) дорожил верностью копий с жизненного прототипа, добросовестностью своих наблюдений, 3) нередко переступал собственные границы, образуя с натурализмом промежуточные области. Таковы «Петербургские шарманщики» Григоровича, «Петербургская сторона» Гребенки, физиологические очерки Даля. В этих произведениях нет широких обобщений, у них описательный характер.

Натурализм как течение с ясно осознанной программой возник во второй половине XIX века. Но уже в 1840–1850-е гг. творчество ряда писателей было во многом натуралистическим. Особенно натуралистическим было творчество Даля, который называл себя не творцом, а собирателем, говорил, что искусство – не его рук дело. Даль находил типы в самой действительности, чаще по признакам профессии, социальному положению. Он подмечал этнографические колоритные черты народной жизни; этим почти исчерпывалась типизация в его произведениях. Его очерки были «дагерротипами» (дагерротип – предшественник фотографии). Гоголь лестно оценивал Даля и говорил, что тот не поэт, кто не владеет искусством вымысла. Гоголь хвалил дельное направление зарисовок Даля, а характер сочинений Даля называл «живой и верной статистикой России». Даль описывал все края России, знал быт и нравы. Он занятно рассказывал в сказовой манере услышанную «бывальщину», копировал язык простонародья. У Даля были хороши натуралистические очерки «Петербургские дворник», «Денщик» и др. Но в целом его повести и рассказы рассыпались на отдельные сцены, сюжет не клеился, образы главных героев были невыразительны. Главная задача Даля – составление Словаря живого великорусского языка.

Чем натуралистический образ отличается от реалистического? Натуралистический образ внутренне статичен, описателен: писатель описывает лицо, внешность, поступки, «образцы» речи, но не дает индивидуального характера, там нет диалектического самораскрытия характера, нет системы сюжетного развертывания, герой не изменяется. Такое творчество стоит ниже реализма.

Натуралистические тенденции встречаются лишь в некоторых и не в главных произведениях натуральной школы. Натурализм был вторым творческим методом натуральной школы. Писатели-натуралисты не вступали в противоречие ни с программой Белинского, ни с творчеством писателей-реалистов. В их лучших физиологических очерках была главная установка подлинного реализма – установка на обрисовку типа, на обобщающий смысл эскиза. Таковы некоторые очерки Буткова, «Петербургские углы» Некрасова. Русский натурализм 1840-х гг. не имеет отношения к воинствующему натурализму Золя. Натурализм 1840-х гг стремился к тем же целям, что и реализм, только в художественном отношении выглядел слабее. Натуралисты гоголевской школы не имели особой программы, ориентировались на программу Белинского, который поощрял их творчество.

Постепенно в творчестве натуралистов преодолевались авантюрно-приключенческие мотивы (эти мотивы были еще у Даля, в романах Некрасова и А. Панаевой, в «Иване Савиче Поджабрине» Гончарова). Описательный натурализм стал наблюдать за действительностью, стал точно копировать ее в свете гуманистического идеала. Натурализм 1840-х гг. выставил на общественный суд много ужасных подробностей крепостнической действительности.

Реализм в России имел к тому времени сравнительно длительную историю. Родоначальники русского реализма – Пушкин, Лермонтов и Гоголь – еще не завершили полного формирования реализма. Реализм неровно охватывал все жанры. Поэма Лермонтова была романтической. Даже «Медный всадник» строился по принципам романтического контраста. Только в сказках Пушкина был переход к бытовому реализму. Жанр прозаического романа еще не определился. Реалистическая повесть только формировалась («Пиковая дама»), не было реалистического рассказа и реалистического очерка. Перед литературой встали задачи: эпически широко воспроизвести русскую действительность, для этого надо было 1) ввести в литературу народ, все сословия, 2) постичь механизм общественной жизни, 3) усовершенствовать принципы мотивировки.

Гоголь в «Мертвых душах» создал панораму провинциальной России. Он положил в основу сюжета принцип крепостнической системы: людей можно покупать и продавать. Завязка в поэме Гоголя чисто авантюрная. Похождения Чичикова сопровождает авторский комментарий, что напоминает приемы «Дон Кихота» Сервантеса. Литература должна быть 1) научиться изображать механизм русского общества без внешних анекдотических мотивировок, 2) раскрыть более повседневные связи между людьми и сословиями. Гоголь изобразил Русь с одного бока, он не показал высокую нравственно-этическую жизнь, которую уже изображали Пушкин и Лермонтов.

Натуральная школа завершает формирование реализма в русской литературе, охватив разные жанры, весь жизненный материал; стремясь к системе детерминизма, натуральная школа вводит новые сословия и новые лексические пласты. Натуральная школа расширяла рамки реализма, совершенствовала его принципы, готовила новые художественные успехи реализма (Достоевского, Толстого, Чехова).

Реализм натуральной школы многослоен, у него сложная структура. В русском реализме 1840-х гг. формируются две разновидности: 1) общественно-психологическая (Григорович, Тургенев, Гончаров, Достоевский; в этой группе были и дворянские либералы, и демократы-разночинцы), 2) социально-политическая (Герцен, Щедрин, Некрасов); данная групп принадлежала к революционно-демократическому лагерю, последовательнее выражала программу натуральной школы и цементировала ее состав.

Внутри натуральной школы была еще подгруппа «сентиментальных натуралистов» (реалистов) – «Петербургские шарманщики» и «Деревня» Григоровича, «Бедные люди» и «Белые ночи» Достоевского.

В чем смысл сентиментального натурализма? Натуралистическое или реалистическое описание жизни чиновника осложняется особо подчеркнутыми филантропическими тенденциями.

Писатели социально-политической настроенности почти избежали сентиментальной филантропии, их гуманизм выражался в мужественной любви к народу, в показе положительных свойств «маленьких людей» – Герцен, Салтыков, Некрасов.

В общественно-психологической группе особняком стояли «антиромантики» Гончаров и Тургенев, которые изображали народ без сентиментальности.

Итак. Реалисты подразделялись на несколько групп в зависимости от их идеологической направленности, но в основе она была антикрепостнической. В натуральной школе не было идейного разброда и шатаний.

Натуральная школа стремилась развивать общие черты реалистического метода Пушкина–Гоголя по линии большей конкретизации сторон жизни, «даггеротипной» точности ее воспроизведения. Отсюда – возросшая роль прототипов, моделей самой жизни при построении образов, повышение ценности факта, вещной, бытовой детали.

В натуральной школе было единство в жанрах, тематике, сюжетосложении и стилистике.

Жанры

Термин натуральная школа возник в связи с оценкой жанра физиологического очерка. Натуральная школа 1) хотела расковать себя от всех готовых приемов, 2) преодолевала романтическое единодержавие героя и исключительность таких реалистических героев, как Чацкий, Онегин, Печорин, 3) провозглашала принцип «дагерротипа», т.к. полностью верила в безошибочность своих верных копий, и хотела найти непосредственную, «голую» типичность, 4) верила в прекрасное в самой жизни.

В физиологических очерках мало действия, герой прочно прирос к среде. Широта тематики в очерках – новое качество реализма натуральной школы, которая хотела понять, из каких реальных сил складывается современное русское общество. Очерк оказался самым мобильным жанром беллетристики. Для очерка характерны злободневность, точность фактов, популярность, простота стиля, языка. В очерке не обязателен сюжет, но есть система доказательств, логика развертывания материала.

Почему столь странное название – физиологический очерк? Понятие «физиологии» ввел во Франции Саварен, автор легкой нравоописательной книжечки «Физиология вкуса» (1826). Это понятие углубил Бальзак («Физиология брака»).

Физиологические очерки тяготели к объективному бытописанию. Название «физиологический» тождественно словам «правдивый», «естественный», «натуральный», «антиромантический», «неидеализаторский».

Физиологический очерк отличается от нравоописательной верноподданнической сатиры Булгарина и от назидательно-патриотических очерков Загоскина. Его особенность – демократизм, открытие нового.

Панаев пишет очерк «Петербургский фельетониста», где высмеивает Межевича как сотрудника Булгарина. Белинский создает физиологический очерк «Педант», направленный против Шевырева.

Тургенев, Григорович составляют планы к темам очерков, которые собирались написать. У Тургенева это в основном описание частей Петербурга: Галерная гавань, Сенная площадь, один из больших домов на Гороховой, Петербург ночью. Тургенев делает пометки: «Тут можно поместить разговор с извозчиом, толкучий рынок, Апраксин двор, бег на Неве…, Невский проспект, его посетителей, их физиономии, об омнибусах, разговорах в них и т.д.»

Григорович старался зафиксировать сюжеты будущих очерков: номер в гостинице, лакей без места, кабак (сцены комические и страшные), дитя Невского проспекта и т.д.

Появляются классические физиологические очерки – «Петербургский дворник» Даля, «Петербурские шарманщики» Григоровича, «Петербургская сторона» Гребенки, «Петербургские углы» Некрасова. В этих произведениях очерках все элементы жанра очерка: аналитический метод вскрытия язв общества, безыскусственная точность описания, нарочитый выбор темных, грязных, удручающих сторон жизни, демократический герой, к которому нужно вызвать сочувствие и – главное – диалог (нередко – полемика с гражданской совестью читателя). Вот начало очерка Даля «Хмель»: «Мы удалены участием своим от жизни чернорабочей. Жизнь простолюдина кажется нам чрезвычайно однообразной, незанимательной; всем помышлениям указан тесный круг; вечные заботы о насущном хлебе; нет потребности, кроме сна и пищи; нет доблести, кроме случайной; есть добродетель, покуда нет искушения, а нет искушения – где нет кабака».

Полемика с совестью читателя, ломка предрассудков, привычек ярко представлена в статьях Белинского, когда он говорит о возможности в литературе героя из народа: «Что за охота наводнять литературу мужиками? – восклицают аристократы известного разряда… А разве мужик – не человек? – Но что может быть интересного в грубом, необразованном мужике? – как что? – Его душа, ум, сердце, страсти, склонности, словом, все то же, что и в образованном человеке».

Описание бедного человека, выхваченного из потока жизни, и прямая мораль, обращение к совести читателя – характернейшая черта физиологичского очерка.

Постепенно очерковая основа обогащается новыми элементами, из которых складываются рассказ, повесть, роман. В «Бедных людях», в «Обыкновенной истории» видны истоки – физиологический очерк.

Мастерство описания – главная черта автора физиологического очерка. В очерке нет сюжета, главное – колоритно описать «тип».

Рассказ – более сложный жанр, там есть оттенки типа, характера героя, система поступков, сюжет. Меняется природа портрета (портрет становится внутренним), возникают проблемы диалога, психологизма («Записки охотника» Тургенева, «Бобыль» Григоровича, «Слабое сердце» Достоевского).

Рассказ называется не по профессии героя или месту его службы, а именем героя или основного происшествия, послужившего сюжетом: «Ермолай и мельничиха», «Певцы» Тургенева, «Воробей» Достоевского.

Рассказ посвящается судьбе человека, которая может сосредоточиться в нескольких или одном эпизоде. – «Сорока-воровка».

Сочетание рассказов о помещиках и о крестьянах у Тургенева подводило к сложной повести. Оба полюса еще слабо связаны в едином жанре повествования. Даны два крестьянина – Хорь и Калиныч, даны два помещика («Два помещика»). В рассказе «Бурмистр» крестьяне нарисованы статично, вне сюжета; в центре внимания – Пеночкин и его «характерные» проявления. У Тургенева образ рассказчика и преобладание в его зарисовках сказа создают органический цикл.

Почти в каждом произведении того времени стоит подзаголовок, определяющий жанр, но авторские жанровые прикрепления не всегда совпадают с нашими историко-литературными. «Бобыль» верно назван рассказом. Но не всегда прав Григорович: он называет рассказами «Петербургских шарманщиков» (а это физиологический очерк) и «Деревню» (а это повесть).

Авторы нередко стесняются дать громкое название описываемому ими бытовому случаю, прибегают к оговоркам. Плещеев назвал повесть «Шалость»; там говорится о том, как богатый волокита-помещик обманул бедную белошвейку и женился на женщине из своего круга. Плещеев скромно называет свою повесть «очерком повседневной жизни». Жалостливый сюжет стал банальностью, обыкновенной историей.

У писателей натуральной школы есть и сложные жанры – «Актеон», «Онагр» Панаева. Это и повести (развитый сюжет, эволюция героев, трагическое напряжение), и физиологические очерки (о том свидетельствуют сами заглавия произведений и примечания автора о насекомых, «актеонах», «онаграх» и пр.).

В повести больший объем событий, широта охвата жизненного материала, большая сложность сюжетного построения, сила обобщения. Повесть – главный жанр натуральной школы (повести: «Деревня», «Антон Горемыка», «Маменькин сынок», «Двойник» и др.)

Роман еще не сложился в 1840-е гг. («Кто виноват?», «Обыкновенная история», «Бедные люди»). Исчез исторический роман, так как литература повернулась к современным темам. Роман 1840-х гг. основывается на малых жанрах натуральной школы, дает биографии, схватки типов, внутреннюю исповедь, пытается постичь механизм общества, его живые характеры.

Натуральная школа хочет разобраться в социальном зле, доля этого надо было 1) анатомировать русское общество, постичь его структуру, 2) вместо масок нарисовать живые портреты со всеми подробностями, 3) ввести в роман бытовое просторечие, 4) построить сюжет на житейских столкновениях, почерпнутых из жизни разных сословий.

«Обыкновенная история» восходит к гоголевскому сатирическому роману. Роман Гончарова – произведение о мелочах быта, заедающих человека, о власти вещей. Гончаров берет готовый в жизни тип, показывает, как тина засасывает человека и с ним происходит «обыкновенная история». Заслуга Гоголя и натуральной школы – изображение силы среды над человеком.

Достоевский в «Бедных людях» сосредоточил внимание на душевном мире простых людей и этим увлек читателей. Достоевский больше, чем Гоголь, обратил внимание на внутренний мир героев, поэтому в центре у него – психологические портреты. У Достоевского в романе развитие не событий, а чувств. В этом уникальность Достоевского.

Достоевский изображает не жизнь бедного чиновника как таковую, но самосознание бедного чиновника (Девушкина, Голядкина). У Макара Девушкина сознание своего достоинства. Достоевский возвысил самосознание простого человека, поставил самосознание униженных в центр произведения, уравнял всех людей, находящихся на разных ступенях социальной лестницы, сделал их равноправными героями времени.

Полифонизм Достоевского в зачаточном виде есть у других писателей, «монологистов». Споры о смысле жизни племянника и дяди Адуевых в «Обыкновенной истории» Гончарова, параллелизм биографий героев в «Кто виноват?» Герцена сродни полифонизму Достоевского. Повышенная идеологичность героев Достоевского – характерная черта натуральной школы.

Роман натуральной школы стремится к всеохвату жизни, социально-общественному детерминизму, диалектическому изображению героя и среды, уравнению в правах всех голосов, всех сословий в пределах одного произведения. Основные элементы будущих романов Тургенева, Толстого и Достоевского были заложены в 1840-х гг.

С 1842 года Белинский стал говорить об упадке русской поэзии и русского театра. В драматургии оскудении чувствовалось после гоголевских пьес и до появления пьес Островского.

С середины 1840-х гг. начинается некоторое пробуждение в поэзии. Ведущей фигурой был Некрасов, далее – Огарев, Тургенев, Плещеев. Это были поэты натуральной школы, почти все сформировавшиеся под воздействием ее программ (кроме Огарева). В поэзии медленнее, но повторились те же процессы, что и в прозе: демократизация тематики, беллетризация стиля, проповедь гуманизма в отношении к бедным, сатира на правящие верхи. Вырабатывалась своя поэтика. Майков в отзыве на стихотворение Плещеев писал: «Настает другая эпоха: в ходу сомнения и бесконечные муки сомнения, страдание общечеловеческими вопросами, горький плач на недостатки и бедствия человечества, на неустроенность общества, жалобы на мелочь современных характеров и торжественное признание своего ничтожества и бессилия; проникнутые лирическим пафосом воззвания на доблестный подвиг, стремление к вечному идеалу, к истине… – вот что теперь в ходу!»

Мотивы будущей некрасовской поэзии звучат в таких стихотворениях Огарева, как «Деревенский сторож», «Кабак», «Изба», «Арестант». Огарев писал: «Надо спуститься в низший слой общества. Тут-то истинная народность, всегда трагическая». Это и есть программа натуральной школы. Огарев мечтал создать социально-политическую поэму. В поэме «Юмор» Огарев разрабатывает новый тип поэмы, предопределяет поэтическую идею «Былого и дум».

У Тургенева развивается тема русской деревни. Это стихотворения «Долгие белые тучи плывут», «Федя», «Осень», «Деревня». Все темы лирики и поэм Тургенева объединятся позднее в прозаические рассказы «Записки охотника».

Поэмы Тургенева («Параша», «Андрей». «Помещик») – синтез лирических разработок. Границы между жанрами у Тургенева менее размываются. Сохраняются традиционные жанры и подзаголовки (дума, баллада и пр.). У Тургенева три жанра: 1) послание, 2) отрывок с философским раздумьем (без четкого жанрового признака, ближе к думе) и 3) поэма.

«Параша» и «Помещик» напоминают физиологические очерки натуральной школы: главная тема там – обличение пошлости помещичьей провинциальной жизни, дискредитация прежних «демонологических» значительных героев.

Высшее достижение натуральной школы – поэзия Некрасова. Некрасов резче отталкивался от традиции Пушкина и Лермонтова; пример тому - стихи Некрасова «Женщина, каких много», «И скучно, и грустно, и некого в карты надуть» и др. В поэзии Некрасова обилие необычных новых тем, почерпнутых из жизни народа, крестьянства, бедных людей. Некрасов ввел в поэзию урабанистические мотивы, едва намеченные у Тургенева. Предшественники Некрасова были слишком заняты собой, своей рефлексией. Некрасов повернулся у к людям («Когда из мрака заблужденья…»), старался быть рыцарем справедливости. Некрасов понимает, что в народном мире надо искать подлинные моральные ценности («Родина»). Некрасов поет дифирамбы маленькому человек (а не только испытывает сострадание к нему, как писатели натуральной школы).

Усилились сатира и воинственность в поэзии Некрасова. Некрасов обличает повседневное взяточничество, нечестность, обман, лицемерие, разврат господ («Чиновник», «Современная ода», «Нравственный человек»).

В поэзии Некрасова много выпадов против литературных противников натуральной школы. Женщина в его стихах – угнетенный человек. Некрасов рассказывает о постигшей женщину судьбе («Тройка», «В дороге», «Я посетил кладбище»). Лирическое послание в творчестве Некрасова превращается в размышление.

Некрасов пародирует традиционные жанры, понимая, что проза жизни и реальное течение дел диктуют самые прихотливые формы.

Изменяется напевность стиха Некрасова. Он чаще прибегает к трехсложным «печальным», «задумчивым» размерам (дактиль, анапест). Образ Музы осмысляется им не как пушкинская девушка-аристократка, а как «сестра родная» той женщины, которую секли на Сенной площади («Вчерашний день, часу в шестом…»). Уже в 1840-е гг. поэзия Некрасова представляла собой удивительно цельную систему творчества, выражавшую главные программные положения натуральной школы.

Слабее влияние натуральной школы в жанрах драматургии. Лишь в жанрах комедии было чуткое реагирование на сатиру и злобу дня. Водевили Некрасова, выступавшего под псевдонимом Перепельский (18841–1844) – первоначальные истоки комедийной драматургии натуральной школы. В водевилях Некрасова «Шила в мешке не утаишь, девушку под замком не удержишь» (1841), «Актер» (1841), «Петербургский ростовщик» (1844) много развлекательного, но некоторые комические ситуации, острые куплеты вскрывают неприязнь автора к невеждам-самодурам, помещикам-крепостникам, сатирическое отношение к чиновничеству.

Велика роль Тургенева в создании драматургии натуральной школы. Драматургическая поэтика натуральной школы разрабатывалась в пьесах Тургенева «Безденежье» (1846), «Где тонко, там и рвется» (1848), «Нахлебник» (1949), «Месяц в деревне» (1850. Уже в первых комедиях Тургенев ослабил фарсовые элементы, водевильную развлекательность, отказался от куплетов и стихотворной речи, стал писать прозой. Темы его комедий – бедные люди, эмансипация женщин, молодой боевой разночинец. Тургенев двигался от гоголевских анекдотических ситуация («Безденежье»), комических масок и гротеска («Завтрак у предводителя») к созданию сложных характеров, к передаче богатой психологии героев, приближался к чеховскому театру с его подводным течением. Все это соответствовало движению прозы натуральной школы с ее стремлением перейти от гротескных приемов Гоголя к обнаженному социальному детерминизму, романной универсальности, тщательно разработанному психологизму.

Вслед за Достоевским Тургенев выдвигает тему маленького бедного человека, способного противостоять своей несокрушимой моральной чистотой дикости и развращенности крепостников.

В своей драме Тургенев как бы заново переписал некоторые сюжетные ситуации романа «Кто виноват?». Герцен писал резкими мазками, Тургенев смягчал краски, ретушировал. Это также завоевание натуральной школы. Реалисты натуральной школы при четкости социального рисунка стремились передать переливы чувств, дать максимальное приближение к натуре, к естественности.

В 1840-е гг. содержанием искусства стал, по Белинскому, «художественный анализ современного общества, раскрытие невидимых основ его». Общие принципы худ изображения натуральной школы в 1840-е гг.: критический реализм, демократические тенденции творчества, интерес к низшим слоям общества, общественная, гражданская направленность, преобладание прозаических, сниженных жанров, внимание к быту, к будням жизни, реалистический язык, сближение литературного языка с просторечием.

Темы и герои

В натуральной школе было несколько сквозных тем. От творчества Пушкина и Лермонтова в натуральную школу перешли две темы: герои времени из дворян и эмансипация женщин.

В творчестве Гоголя, за исключением образа Тентетникова, тема положительного героя не поставлена. Гоголь как бы выключен из сферы этих высоких вопросов.

От Гоголя шли следующие темы: обличение «существователей», «коптителей неба», провинциального дворянства; сатирическое обличение чиновничества, критика социума, гуманистическое изображение маленького человека.

Натуральная школа поставила две новые темы: изображение 1) активного, боевого разночинца и 2) крепостной деревни.

В 1840-е гг. стали изменяться критерии оценки. Новые герои из дворян уже не обладали прежней силой общественного и художественного воздействия, они как-то полиняли. В Павле Кирсанове трудно узнать потомков Печорина. Печориных легко побивает в спорах Базаров. В итоге в натуральной школе положительный герой – герой не из дворян, а разночинец.

Картина эволюции дворянского героя в 1840-е гг. сложная. Дворянский герой умер не сразу. Герцен создает Бельтова. Герцен, Тургенев рисуют переходные образы – доктора Крупова, Андрея Колосова, Беляева.

Изменяется идеал общественного борца, идет критическая переоценка прежних типов героев. «Тихая работа сороковых годов», как ее определи Герцен, по своим результатам равна громкому восстанию. Герцен писал: «Около 40-х гг. жизнь из-под туго придавленных клапанов стала сильнее прорываться. …Ужас притупился, людям надоело в полумраке темного царства».

Время работало против дворян. В 1840-е гг. идет распад и деградация героев типа Онегина и Печорина. В конце 1840-х гг. опубликован «Сон Обломова».

Самая талантливая попытка героизировать молодого «лишнего человека» из дворян, показать его ценность – роман Герцена «Кто виноват?». Герцен внес много новых черт в характер героя, изменил строение романа. В романе «Кто виноват?» не отдельная судьба, а соотношение разных судеб, определяемых крепостничеством. Все большие и малые фигуры написаны в биографическом плане (а это типовая черта натуральной школы). Все проблемы – семьи, брака, положения женщин, русской интеллигенции, защиты личности – служат частным выражением основной темы – крепостничество есть главное зло. Роман этот начинается не с героя, а с фона, с судьбы угнетенного существа, Любоньки. Это тоже черта натуральной школы. «Физиологии» отдельных людей дают понятие о физиологии общества. Маленькая душа, душа маленького человека не противопоставляется истории народа. Из этих душ и состоит сам народ. Дан приговор целой системе общественного устройства. Если у Лермонтова эпизоды, то у Герцена – жизнеописания. В «Герое наш времени» Лермонтов раскрывает образ центрального героя. Герцен же раскрывает принцип жизни. У Лермонтова в центре – герой, а у Герцена – общественные вопросы. У Лермонтова упор на психологизм, у Герцена – на «общественную «физиологию», социологию. У Лермонтова все ответы известны заранее, у Герцена все движется к разгадке, и лишь в конце выясняется то, о чем спрашивает заглавие романа.

1840-е гг. требовали практической деятельности, а не голой рефлексии. Белинский осуждает Герцена за идеализацию Бельтова и критикует за то, что недостаточно раскрыто барство в герое.

Бельтов гуманнее Онегина и Печорина, он не эгоцентрист, повернут к людям, к добру, деликатен с женщинами, видит в женщине равное себе существо, достойное лучшей участи. Бельтов не вращается в свете, он остался только аристократом духа. У него есть практические шаги, попытки действовать. У Бельтова не хватает выдержки, его слишком привлекает внешняя сторона дела, хотя в благородстве его порывов не надо сомневаться. Он хотел заняться медициной, но вскоре охладел. Его испугала разноголосица мнений в науке: как же я буду лечить людей? Достигать результатов мозольным трудом он не умеет. И вдруг он вообразил себя художником, завесил стекла, перестал стричь волосы, ходил целое утро в блузе. Ничего не вышло из этого. На чужбине он удивлял немецких специалистов своими знаниями, французов – глубокомыслием суждений. Но он сам был еще никто и ничто. При видимой праздности он жил большой внутренней деятельной жизнью, ему была дана «ширь понимания». Бельтов решил участвовать в текущих делах, решил баллотироваться на выборах, но не смог. Он понял, что ему не совладать с чиновниками. Все время в романе идут красивые высокопарности, призванные оправдать неподготовленность, нерасчетливость, идеализм героя. Бельтов трусит перед реальностью. Он хотел перестать грезить, но спасовал. Герцен, кажется, жалеет своего героя. В тот момент, когда Бельтов опустился на крайнюю степень пассивности, автор начинает приподнимать его, сохраняя за ним «ширь понимания» …в любви. Испробовав все средства занять героя делом, Герцен заставляет «бедную жертву века» увлечься Круциферской и нарочито придает ему черты исключительной личности.

Натуральная школа начинала ценить не высокопарные добродетели, а реальные, земные, носителем которых были простые люди. После Бельтова началось быстрый распад образа «лишнего человека» («Родственники» Панаева, Тургенев «Дневник лишнего человека», «Гамлет Щигровского уезда» и др.).

Герой «Родственников» Григорий Алексеич – предтеча тургеневского Рудина. У него тихий, льющийся в душу голос, мягкое, кроткое и задумчивое выражение лица, за чтением умных книг он пленил сердце провинциальной барышни, которая начиталась в русских переводах французских романов. А дальше пошли испытания, в которых он спасовал. Он наполовину освоился с суровой жизнью. Когда возлюбленная предложила ему бежать из дома, он съежился, от его выспренных фраз о предназначении женщины ничего не осталось.

Образ «лишнего человека» выветрился окончательно, его человеческие и гражданские качества измельчали. Началось самобичевание, агония, что и изобразил Тургенев в «Дневнике лишнего человека» и в «Гамлете Щигровского уезда».

«Дневник лишнего человека» написан в жанре «Записок сумасшедшего» и «Дневника Печорина». Тема произведения – любовь. Но герой играет жалкую роль, функции сердцееда Печорина перешли к его сопернику, князю Н., отбившему у него Лизоньку и не женившемуся на ней. Острая способность к самоанализу привела героя к убеждению, которое он озвучивает: «я сверхштатный человек», «во все продолжение жизни я постоянно находил свое место занятым».

Еще более обнажено вскрывается болезненная психология «лишнего человека» в «Гамлете Щигровского уезда». Тургенев активно искал новых героев. Все дворяне в творчестве Тургенева – сословие духовно нищее, они – крепостники или выкинутые из жизни уездные гамлеты.

Прямое столкновение нового разночинного героя со слабодушным героем из дворян Тургенев изобразил в рассказе «Андрей Колосов» (1844). Здесь намечаются линии сопоставления Базарова с Кирсановым. Действие начинается с характерного для 1840-х гг приема: собеседники обсуждают высокие качества героя, человека особенного, необыкновенного. Они восхищаются волей, собранностью, твердостью Андрея. Тот честно отказался от девушки, которую уважал, но не любил. Безымянный рассказчик «пожалел» Варю, он противопоставил честной жестокости Колосова свою пылкую влюбленность. Вскружив голову барышне и дав обещание жениться, герой сбежал в решительный момент и однажды при случайной встрече на прогулке услышал брань ее отца за своей спиной: «Вот же бывают такие шаромыжники». В рассказе воплощена любимая идея Белинского – романтизм изжил себя повсюду, время требует действительности во всем: в фактах, в мыслях, в чувствах. В заключении рассказа делается вывод: «Мы все прозвали Андрея Колосова человеком необыкновенным. И если ясный, простой взгляд на жизнь, если отсутствие всякой фразы в молодом человеке может назваться вещью необыкновенной, Колосов заслужил данное ему имя». Разница между героями оттенена и материально: Колосов – сын бедняка и должен себя сам кормить. А слабодушный дворянчик аккуратно от отца получает деньги. Видимо, отсюда его безволие.

Простая структура столкновения характеров, пока проявившаяся только в сфере любви, стала вскоре усложняться, обрастать идейными, философскими мотивами. Образ нового героя все больше стал занимать писателей. Складывался новый тип разночинца, всё больше мельчал старый дворянский герой времени. Это отразилось в следующих произведениях: «Из записок доктора Крупова» Герцена, «Запутанное дело» Салтыкова, «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» Некрасова.

Незаурядный Андрей Колосов изображен еще опосредованно: о нем рассказывают другие лица, он служит им примером, вскоре исчезает из повести и не действует. Как сложилась его судьба, мы не знаем. Он только героический фон для исповедующегося никчемного героя.

Прямое столкновение с жизненными неудачам, тяжкие испытания правдоискателей из бедноты показывает Салтыков в «Запутанном деле» (1848). Иван Мичулин весь в водовороте жизни. Мы узнаём, как ведут себя люди, подобные Андрею, на разных жизненных поприщах.

«Запутанное дело» изображает несмиряющегося «маленького человека». Пусть выпад Мичулина против важного лица обессилил героя, но это уже бунт. Мичулин – не полноценный борец. Под арестом он теряется. Он попал в нехорошую проделку из-за некоторой житейской наивности. И все же он умирает не от простуды, полученной в тюрьме. Он сам говорит во сне возлюбленной Наденьке Ручкиной, что умирает от осознанного чувства несправедливости. Мичулин увидел во сне социальную пирамиду, от этого кошмара и умирает. Вся государственная иерархия держится на плечах простых Иванов. И один из них – Иван Мичулин.

Анализ и самоанализ героя из разночинцев начинал занимать в литературе все большее место. Повесть Герцена «Из записок доктора Крупова» (1847). Эта повесть – своеобразный физиологически очерк. Дана физиология общества, истории, человечества, цивилизации. Диагноз устанавливает врач, психиатр. Полное название повести: «О душевных заболеваниях вообще и об эпидемическом развитии оных в особенности, сочинение доктора Крупова». Крупов видит иерархию ступеней и форм удручающегося всеобщего сумасшествия, эпидемического заболевания, охватившего все человечество. Крупов стал наблюдать за скопищами людскими. На первый случай выбрал дом для умалишенных и канцелярию врачебной управы. Он был поражен сходством чиновников канцелярии с больными. Чиновники не хотели заниматься ремеслом, считали честную работу несовместимой с человеческим достоинством. Крупов понял, что все жители города поврежденные. Он критикует брак: брак есть «полюбовное насилие, когда хотят жить врозь». Крупов приходит к выводу, что вся история – автобиография сумасшествия человечества.

Герцен углубляет метод натуральной школы. В творчестве Герцена не голая эмпирия самодовлеющих фактов. Герцен указывает на новый, скрытый смысл, стоящий за фактами, хочет стереть будничные представления.

Незаконченный роман Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тростникова».

Обычно жизнь разночинца изображалась как падение, крушение иллюзий под ударами невзгод. Большинство из разночинцев страдали, умирали, не осознав своей судьбы, причин несчастий. Лишь Мичулин у Салтыкова прозрел.

Роман Некрасова «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» написан в форме автопризнаний. В 1840-е гг. было много повестей об эмансипации с любовными сюжетами («Последний визит», «Без рассвета» Кудрявцева, «Родственники» Панаева и др.) Художественные приемы изображения дружбы между мужчиной и женщиной не были разработаны.

Наиболее яркий роман 1840-х гг. об эмансипации – роман Герцена «Кто виноват?» Любонька проведена по трем кругам испытаний (Негровы, Круциферский, Бельтов), показана в росте и движении.

Тема «бедных людей», «маленького человека» – одна из любимых у писателей натуральной школы. Они оставили в стороне гоголевскую фантастику, условно-аллегорическое изображение мести Акакия Акакиевича своим притеснителям. Достоевский, Григорович, Бутков ищут земных, правдивых развязок, сосредоточивают внимание на психологии «маленьких людей», тщательно изображают обстоятельства их жизни. Главная задача писателей натуральной школы – показать в этих людях богатство свойственной им человечности. Эти «маленькие люди» во многом лучше сильных мира сего, вызывают сочувствие не только своим страданиями, но и способностью (пусть даже слабой!) к протесту. Они не борцы, но люди достойные, чтобы за них боролись. Чиновники стали чувствительнее изображаться, т.к. литература стала гуманистичнее, для нее носителем идеалов стали не избранные личности, а простые люди, толпа.

Натуральная школа в основном избежала сентиментальной чувствительности по отношению к чиновничеству. В натуральной школе была и сатирическая линия изображения чиновничества. Натуральная школа вскрывала все анормальности психологии «маленьких людей», их надломленность, филистерское смиренномудрие.

Главная заслуга в изображении «маленького человека» принадлежит Достоевскому. Его роман «Бедные люди» составил эпоху в истории развития натуральной школы. Достоевский идет дальше Гоголя. Достоевский, в отличие от Гоголя, не стремится нарочито к сатире, а полон патетического пафоса утверждения личности. У Достоевского герой интеллектуально развит. Читатель слышит голос трагической обреченности жертвы, видит царящую вокруг вопиющуюй несправедливость. Белинский ценил в романе Достоевского «глубоко проникающий в самое существо его трагический элемент».

У героя Достоевского не атрофированы ум и сердце, хотя жизнь его приплюснула. Ум героя Достоевскогоо работает. Он анализирует не только свои чувства к Вареньке, но и свой анализ. Макар осознает ценность своего труда. Он не дает затереть себя как ветошку какую-нибудь. Он вступается за честь Вареньки, когда ее однажды оскорбил офицер. Макар рассуждает о «Станционном смотрителе» и «Шинели». В его образе Достоевский отразил формирование нового читателя: чиновники сами обсуждают литературу о чиновниках. Достоевский тонко изображает платоническую любовь к падшей девушке, и в самой этой ситуации есть уже что-то чрезвычайно высокое и гуманное. Психологизм Достоевского в «Бедных людях» полон социального пафоса.

В повестях других авторов о бедном чиновнике наблюдается значительное расширение приемов изображения.

Даль в рассказе «Жизнь человека, или Прогулка по Невскому проспекту» с горькой иронией старается объединить «величие» и «падение» горюна. В рассказе Григоровича «Капельмейстер Сусликов» кухарка сочувствует Сусликову, оставшемуся без места, с глазу на глаз со своей неумной, невежественной, грубой супругой.

Натуральная школа 1) не становилась на позиции абсолютного заведомого оправдания «бедного чиновника», она анализировала «физиологию» этого явления, 2) не торопилась вслед за Достоевским анализировать подполье и двойничество, 3) не взваливала все вины на «маленького человека», а воспроизводила смятенную душу чиновника, жалела его.

Но в сознании современников представления о натуральной школе по справедливости связывались с беспощадным обличением пошлости российской действительности. Школа потому и заслужила название «гоголевской», потому что она подхватила и продолжила главную тему «Ревизора», «Мертвых душ», начав с новой силой обличать чиновников, взяточников, казнокрадов, крепостников. В миниатюрах альманаха «Первое апреля» основная тема – чиновничество, взяточничество.

Гоголь создавал типы, маски, концентрировал в образе прямые улики и характерные черты. Герои Гоголя сами себя разоблачают, «проговариваются»: уж слишком непригляден их облик, косноязычна речь, сами за себя говорящие фамилии, имена, прозвища. Образ у Гоголя – гротескный: сознательно заостренный, непременно комический.

У писателей натуральной школы всё всерьез. Отрицательные герои натуральной школы – простые люди, с обычными, чисто русскими именами, они вершат свои суетные дела в повседневной обстановке. К ним не надо приноравливаться. Натуральная школа «скучнее» писала об этих людях, не достигала той степени концентрированного типизма, который был характерен для произведений Гоголя. Отрицательные герои натуральной школы менее запоминаются, проходят серым потоком, воплощая в себе все дрязги и мелочи быта. Но в этом своеобразном понижении уровня типизации, по сравнению с Гоголем, таилась новая сила русского критического реализма. Натуральная школа показывала весь ужас тихой работы этих «существователей», повседневность творимого ими зла, разветвленность самых разнообразных проявлений пошлости. Чиновники и помещики в этих повестях – одна сплошная растленная масса, ей дано сознание своей безнаказанности, она откровенно чванлива и требует уважения своих нравов и прав. Натуральная школа обнажено-публицистично указывала на эти язвы. Происходило заострение темы, прямое и непрямое обличение пошлости. Достигалось это не только средствами гротеска, фарса, но и спокойной, сдержанно-желчной формой суда над ней от лица общественного мнения. Это стало делаться без явного нажима. Пошлость осуждалась всем здравым смыслом гражданского сознания. У Гоголя гротеск еще связан с надеждой, что люди поймут, как они смешны, и исправятся. У писателей натуральной школы, если они прибегают к гротеску, гротеск дается вчуже, сухо, однолинейно, беспощадно. Герцен холодно и зло рисует генерала Негрова, его грубый деспотический нрав, бездушие заведенных им порядков. Гоголь изображал героев через вещи, Герцен – тоже. Но цель Герцена – показать внутреннюю, моральную опустошенность крепостника-себялюбца, владеющего рабами. О чувствах Герцен не говорит, бездушие Негрова показано через внешние перемены. Автор зло описывает преступную страсть Глафиры Львовны Негровой к домашнему учителю Круциферскому. Гротеск Герцена буквально приобрел «физиологический» характер. Герцен обыгрывает метафору – горение разжиревшей барыни от любви: горит жир, «пожар бывает очень продолжителен там, где много жирных веществ – лишь бы разгореться». В этой любви-блажи нет ничего духовного, поэтому Герцен пресловутому приему физиологических описаний вернул их прямой смысл.

В многочисленных повестях и поэмах натуральной школы выведено серое провинциальное дворянство. Жизнь без всякого ума, примитивные интересы, прихоти, угодничество, чинопочитание, нажива, карьера, чичиковщина сочетаются с жестокостью и самодурством. Так, у Тургенева в комедиях «Завтрак у предводителя», в «Богатой невесте» Меньшикова дворяне – безмозглые чудаки.

В произведениях писателей натуральной школы излюбленный мотив в изображении пошлости дворян – контрастное сопоставление свежей молодости, мечтаний, благородных порывов героев в начале произведения с той спячкой, апатией, тупой жестокостью, равнодушием, к которым они приходят в конце. Среда заела, жизнь поломала все прекрасные мечты, и герои не жалеют об этом, не замечают, во что они превратились. Осуждается и среда, и сам герой. Одна из повестей Галахова на эту тему так и называется: «Превращения». Тургенев в поэмах «Параша», «Андрей» тонко обличает пошлость.

Новаторское достижение натуральной школы – постановка темы крепостнической деревни на повседневное обсуждение, воплощение ее в высокохудожественных образах крестьян. Показана несправедливость крепостничества в повести Победоносцева «Няня«(1846): старая няня оказывается подлинным ангелом-хранителем героини, вместе с барышней она терпит напраслину от барина и барыни; эта повесть – апофеоз простой крепостной женщины.

В произведениях натуральной школы начиналось сатирико-обличительное изображение отрицательных сторон и патетическое прославление положительных героев и идеалов. Почву для решения своих обеих задач натуральная школа нашла в деревне, где максимально проявлялась сущность крепостничества, а в крестьянстве таились источники здорового и положительного.

При изображении крестьянской жизни писатели соединяли этнографический и описательный элементы с острым социальным анализом крепостнических отношений. Очерки Даля в 1840-е гг. были перегружены описаниями подробностей быта, привычек крестьян. Даль воссоздавал местный говор крестьян, рассказ о том, как крестьяне едят, спят, трудятся, совершают различные обряды.

Натуральная школа 1) отказалась от изображения «дворянских гнезд»с их внутренними семейными и любовными треволнениями, 2) избирала крестьянскую тему, 3) возвращалась к барину в связи с познанной основой основ крепостничества, расценивая все явления с этой точки зрения. В «Деревне» Григорович не описывает приезд барина в деревню, не описывает его забавы, охоту. Григорович понимает, что сюжет его повести рисует образ барина в ином ракурсе, что «весь» барин не нужен, так как не он герой «Деревни».

Тема крепостного права ярко отражена Тургеневым в рассказе «Бурмистр». «Записки охотника» – миниатюрная энциклопедия русской жизни 1840-х гг. Там впервые поставлены лицом к лицу барин и мужик. Тургенев изобразил всю цепь взаимосвязанных явлений русской жизни, представил ее в ином свете. Тургенев придал много жизни образам обоих социальных лагерей – и крестьян, и помещиков (у Григоровича же только образы крестьян были разработаны). Тургенев прибавил к галерее гоголевских лиц много новых. У Тургенева вместо гоголевских списков «мертвых душ» выступили живые лица – Хорь, Калиныч, Ермолай, Яков Турок и др.

Писатели натуральной школы не стремились идеализировать крестьян. Григорович написал рассказ «Бобыль», Тургенев – «Свидание», Гончаров – «Сон Обломова», в которых уже выведены основные черты обломовщины, захватившей и бесчисленных Захаров. «Бобыль» Григоровича. Умирает на соломе старик, бобыль, в пути попросившийся на ночлег в барскую избу. Григорович обличает не только лживое человеколюбие хозяйки дома, ее соседки, но и бесчеловечное равнодушие своей братии, в праздник подгулявшей деревни, которая выпроваживает бобыля на дождь, в непогоду, не дав спокойно умереть. Пошлость проникла и в народную толщу. Ее заражены и помещики, и старосты, которые боялись ответственности за мертвое тело. Этот страх определил и мораль всех жителей деревни. Рассказ Григоровича ведет к Чехову.

Итак. Натуральная школа наметила в характеристике русского простонародья и отрицательные черты как наследие крепостничества.

Сюжетосложение в произведениях натуральной школы

В сюжетах предшествующих натуральной школе реалистических произведений определяющим моментом было центральное положение главного героя. Это эгоцентрически романтическая традиция («Евгений Онегин»).

В практике натуральной школы на первый план выдвигаются и герои, и объективные обстоятельства, среда; не любовные, морально-этические мотивировки и стимулы, а материальные условия. Разбивался замкнутый сюжет любовного романа, повести: роман и повесть становились в основном социально-общественными, аналитическими. В произведениях натуральной школы исчезает быстрый ход интриги, появляется обстоятельное раскрытие всех подробностей жизни.

Герой произведений натуральной школы почти никогда не показывается сразу, произведение начинается с описания обстановки. Обстановка должна сказать главное о герое, который ничем не приметен и ютится где-нибудь в углу, на чердаке. Долго неясными в своих конкретных очертаниях остаются Макар Девушкин и Варвара Доброселова. По крупицам, из обмолвок собираются о них сведения: кто они, что они.

В произведениях натуральной школы сцепление между эпизодами и героями часто внешнее. Герои живут в одном доме, снимают номера – их всех свела нужда. Происходит своеобразная децентрализация сюжета, параллелизм в освещении судеб различных героев. Повествование о каждом из героев начинается сначала: родился, мытарился и вот теперь сюда попал. Каждый эпизодический характер хотя бы скороговоркой рассказчика представлен обычно с вниманием, как по паспорту. Это объясняется 1) влиянием очерковой замкнутости физиологического очерка, 2) стремлением реализма 1840-х гг. идти вглубь причин, объясняющих поступки и судьбы героев, роли среды, в которой формируется герой.

Увлечение урбанистической темой повлияло на сюжетосложение писателей натуральной школы. В их творчестве город дан с самой неприглядной стороны – углы, чердаки, где прозябает беднота. Самое важное и интересное – судьба человека.

Некоторые приемы сюжетосложения вскоре стали штампами. Герой входит во двор огромного двора (описание двора), расспрашивает дворника, нет ли свободной квартиры или угла (описание дворника и неизвестного господина, «темного», «горюна»). Оказывается, что у какой-нибудь Клеопатры Артемьевны (обязательно яркое, необычное имя, с контрастирующим отчеством, чисто простонародным) сдается тихим и благонамеренным жильца некая жилплощадь (описание квартиры, углов, закутков, перегородок, общей залы, где жильцы чай пьют по вечерам со своим сахаром). Идет описание жильцов. Что ни человек, то целая судьба. В основном это беднота, бывшие люди, мечтатели, чудаки, потерпевшие несчастье от сильных мира, несправедливо обиженные. Выхватывается один из них и превращается в главного героя. Среди жильцов втихомолку живет падшая девица или сирота, вокруг которой завязывается романтическая часть сюжета. Повесть вся склеена из физиологических очерков. И это уже сюжет с завязкой и развязкой («Запутанное дело» Салтыкова, «Темный человек» Буткова). По тем же законам строятся сюжеты почти всех произведений Достоевского той поры.

В отличие от Гоголя, писатели натуральной школы основывают сюжеты не на анекдоте, а на скандале (особенно Достоевский), что позволяет обрисовать не только ситуацию, но и характеры, страстные споры героев (скандал). Скандал и в творчестве Достоевского, и в основе сюжетов «Сороки-воровки», «Доктора Крупова», «Кто виноват?», «Обыкновенной истории» (споры между племянником и дядей Адуевыми). Скандал позволяет выявить незаметного человека, сосредоточить на нем внимание. Скандалы более высокого ранга отражают полифонизм, столкновение мнений, теорий героев.

Еще одна важная черта произведений натуральной школы – повышенная идеологичность героев. Все герои – они носители определенной концепции жизни, все имеют свою идею, одержимы жаждой самоутверждения в спорах с другими.

В прозе натуральной школы много прямых внушений Белинского-критика, отголосков и полемических ошибок того времени. Писатели вкрапляют тексты Белинского – так они реагируют на злобу дня и подтверждают, что придерживаются определенной программы. В «Бедных людях» Достоевского у Макара Девушкина преувеличенная заинтересованность в вопросах литературы. Из 55 писем романа чуть ли не в половине имеются литературные споры, сетования, оценки. Это дань времени, дань натуральной школе. Произведения Герцена насыщены литературными реалиями того времени. В «Кто виноват?» все разговоры носят на себе печать известного кружка.

Личность Белинского влияла на современников, на общественное воспитание чувств. Поиски нового героя времени приводили к невольным и осознанным соотнесениям с чертами Белинского. Это отражено в поэме Некрасова «Медвежья охота», в повести Тургенева «Пунин и Бабурин»; роман «Отцы и дети» посвящен памяти Белинского.

В литературу просачивается фразеология статей Белинского и его писем. Нет повести, где был бы выведен Белинский, но есть особые детали, краски, которые напоминают его.

Некрасов вводит в «Петербургские углы» рассуждения, в которых проглядывают абзацы статей Белинского, искусно контаминирует отрывки его статей.

Многие произведения натуральной школы начинаются с описания беседующей групп людей, раздаются различные голоса при обсуждении какого-либо вопроса. Воссоздается атмосфера 1840-х гг. В «Сороке-воровке» Герцена выведены славянофилы и западники.

Сюжетосложение натуральной школы не получило законченного исторического завершения, оно отошло от шаблонов старой романной структуры. Писатели склеивали свои сюжеты из эмпирических кусков, включали публицистические мотивы, моралистические сентенции. Но в этом хаосе таились новые возможности выхода к более широким синтезам.

Незавершенность сюжетослсожения и осознание народа в качестве главной темы и действующего лица произведений открывали широкий доступ в произведения натуральной школы сырых лексических масс, народного просторечия, но эти стилистические новшества были недолговечны.

Стиль писателей натуральной школы

У большинства писателей натуральной школы был яркий экспрессивный стиль при изображении ярких социальных пластов. Вывески стали твердым урбанистическим мотивом, вводящим физиологию города. В произведениях писателей натуральной школы город как бы сам о себе рассказывает.

Писатели натуральной школы заимствовали у Гоголя 1) каламбурный стиль, несуразные обороты речи героев, 2) комические детали, 3) вмешательство автора (рассказ Григоровича «Карета», 1844), 4) смешные, словно нарочно придуманные имена героев.

При этом писатели натуральной школы с сочувствием изображали мир, хотели спасти бедного человека. Поэтому колорит их произведений становился серьезнее: они рисовали точные черты определенного социального круга людей.

Заключение

Натуральная школа давала все новые всходы в последующем реалистическом творчестве. Чернышевский в «Очерках гоголевского периода русской литературы» сказал: «Это была единственная школа, которой может гордиться русская литература». Новая литература после Крымской войны является не натуральной школой, а релистическим направлением.

Толстой в начале 1850-х гг. нашел свой путь философских и нравственных исканий. Толстой продолжал традиции натуральной школы.В «Рубке леса», в «Севастопольских рассказах» Толстой в духе натуральной школы дает морально-психологические табели солдат и типы офицеров. В «Утре помещика» Толстой зарисовывает целую галерею мужиков, напоминающих галерею крестьянских типов у Тургенева. У Толстого заметен переход к жанру философского рассказа.

В русской литературе получали дальнейшую разработку поставленные натуральной школой темы. Натуральная школа утвердила господство прозы, романа, повести, это остается в силе в 1850-е и последующие годы.

Островский в духе заветов натуральной школы изображает купечество; в литературу входит новый пласт русской жизни.

Натуральная школа – альма матер самых сильных начал русского классического реализма XIX века.




Дата добавления: 2015-09-11; просмотров: 28 | Поможем написать вашу работу | Нарушение авторских прав

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Состав школы| Натуральное мыло ручной работы

lektsii.net - Лекции.Нет - 2014-2024 год. (0.027 сек.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав